Архивная статья из № 5 (53) за 2007 г.
Использование компенсаторов плавучести (ВСD) настолько плотно вошло в повседневную дайверскую практику, что уже трудно представить, как какие-то полтора десятка лет назад мы, спортсмены-подводники (дайверов тогда не было), как-то обходились без этого ключевого элемента снаряжения.
Впервые я увидел компенсаторы в середине восьмидесятых годов (уже прошлого века), во время студенческих выездов в дальневосточное Приморье, когда, знакомясь с оборудованием профессиональных водолазных станций, занятых обслуживанием морехозяйств (ферм по выращиванию морской капусты и гребешков), обратил внимание на красивые «пиджаки», скромно сгрудившиеся в дальнем углу «водолазки». Местные водолазы с гордостью и снисходительностью показывали нам, столичным «подводничкам», легкие алюминиевые баллоны, сверкающие регуляторы, «хищные» профессиональные ножи, таинственные наручные приборы (вы когда-нибудь видели механический(!) декомпрессиметр?), удивительно эластичные неопреновые сухие и мокрые костюмы, мощные компрессоры, герметичные(!) фотоаппараты. Все это диковинное снаряжение поставлялось в советские морехозяйства и богатые морколхозы прямо из Японии. И только «пиджаки» с красивым лейблом Tabata (сегодня более известен брэнд TUSA, т.е. Tabata USA) не пользовались вниманием профессионалов и были отложены в сторону. Они им были просто не нужны, так как водолазы работали на малой, не более 10 метров, глубине и обременять себя дополнительными шлангами, ремнями и пряжками им совсем не хотелось.
Несколько позднее, уже в 1990 году, мне впервые довелось поплавать в компенсаторах во время своего самого первого зарубежного вояжа. Тогда клуб «Океан» из Бауманского училища по приглашению Союза молодых коммунистов Кубы (аналог отечественного ВЛКСМ) посетил с дружественным визитом плацдарм социализма в Западном полушарии (бедные кубинцы вскоре были ответно приняты нашим клубом на благословенном южном побережье Белого моря:)). Так вот, на Кубе мы уже вовсю плавали в прокатных BCD. Правда, рассматривали их только как средство для крепления единственного баллона, чтоб не перекатывался по спине (какие братья-кубинцы, а также испанцы, американцы… чудаки, не додумались собрать спарки!). Поддувать компенсаторы не приходилось, так как погружались в чрезвычайно теплой воде (более 30°С) без всяких костюмов, а регулировать плавучесть грузами хорошо учили еще на курсах ДОСААФ. Зато мы очень высоко оценили наличие огромных боковых карманов, которые были предназначены, как нам казалось, для сбора даров моря и сокровищ. В каждый карман помещалось по великолепному экземпляру Strombus gigas, раковины которых до сих пор украшают наши книжные полки и серванты. Это было несомненное достоинство «пиджаков»!
Что-то я отвлекся, ударился в воспоминания… Впрочем, это по делу. Весной ко мне на тестирование попал BCD классического типа («жилет») Prodive International BC-700. Эта модель выделяется в длинном строю конкурентов тем, что изготавливается специально для российского рынка по техническому заданию, подготовленному нашими же отечественными специалистами, практикующими инструкторами и опытными дайверами, т.е. людьми, четко и не понаслышке знающими особенности российского дайвинга и нашего рынка. Во главу угла были поставлены такие важнейшие параметры изделия как надежность, практичность, комфорт, удобство использования и, что весьма отрадно, цена. Последнее (только не по важности) качество обеспечивается прямыми, без участия каких-либо посредников, поставками снаряжения от производителя к заказчику, и достаточно простой, но продуманной до мелочей технологичной конструкцией жилета, а также доступностью и недефицитностью используемых качественных материалов.
Итак, что же мы имеем? Жилет пошит из очень прочной и износостойкой кордуры плотностью 1000 den, которая отлично защищает воздушную камеру от случайных проколов и порезов.
