Архивная статья из № 6 (54) за 2007 г.
Лето, надо решить вопрос семейного отдыха. Самая трудная часть – сделать правильный выбор. Повезло, жена твердо сказала «Едем в Турцию!»
Я слабо посопротивлялся, но мои аргументы насчет «который раз», «может все же в Черногорию» были без особого обсуждения преодолены тем, что дочке последний раз светит детская скидка. Лежать на пляже подолгу трудно. Для придания живости отдыху мы решили, что немножко поныряем.
Предварительное планирование было коротким. Наша соотечественница, а ныне турецкоподданная, посоветовала город Бодрум, а в городе дайв-центр Indeep. Мы перепроверили информацию через форум scubaboard и решили согласиться. Дайвинг в Турции вызывал некоторое внутреннее опасение, поскольку рассказы туристов полны воспоминаний о том, как на переполненном ботике их свезли неизвестно куда, одели непонятно во что, на пять минут погрузили в воду, раскрошили булку и в каше из булки и прикормленных рыбок сделали несколько фотографий, после чего вручили «сертификат». Ну, и конечно, опасения плавать в пустом море. В конце концов, решили, что после наших озер любое море в любом случае интереснее, заранее настроились получать удовольствие и не капризничать.
Описывать путь в Турцию, отель и природу не имеет смысла, поскольку все это знакомо каждому россиянину среднего достатка. Бодрум показался сильно похожим на Крым. Наш Коктебель при условии хорошего к нему отношения мог бы быть не хуже. Решили с нырялкой не тянуть. Денек акклиматизации, звонок в Indeep. Договорились, что нас заберут, и на утро мы уже поджидали автобус. По опыту Египта приготовились ждать минут сорок. Ошиблись – забрали вовремя. Отель наш не в самом Бодруме, а километрах, наверное, в пятнадцати. Микроавтобус с веселым турком-водителем подхватил нас и помчал сперва по деревне, потом по извилистой дороге до Бодрума и наконец по узеньким кривым улочкам до порта.
Порт. Полным-полно яхт всех размеров и мастей, дайверский бот стоит на пирсе. Народу немного, помогли перетаскать баллоны и – в море. Ныряем вокруг островков, до которых полчаса ходу. На боте порядок. Нас вносят в «судовую роль», исследуют сертификаты, проводят брифинг. Собираемся. Я, к стыду, первый раз в жизни надеваю костюм из двух элементов и промахиваюсь ногой мимо штанины на курточке. Мне без улыбки разъясняют, как следует надевать этот костюмчик. Справляюсь. Пришли на место, проверились, попрыгали в воду. На нас двоих – дайв-гид. Тот самый турок-водитель. Оказался в чине инструктора.
Погружаемся. Давно не ныряли в такой прозрачной воде. После Ладоги, правда, все кажется прозрачным, но здесь объективно хорошо. Объективно – в буквальном смысле – в объектив попадает много света. Погружаемся вдоль пологого рифа, инструктор присматривает за нами. Сначала ничего интересного – скалы, обросшие чем-то малопривлекательным, какие-то невзрачные рыбки, но постепенно осмотрелись, и стало получше. Глаз начинает выделять губки, которые в свете вспышки приобретают свой естественный яркий цвет. В каждой норочке и дырочке обнаруживаются венчики полихет, которые нервно втягиваются в ответ на колебания воды, из прочих нор высовывают носы рыбы, которые там попрятались. Идем ниже. Основное ощущение – до чего же неудобно плавать в мокром костюме после сухого. Приходится пользоваться жилетом. По привычке несколько раз пытаюсь надавить на клапан поддува на груди. Наблюдаю со стороны за своим напарником Михаилом. Показываю ему, что скучаю по «сухарю», он жестами со мной соглашается. Мы к этому моменту где-то в районе 30 метровой глубины. Ощущения глубины нет из-за высокой прозрачности воды и обилия света. Я нахожу живописную губку, похожую одновременно на елку и на пламя свечи в расщелине между двух больших камней. Пока выбираю ракурс поинтереснее, пока руками показываю Михаилу где ему находиться, чтобы составить композицию «губка и дайвер на заднем плане», проходит некоторое время. Инструктор, глядя на свой компьютер, показывает, что пора и честь знать. Пошли потихоньку наверх. Рыбы осмелели, плавают стайками.
