RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 3(51)2007 » Мальта

Просмотров: 4 820
Об авторе
Автор статьи:

Мальта

Я не вижу никакого смысла в поездке в страну, которая описана десятки раз!

Именно с подобных мыслей началось мое путешествие на Мальту по приглашению старинных друзей нашего журнала Анастасии Будыхо и Евгения Тамашова – владельцев Abyss Diving Club.

И дело даже не в том, что за последние пару-тройку лет Мальта десятки раз восторженно рекламировалась эпистолярно в различных изданиях. Просто на пыльном складе своих мозгов я так и не нашел места для этого «ящика достопримечательностей» с маленьким лого в виде креста – уж очень разрозненные обрывки информации скопились за много лет! Короче, чего ждать от подобного трипа, я не знал. Впрочем, поводом для этой поездки послужило нестандартное событие, но об этом чуть позже.

Поездка началась с приятной мелочи. Дама на регистрации Air Malta, строго оценив наши сумки, сказала: «Придется платить!». И, пожалуй, первый раз в жизни после подобного заявления и нашего вялого «…но, мэм, это спортивное дайверское оборудование…», мы получили добро на бесплатный провоз +20 кг к основному грузу. Правда, пришлось практически поклясться в наличии дайверских сертификатов, хотя нашу готовность демонстрировать таковые никто не оценил.

Идея этой статьи родилась неожиданно сама собой. Собственно, главной целью нашей поездки стало событие, которое будет описано отдельно в одном из следующих номеров ОКТОПУСа. Эта же статья – обрывки записей наблюдателя, впервые оказавшегося в стране без туристичекой программы, гида и карты.

Начало. Я думаю, что многие сталкивались с тем, что менталитет островитян сильно отличается от «хомосапиенс» материкового происхождения. Мальта, несмотря на свой весьма седой возраст «цивилизованности», не исключение. Да это, наверное, и понятно. Куда можно торопиться на острове, который чуть меньше, чем треть Москвы?! Не удивительно, что многие наши соотечественники, прибывшие сюда первый раз, начинают нервничать и «ерзать» уже на паспортном контроле, когда благодушного вида офицер-полицейский неспешно изучает паспорт на каждой странице (включая три разворота, заклеенных египетскими марками), потом некоторое время думает/заполняет длинную форму в своем компьютере, после чего сообщает, что оплатить можно дальше по коридору, а забрать паспорт в отдельной комнате, после того, как в него вклеят визу. При этом, вылетая из Москвы, на руках должна быть бумага, подтверждающая, что визу выдать можно. Вы отдали паспорт, и тут происходит самое интересное. Если вашими визовыми делами занимается туроператор, то паспорт можно не ждать. Его доставят к вам в отель через пару дней (в нашем случае прошло четыре). Но вот, вырвавшись из цепкой рутины получения легального права кратковременного прибывания на древнейшем клочке цивилизации, вы выметаетесь из аэропорта и… в нашем случае сталкиваетесь с Евгением Томашевым, который, конечно же, рад встретить вас после двучасового ожидания! Дальше грузим наше дайверское барахло в пикап и, так полагаю, классическая попытка сесть на место водителя. Женя привычным жестом и соответствующей фразой указывает на место с левой двери…

Дороги, водители, автомобили. Дороги на Мальте есть! Целых 1742 км! Их я оценил бы на 4, хотя встречаются участки, где движение затруднено из-за ремонта проезжей части. Кроме того, дороги – это основное средство сообщения между городами, а их на острове огромное количество. И вот примерно на двадцатой минуте езды на Land Cruiser-е, проехав, по крайней мере, десяток указателей с названиями городов, Женя безапелляционно заявил, что передвигаться по этой стране без автомобиля не имеет никакого смысла, т.к. увидеть ничего не удастся, поэтому для нас арендовано авто. После чего поинтересовался, а есть ли у кого права. Права нашлись, и мы подъехали к нашей, как потом мы ласково окрестили, «косметичке на колесах» – Peugeot-107. Как это ни удивительно, но позже выяснилось, что данный «экипаж» запросто вмещает два технодайверских комплекта и трех пассажиров.