Цвет жилета черно-красный, что, с одной стороны, просто красиво и способствует получению красочных фотографий в случае фотосъемки обладателя сего компенсатора в «голубой стихии», с другой – способствует лучшей заметности всплывшего на поверхность дайвера и его скорейшему обнаружению. Простая пластмассовая спинка с удобной ручкой для переноски прикрыта изнутри мягкой, быстро сохнущей (очень хорошо!) накладкой, придающей дополнительный комфорт при использовании. Баллон любой стандартной емкости (10-18 л) легко и надежно фиксируется с помощью ремня и накидной петли. Жилет имеет регулируемые по длине плечевые лямки (изнутри продублированные мягким и приятным на ощупь материалом, тоже быстро сохнущим, что важно при транспортировке в аэропорт), которые снабжены 4 стальными (по 2 на лямку) D-кольцами для крепления дополнительных элементов снаряжения. Кроме того, два больших стальных D-кольца установлены снизу воздушной камеры, плюс небольшие пластиковые кольца на карманах также способствуют удобному размещению необходимых дайверских аксессуаров.
Камера жилета оснащена высокопоточным эргономичным инфлятором классической конструкции, соединенным с выпускным наспинным клапаном с помощью стального тросика, что позволяет почти во всех случаях управлять инфлятором, не поднимая его вверх. Кроме того, есть еще два дополнительных стравливающих клапана, которые могут работать как аварийные, – один внизу камеры, другой вверху. Управляются они тросиковыми тягами с ухватистыми пластиковыми наконечниками. Шланг инфлятора удобно фиксируется на плече качественной прочной «липучкой». Кнопки поддува-стравливания очень крупные и легко нащупываются даже в толстых перчатках.
Широкий поясной ремень фиксируется застежкой «велкро» («липучка») и легко подгоняется по длине в зависимости от объема талии, кроме того, есть дополнительная нейлоновая ременная стропа с пластиковым разъемом для оперативной регулировки. Конструкция нижней части жилета такова, что в максимально надутом состоянии жилет не сдавливает грудную клетку и живот дайвера (очень большой плюс!). Верхнюю часть жилета фиксирует эластичный нагрудный ремень с быстроразъемной пряжкой.
И, наконец, карманы. Это отдельная песня! Читатель, наверное, помнит то самое главное качество BCD, которое мне врезалось в память в далеком 1990 году. Карманы у ВС-700 просто огромные (как раз для прекрасных экземпляров Strombus gigas!) и закрываются прочными молниями. Плюс встроенная (интегрированная, по-научному) грузовая система, вмещающая в общей сложности пуд(!) свинца (6+6 кг спереди, 2+2 кг сзади для лучшей балансировки), передние грузовые карманы оснащены быстрыми разъемами для аварийного всплытия (не дай бог!) и сетчатыми вставками для оперативного слива воды из внутрикарманного пространства.
Что еще добавить? Вполне достойные массогабаритные характеристики (вес примерно 3,5 кг, неплохой вариант при авиаперелетах), объем камеры 18 л (для размера L, 22 л для XL), что позволяет уверенно брать с собой довольно тяжелое дополнительное снаряжение. Цена! Чуть менее 500$ за практичную и функциональную вещь, которая способна верой и правдой прослужить вам не один год.
Компенсатор плавучести Prodive BC-700 все это время довольно интенсивно эксплуатировался мною во всевозможных условиях и ситуациях, я совершил с ним несколько десятков погружений в холоднющем Белом море (подо льдом там температура отрицательная!) и тропическом море Сулавеси (Филиппины), побывал он и в Средиземноморье (Сицилия), погружался в пресных озерах нашей средней полосы. Везде работал надежно и безотказно, четко выполняя свои функции по поддержанию необходимой плавучести. Strombus gigas, правда, не попадались в карманы, зато там неплохо помещался резервный Nikonos-V c маленькой вспышкой! При эксплуатации выявилась единственная недоработка, характерная, впрочем, для абсолютного большинства компенсаторов, присутствующих на рынке, – отсутствие брасового ремня. К сожалению, почти все производители экономят на этом копеечном элементе. Ну да не беда! Полчаса с иголкой в руках – и проблема решена! Спереди на широкий поясной ремень пришито D-колечко, сзади внизу – капроновый ремешок с карабином. Все.
Что в итоге? В итоге имеем прекрасную модель BCD, обладающую всем набором необходимых качеств, присущих современным моделям компенсаторов. Продуманность конструкции, отличное материальное воплощение, добротность, надежность, комфортность при эксплуатации. Плюс адекватная цена! Товарищи производители и господа продавцы – больше товаров, хороших и разных!
Текст и фото: Александр Аристархов
Метки: Компенсаторы плавучести (BCD), Снаряжение и оборудование...