Архивная статья из № 2 (32) за 2004 г.
Океанский лайнер «Британик» (HMHS Britannic), забытая сестра «Титаника», многими подводниками признан Эверестом среди всех рэков, на которые можно погружаться. Международная команда дайверов раскрыла секреты корабля, лежащего на глубине 400 футов — тайну, скрытую на протяжении 87 лет. В этой статье фотограф экспедиции Лей Бишоп рассказывает о том, как развивались события.
На глубине 118 метров видимость была просто фантастической, и лучи света освещали самый большой из затонувших океанских лайнеров во всем его величии. Прошли долгие пять лет с тех пор, как я в последний раз видел этот великолепный корабль. Моей задачей в команде было создание фотографий для плана. Огромные винты лайнера, лежащего на морском дне с креном на правый борт и освещенного ярким греческим солнцем, — пугающая картина, которую никогда не забудет ни один человек, посетивший этот рэк.
Я аккуратно установил штатив с Nikon SLR на морское дно. Краем глаза замечаю, что мой постоянный партнер по погружениям, Ричард Стивенсон, расположился рядом с правым винтом. Всматриваясь в видоискатель, понимаю, что человек в качестве масштабной линейки создает то самое ощущение, которое я хотел бы передать. Ричи знает правила игры, и замрет на время, необходимое, чтобы наш шедевр был запечатлен на черно-белой пленке.
Карл Спенсер, возглавляющий экспедицию, совершил погружение на «Титаник», и теперь он твердо сконцентрировался на его близнеце «Британике». Подготовка экспедиции и добыча всех необходимых разрешений были изматывающим процессом, и никто не желал успеха экспедиции больше Карла. Его команда, состоящая из специалистов по погружениям на затопленные объекты, приехавших со всего света, будет осуществлять видеозапись на DV-Cam глубоко внутри судна. Эти записи предназначаются для команды National Geographic.
Было выбрано несколько ключевых моментов для исследования, и успех экспедиции лежит на плечах всей команды. «Британик» был обнаружен Кусто в середине 1970-х, и с того момента четыре экспедиции предпринимали попытки выяснить, почему «Британик» затонул и почему затонул так быстро — в три раза быстрее своего близнеца, несмотря на все произведенные усовершенствования. Был ли «Британик» погублен миной или немецкой торпедой и что заставило «Британик» так быстро затонуть. Команде необходимо добыть и принести домой четкие доказательства, полученные при помощи сонара бокового обзора и отснятых фото- и видеоматериалов.
Ребризеры теперь достигли совершенства и стали одним из ключевых инструментов, при помощи которых предстоит раскрыть тайны «Британика». Благодаря их использованию наше время пребывания под водой увеличилось, и мы сможем проникнуть значительно глубже внутрь судна, чем это удавалось любой из предыдущих экспедиций. С донными временами, приближающимися к 48 минутам на глубине 118 метров, мы можем получить более подробные съемки внутренностей затонувшего корабля, о чем предыдущие экспедиции могли только мечтать. В течение первого дня погружений команда из шести подводников должна убедиться, что ходовой конец надежно закреплен около мостика. Единственное видимое повреждение «Британика» — большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Этот разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством этого является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно.
В первый день подводники ненадолго отвлеклись от своей миссии и задержались около этого вздутия, чтобы взглянуть на мостик, возвышающийся над ними. Одна из самых великолепных картин, какие только можно представить! Из трех лайнеров класса «Олимпик», принадлежавших компании The White Star Lines, «Британик» единственный, находящийся в абсолютной целости, и мостик — это отличный пример его структурного единства. Увеличенные, дабы избежать проблем со спасательными шлюпками, возникшими на «Титанике», шлюпбалки на правом борту четко высвечиваются полуденным солнцем, с левого — несколько разломанные лежат на белом песчаном грунте. Гладкое и чистое дно помогает нам с видимостью и отражением света.
Одна из вероятных причин быстрого затопления «Британика» — герметичные двери переборок, открытые в момент, когда судно натолкнулось на таинственный предмет, затопивший его. Эти двери образовывали так называемый «путь истопника», сквозной проход через все судно, по которому рабочие шли от своих кают к котловой. Историки считают, что затопление произошло из-за того, что этот путь оказался открытым, пропуская экипаж к своим вахтенным постам. Теория, до сегодняшних дней так и не получившая фактического подтверждения.
Несомненно, наиболее простым местом проникновения в судно для проверки этой теории является упомянутый выше разлом. Спусковой конец был закреплен таким образом, чтобы подводники могли войти в судно, не теряя бесценного времени на поиски точки проникновения.