Пожалуй, сейчас я могу сказать, что это был правильный выбор. Действительно, без машины передвигаться по острову возможно только на автобусах (что экстремально), на такси (что хорошо) или на вертолете (что еще дороже). В среднем аренда такого авто обойдется в 10 мальтийских лир в день, но если заказывать машину через ребят из Abyss, то можно получить дисконт. Позже мы встретились с совладелицей MarCar Services (именно эта компания предоставила транспорт), и вот что узнали о нюансах индустрии: наибольшей популярностью пользуются именно небольшие автомобили, хотя компания предлагает полный ряд Peugeot от 107 до 607. Так же возможна аренда микроавтобусов Peugeot 807. Кроме того, с этого года можно арендовать кабриолеты Alfa Romeo, новые 207-е и 307-е Peugeot, а также квадроциклы. Как и везде, для аренды необходимо иметь при себе водительское удостоверение и кредитную карту. Страховой взнос взымается в том случае, если автомобиль получил необратимые повреждения по вашей вине и составляет 150 лир для малолитражных и 200 лир для спорткаров и люкс-класса. В случае инцидента достаточно связаться с MarCar, дождаться приезда агента и представителя дорожной полиции. За четыре года работы компании не было ни одного случая взлома либо угона машин, и в этом смысле Мальта является очень спокойным регионом. Но не стоит искушать судьбу и оставлять ценные вещи прямо под стеклом. Для того, чтобы арендовать авто, нет необходимости приезжать в офис компании. Достаточно сделать заказ по телефону, и машину привезут к указанному месту (аэропорт, отель). Что еще примечательно? Если вы выпили лишнего, то можете позвонить в офис MarCar в любое время, и вам пришлют водителя. Эта услуга будет стоить не дороже стандартного такси (5-7 лир). По нашему опыту можем сказать, что вождение после стакана вина здесь допускается, хотя и не стоит злоупотреблять дозировкой. А вот наиболее удобный вариант аренды для русских туристов – заказать автомобиль через Abyss. Во-первых, вы получаете дополнительную скидку, а во-вторых, это возможно сделать через Интернет.

И еще несколько замечаний. Дорогие водители, не стоит умножать все знаки на два, как это принято на нашей родине. На это есть две причины. Первая – это местный колорит. Помните, я писал выше, что никто не торопится? Так вот, это правда, и машины на участке со знаком «75» могут ехать со скоростью 45 км/ч и, если это будет раздражать, то лучше смиритесь и молитесь, чтоб на вашем пути не попался «шумахер», у которого 25 км/ч – это предел его болида. При этом надо понимать, что дороги достаточно узкие и мест для обгонов не так уж и много. Второй повод не носиться даже ночью – это штрафы. Нет, вы не увидите южного брата полосатого жезла, но большинство дорог оборудовано фотоаппаратами со вспышками, а номер вашей кредитки находится в конторе проката. Так что, если вы устроите себе маленький

«F-1 Гран При Мальты», не удивляйтесь себестоимости этого предприятия, рассматривая банковскую выписку.

И помните, уставшие, но счастливые, возвращаясь в отель вечером: тротуар слева, встречное движение справа. Лично я регулярно забывал об этом. Кстати, правило «уступи дорогу транспорту справа» здесь тоже работает.

Люди. Так же, как глубоко перемешаны стили в архитектуре, в жилах мальтийцев намешано много кровей. Описать среднестатистического мальтийца сложно. В основном это люди невысокого роста, без шеи, достаточно часто страдающие избыточным весом, добродушны, но эмоционально похожи на вспыльчивых представителей юга Италии. При этом расслаблены и пребывают в состоянии здорового «пофигизма» арабских соседей. Это невероятно, но 20 здоровых мужиков (рыбаков, докеров и т.д.) могут собраться в парке с маленькими птичками в клетках, выстроить их в круг, поставив по центру клетку с самым «Карузо»… Как вы думаете, зачем это?.. Да в учебных целях, дабы остальные птицы учились у мастера. При этом джентльмены не устраивают попойку и дебош, а умильно любуются своими питомцами. Кстати, о питомцах. По рассказам на Мальте знают только три породы собак – английского бульдога, лабрадора и мальтезе дога (собственно, к третьей породе относятся все остальные собаки мира).

За все десять дней пребывания мы ни разу не встретили какого-либо негатива в сторону туристов, да, впрочем, это понятно. Как говорят сами мальтийцы: «Мы же на острове, мы здесь все счастливые люди». Это удивительно, но, прикоснувшись к этой счастливой культуре, сам поневоле заряжаешься позитивным настроем.