Возвращаемся к боту. Вылезаем. Инструктор высказывается в смысле, что ерунда выходит, – почему никуда не плаваем, ничего не смотрим. Михаил ему разъясняет, что фотографы – люди ненормальные, к ним надо снисходительно относиться. Я проверяю получившиеся снимки. Губка и дайвер, выглядывающий из-за нее, получились неплохо. Для отчета на дайв-форуме подойдет. Один приличный кадр за погружение нельзя назвать успехом. Вместе с тем, ощущения приятные. Теплая вода, высокая прозрачность, более или менее живописный пейзаж. Годится для разнообразия.
Переходим ко второму сайту. Пока идем на боте, проводят занятия с небольшой группой бельгийцев. Второе погружение в бухточке, после обеда. Поплавали в комплекте №1, отдохнули, пошли погружаться. На дне набросаны амфоры. Для создания подводным туристам атмосферы древности. Амфоры совсем новые. Недавно из гончарной мастерской. Для порядка сделал снимок. Михаил машет рукой – что-то увидел. Каракатица скромно сидит в каких-то подводных кустиках. С грехом пополам приспосабливаюсь широкоугольным объективом фотографировать каракатицу. Она терпеливо позирует. Потом, утомившись, отплывает на несколько метров. Мы продолжаем за ней гоняться минут сорок-сорок пять. Похоже, что еще один кадр для фотоотчета готов. На боте турок делится с коллегами своими впечатлениями по поводу плавания с фотографами. Ему, похоже, сочувствуют. Михаил объясняет, что он вот так каждый раз. Это вызывает к нему искренне уважение и опять же сочувствие.
Путь в порт, гонка на микроавтобусе по кривым улочкам. Завтра новый день, пойдем погружаться на «рэки» – турки для туристов затопили два кораблика. Дело было за месяц до нашего приезда, и они еще совсем свеженькие. Делимся впечатлениями: общая оценка проделанной работы положительная. Море красивое, природа морская присутствует. Наблюдение за ней требует навыков, но на втором-третьем погружении уже привыкаешь и видишь много разной интересной мелочи. Дайв-бот хороший. Команда веселая. Давки нет. Оборудование в хорошем состоянии. Воздух вкусный. Чего еще дайверу надо для его подводного счастья?!
P.S. В рамках большого многоэтапного проекта «Искусственные рифы и затопленные объекты Караада, Бодрум», который осуществляет BOSAD – Подводная ассоциация Бодрума, в мае 2007 г. были затоплены два корабля – небольшой корабль береговой охраны и военный корабль. В рамках этого же проекта в следующем году будет затоплено еще 4 объекта. Два года назад Морские вооруженные силы и Береговая охрана Турции передали эти корабли Подводной ассоциации Бодрума под лозунгом «Первые затопленные корабли для туризма» с целью привлечения иностранных и местных туристов в Бодрум, создания искусственных рифов, а также создания новых объектов для обучения.
Мы ныряли на эти корабли. Они действительно подготовлены для посещения дайверами. Произведена хорошая санация. Срезаны всякие крючки и прочие железки, за которые можно зацепиться. Двери открыты. Трюмы доступны осмотру. В рубке оставлено рулевое колесо. На камбузе – плита и полки. Корабли, когда я там был, были затоплены только-только, поэтому морская живность их едва начала обживать. Но уже были заметны стайки какой-то серебристой рыбешки, которые укрывались в надстройках.
Текст и фото: Георгий Иванов
Рубрики: 6(54)2007, Архив, Путешествия
Метки: Бодрум, Дайверы, Дайвинг в Турции, Путешествия, Страна, Турция...