Мой напарник, Ричард Стивенсон, готовится к выполнению важной миссии; руководитель погружений Жеран Фоулкс-Джонс и глава всей экспедиции Карл Спенсер попросили его проникнуть вглубь судна и проверить герметичные двери. Ричарду предстоит осуществить замечательное историческое погружение в котловую номер шесть! Эта задача потребует всех его навыков в подводной спелеологии, он будет использовать ребризер Inspiration, позволяющий избежать повреждения конструкций пузырьками воздуха и их обрушивания, а также помогающий сохранить анаэробную среду внутри судна. Для безопасности и связи будет проложен сигнальный конец. Из-за того, что судно лежит на борту, ориентация в незнакомом пространстве и продвижение значительно замедлены, и Ричард аккуратно отыскивает свой путь среди упавших предметов, двигаясь к своей конечной цели. В котловой его цифровая камера четко показала дорожки между подставками для котлов и угольные тачки, составленные в углах. Само его присутствие в этом черном, как смоль, помещении на глубине около 114 метров доказывает, что он прошел через открытые двери, расположенные в переборках!
Запись, сделанная по пути наружу, демонстрирует свидетельства, в поисках которых мы пришли сюда. Была достигнута одна из основных целей экспедиции. «Британик» действительно затонул значительно быстрее своего близнеца из-за того, что все двери были открыты и вода заполнила все отсеки в течение считанных минут.
На поверхности экспедиция была организована совершенно новым образом. Для сканирования всего дна при входе в канал Кеа, где затонул «Британик», использовалось новейшее и очень сложное поисковое снаряжение. Билл Смит и его маленькая команда переправили свое оборудование в близлежащий маленький городок, в надежде отыскать остатки минного поля. На протяжении всего прошедшего времени немцы утверждали, что установили мины по всему району, и ни в коем случае не торпедировали «Британик» в ноябре 1916 года, в то время как он совершал рейс в качестве госпитального судна. По прошествии некоторого времени Билл обнаружил минное поле прямо по курсу «Британика», мины были отчетливо видны на сканах дна, некоторые все еще закрепленные на якорных цепях. Сонар показал даже взорванную мину с закрепленной на ней якорной цепью. Билл обнаружил минное поле именно там, где указывали немецкие архивные документы. Прояснился еще один вопрос из истории знаменитого рэка — теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что «Британик» погиб, подорвавшись на немецкой мине.
Канадский микробиолог Лори Джонстон была приглашена в экспедицию для проведения экспериментов и изучения бактериальной активности на затопленном судне. До этого Лори работала вместе Джеймсом Камероном над документальным фильмом, посвященном «Титанику». Как бы это странно ни звучало, до этого она совершала погружения всего на два судна: «Титаник» и «Бисмарк».
В то время как Жеран Фоулкс-Джонс проводил исследования в различных областях затопленного судна, подводники подняли небольшой фрагмент железных конструкций и предоставили его Лори для анализов. Изучая фрагмент, она сможет сказать, как колонии различных бактерий воздействуют на судно. Проведя прямое сравнение между «Британиком» и «Титаником», можно предсказать дальнейшее воздействие внешней среды на рэки и прикинуть оставшийся срок их жизни.
Ежедневно подводники выполняли декомпрессионные погружения длительностью 5–6 часов. Расчеты всех профилей и декомпрессии производились с использованием компьютерной технологии на базе VR3. Для дыхания на дне в ребризерах использовался HeliAir 6/72, при этом использовался set point 1.2; на глубине 45 метров происходила смена на газ 20/30 (20% кислорода и 30% гелия), с set point 1.4. Таким образом сохранялась эквивалентная наркотическая глубина, равная 35 метрам.
Для каждого подводника день погружений сменялся днем вспомогательных работ. Это означало, что им приходилось напряженно трудиться, позволяя своим товарищам насладиться видом затопленного корабля. Но кто лучше может работать водолазом обеспечения, чем подводник, знающий, каково быть на другой стороне! Канал Кеа в греческих водах, к югу от Афин — это место исключительно оживленного судоходства, и для осуществления безопасных погружений команде была необходима стационарная платформа. Исходя из многолетнего опыта серьезнейших погружений на затонувшие суда, команда выбрала на эту роль «Лоял Вотчер» (Loyal Watcher). Капитан Стив Райт (Англия) провел свое судно по пути длиной в 5000 миль — из Плимута и обратно. Во время погружений на борту присутствовал Саймон Миллз, владелец рэка, и подводники могли изучать планы судна, выбирая участки, заслуживающие наиболее подробного обследования. Минимальные требования к смешению газов (в связи с использованием ребризеров замкнутого типа) позволили высвободить вечера для обсуждения исследований и разработки планов на следующий день. Современная быстро развивающаяся технология позволила нам пролить свет на то, что в реальности произошло с одним из самых больших затопленных судов. Вероятно, эта экспедиция откроет путь и станет сигналом к началу множества интереснейших проектов.
Мы хотели бы поблагодарить Delta P Тechnology за создание компьютеров VR3, Otter Water-Sports, OMS, Molecular Products и AP Valves за поддержку этой экспедиции. Карл Спенсер также хотел бы поблагодарить Ника Хоупа, главу экспедиции Britannic-98, за его бесценную помощь на протяжении всей подготовительной стадии нашей экспедиции.
Текст и фотографии: Leigh bishop
Перевод: Кирилл «Celt» Егоров
Метки: Экспедиция...