Про Атлантиду и отель. В мире бытует устоявшееся мнение, что Мальтийский архипелаг – часть некогда ушедшей под воду большой и сильной цивилизации. В этом, пожалуй, есть рациональное зерно. Ведь и на Мальте, и на соседнем Гозо достаточно много построек-мегалитов, датируемых вплоть до 3000 года до н.э. Эти «монстры» впечатляют и не оставляют и тени сомнения в том, что цивилизация, выстроившая их, была ВЕЛИКОЙ. Кроме того, большинство людей верит, что подобные постройки не под силу простым смертным, и не обошлось тут без вмешательства с других планет.

Но это все домыслы. Факты говорят лишь о том, что на территории Мальты находятся древнейшие постройки мира (официально внесены в книгу рекордов Гиннесса храмы Mgarr and Skorba на Мальте и Ggantija на Гозо, постройки датируется примерно 3250 годом до Р.Х.)

Недавно были обнаружены постройки и под водой (невдалеке от Сент-Джулианс, впрочем, по вполне понятным причинам погружения туда запрещены государством). Этот факт подтверждает, что огромная часть суши ушла под воду. Ничего не напоминает?

О постоянной подвижке дна свидетельствует факт, датированный летом 1831 года, когда в пятидесяти километрах к западу от Мальты был обнаружен и нанесен на карты остров, которого не существовало до этого момента. Уже к январю 1832-го остров разрушился и волны сомкнулись над ним. Что же, затопление великой цивилизации вполне могло быть, хотя звучит это действительно фантастично!

Наше знакомство с мегалитом в Буджиббе состоялось прямо на территории отеля. Это святилище представляет собой выдающееся достижение медного века. Фрагменты храма, который мы можем увидеть сегодня, – это главный вход, накрытый единым многотонным блоком-плитой. К сожалению, два блока с рельефными спиралями, характерными для береговых построек того периода, были перевезены в археологический музей Валетты. Но даже оставшийся вход потрясает воображение. Удивительно, этим стенам более 3000 лет!

Спустя примерно 4967 лет после постройки храма вокруг его остатков был возведен Dolmen Resort Hotel. За сорок лет отель не единожды перестраивался и дополнялся, но, как и прежде, из окон своих номеров вы можете созерцать площадку с входом в святилище. Конечно, это главная достопримечательность, хотя, как и подобает четырехзвездочному отелю, в нем есть много приятных моментов – четыре бассейна (один закрытый, находится рядом со SPA-центром и спорткомнатой, впрочем тренажерами туристы здесь явно не злоупотребляют), казино, собственный закрытый пляж у моря, несколько баров и ресторанов, большой конференц-зал. Интернет есть в номерах, но WiFi работает только в холле. И там, и там услуга предоставляется за деньги и стоит 1,5 лиры в час (около $4,5). На пляже отеля расположился один из офисов Abyss Diving, где, конечно же, могут пройти обучение все те, кто будет с вами, но еще не причислен к отряду ластоногих. Бронировать отель можно как напрямую, так и через Abyss Diving, что, как вы догадались, обеспечит дополнительную существенную скидку.

Валюта и еда. Мальтийская лира Lm одна из самых дорогих валют мира. За одну лиру дают около 3 долларов США или 2,4 евро. С 1 января 2008 года Мальта окончательно входит в денежное пространство ЕС и лира будет выведена из оборота. Жаль, это очень красивые и колоритные деньги, которые предают в жертву глобализации! Но пока лиры в ходу, вы смело можете собрать небольшую, хотя и существенно дорогую, коллекцию купюр и монет.

Несмотря на ваши нумизматические пристрастия, деньги с собой стоит привозить в евро, поскольку большинство магазинов и ресторанов их охотно принимают, а значит, вы ничего не потеряете на курсовой разнице.

А вот по ресторанам ходить стоит. Готовят здесь вкусно и разнообразно. При этом практически одну и ту же еду можно найти как за 1,5 лиры так и за 4,5! Так что будьте бдительны, приглядывайтесь к меню и поварам. Из местных блюд, обязательных для пробы: рагу из мальтийского кролика, все виды рыбы и Farson’s Lacto Milk Stout, который является рекордсменом как самое темное пиво мира (его цветность выше Guinness Draught Stout в три раза). Последний вид еды ищите в пабах, которые в обилии рассыпаны по всей туристической зоне. В целом не бойтесь экспериментировать, иногда обшарпанная, на искушенный взгляд российского туриста, забегаловка оборачивается очень вкусным, питательным и недорогим обедом.

Море. Наверное, никого не удивит тот факт, что для нас море – одна из самых главных достопримечательностей в любом уголке планеты. Описание дайв-сайтов Мальты заслуживает отдельной, да и не одной статьи. Ведь сложно рассказать о море в двух словах.

Так повелось, что у многих сложился стереотип, мол местная нырялка – это суровые «технарские» погружения. Естественно, это не так, и вокруг Мальты, Гозо и Камино огромное количество дайв-сайтов в рекреационных глубинах. Причудливые каверны и заманчивые гроты, затопленный специально для дайверов паром и погибшие в катастрофах корабли. Все это имеет место быть. Конечно, есть поле-не-паханное и для более серьезных погружений как среди рэков, так и среди пещер. Вы наверное удивитесь, но в этот свой первый приезд на Мальту за десять дней мы сделали всего лишь три погружения в море, ведь у нас была другая заветная цель, но позже об этом, позже!

На Мальте у нас состоялась встреча с Юрием Олюниным – исполнительным директором Международного института океана (International Ocean Institute). Эта организация была создана в 1972 году и является по сути сетью оперативных центров в 25 странах мира. Институт был создан в поддержку конвенции по морскому праву. Основная цель института на сегодняшний день – это пропаганда защиты окружающей среды и образование в области использования морских ресурсов как в открытом океане, так и в прибрежной зоне. Раз в два года институт проводит конференцию под общим названием «Мир на морях». В этом году конференция пройдет на Мальте с 5 по 8 ноября, тема конференции – «Волны перемен – женщины, дети и море, их роль в защите окружающей среды и ресурсов океана». Список тем, поднимаемый этой конференцией, огромен. Ознакомиться, а также получить информацию о регистрации можно на сайте Мальтийского оперативного центра www.capemalta.net или непосредственно на сайте Института www.ioinst.org.


Зачем мы приехали. Этот вопрос можно мусолить вечно. Если копнуть глубже, то становится ясно, что приехали мы из-за ребят из Abyss, точнее из-за того, что они нам предложили. Конечно, они обеспечивают отменный прием клиентам своих дайв-центров, но в данном случае это нас совсем не манило.

Так сложилось, что Евгений и Настя плотно сотрудничают с местной киностудией водных спецэффектов Mediterranean Film Studio Water SFX. Я даже сказал бы, что сейчас они фактически интегрированы в студию, т.к. отвечают за подводный съемочный департамент. Работа на студии самая разная – от съемок рекламных роликов до полномасштабных художественных фильмов. Здесь снимались «Хозяин Морей», «U-571», «Dus Boot».

Прелесть в том, что любой гость Abyss Diving может быть задействован (конечно, по желанию) в тяжелом, но увлекательном съемочном процессе. Поверьте, развлечение того стоит, ведь кто не мечтал попасть на настоящую фабрику грез!

Кроме того, поскольку студия оборудована несколькими разноуровневыми бассейнами, это отличное место для проведения учебных погружений. В одном из бассейнов есть даже некоторое количество затопленных ходов-штолен.

Одним словом, экскурсия на студию – это увлекательно, но нам повезло еще больше. Мы стали участниками съемок художественного фильма о самой большой трагедии на море в истории человечества – гибели лайнера Wilhelm Gustloff, которые проводила немецкая киностудия UFA. Наша работа на площадке заняла пять дней, точнее ночей, так как съемочный процесс проходил именно ночью. Об этом увлекательнейшем мероприятии читайте статью в следующем номере ОКТОПУСа.

P.S., или почему надо вернуться. Во-первых, здесь самый вкусный газированный напиток, имя которому Kinnie. На него присаживаешься с полбутылки, и забыть этот вкус невозможно. Во-вторых, лично мое воображение просто будоражат рассказы о многоярусных закрытых подземельях Мальты, в которых найдены останки нескольких десятков тысяч людей пятитысячелетней давности, т.е. это – одно из самых древних сооружений мира, с которыми связаны огромное количество легенд и необъяснимых вещей. В-третьих, здесь надо провести полжизни, чтоб обнырять все рэки и пещеры. Впрочем, пожалуй, половины не хватит. В-четвертых, лично я не против провести всю жизнь, вот только миграционные власти страны придерживаются в мой адрес явно другого мнения! В-пятых, в-шестых… в-десятых… продолжать можно до бесконечности!

Благодарим Мальтийское управление по туризму за помощь в организации поездки.

Текст: P.G.
Фото: P.G., Юлия Голосий

Архивная статья из № 3 (51) за 2007 г.

Рубрики: 3(51)2007, Архив

Метки: , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111