RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(52)2007 » Служение подводному плаванию

Просмотров: 3 779
Об авторе
Автор статьи:

Служение подводному плаванию

Архивная статья из № 4 (52) за 2007 г.

Валентин Сташевский – личность в подводном плавании известная, причем далеко за пределами России.

C 1971 по 1992 гг. – заместитель председателя Федерации подводного спорта (ФПС) СССР, с 1992 г. и поныне – президент ее правопреемницы – Конфедерации подводной деятельности России (КПДР), первый президент международной комиссии подводного ориентирования и одновременно вице-президент Спортивного комитета CMAS (Всемирная конфедерация подводной деятельности – старейшая подводная организация планеты, единственная признанная ЮНЕСКО и МОК, созданная в 1959 г. при активном участии легендарного Жак-Ива Кусто, ее президента с основания вплоть до 1973 года, и объединяющая в настоящее время более сотни национальных федераций), в течение 20 лет член Исполнительного бюро CMAS, а в 1995-2001 гг. – вице-президент этого всемирного штаба подводников и президент Спортивного комитета CMAS. И вспомнить ему есть что.

В.С.: Дайвинг ныне в моде. Однако на заре любительского подводного плавания – не то, что сейчас – почти все было в диковинку, покрыто неизвестностью, сопряжено с трудностями и нередко – немалым риском. Зато захватывало и потрясало необыкновенно – как все практически неизвестное, загадочное и таинственное и оттого столь манящее, завораживающее и притягательное.

Я впервые погрузился в зыбкую глубь в далеком 1957 году, т.е. ровно полвека назад и работал и близко общался с отечественными первопроходцами познания водной стихии.

Такими, как первый председатель ФПС СССР физик-теоретик член-корреспондент (позже академик) АН СССР А. Б. Мигдал, член президиума федерации С.П. Капица, инженер-контр-адмирал начальник АСС (Аварийно-спасательной службы) ВМФ СССР Н.П. Чикер, одними из основателей отечественной подводной археологии профессором В.Д. Блаватским и его помощником Борисом Петерсом, изобретателем моноластов Борисом Поротовым, многократной чемпионкой и рекордсменкой мира по плаванию в ластах Надеждой Турукало, впервые победно использовавшей моноласты, настоящим Ихтиандром – Анатолием Ивановым: тем, кто на самом деле вместо актера Владимира Коренева плавал под водой, в совершенстве имитируя облаченным в серебристый костюм телом движения рыб. Кстати, «Ихтиандра» – настоящего, живого – а не его земного «дублера» Коренева, может увидеть любой, придя в бассейн спорткомплекса «Олимпийский», где он до сих пор работает тренером.

В 1964 г. мне дважды – зимой и летом – довелось принять участие в одной из первых в стране подводно-археологических экспедиций вблизи Евпатории, на месте предположительного крушения древнегреческого корабля. Зимой водолазами на дне случайно были обнаружены амфоры и позже, уже с нашим участием, было точно определено и нанесено на карту точное место их расположения. Но к июню – старту основной экспедиции – свирепые штормы намыли метровый(!) слой песка. И пришлось нам, пораскинув предварительно мозгами в горячих спорах у костра, изощряться. Утром на ровном песчаном дне разбили координатную систему. Оси выполнили из капроновой веревки с метками через метр и ориентировались по сторонам света. Длина каждого отрезка от центра составляла 25 метров. С помощью компасов и капроновых веревок разбили на дне квадраты со стороной 25 метров. Параллельно стороне квадрата протянули еще две веревки. Расстояние между ними составило один метр. Двое аквалангистов погрузились на дно с щупами из шестимиллиметровой стальной проволоки длиной один метр. Идя вдоль направляющей, они штыковали дно. Прощупав 25 метров, подводники переносили обе направляющие веревки на два метра дальше и опять тщательно зондировали толщу песка на глубину до одного метра. Ох, и нелегкая это работа! Под водой находишься в состоянии невесомости, и чем сильнее давишь на щуп, тем легче тебя выбрасывает на поверхность. А когда щуп натыкается на твердый предмет в толще песка, приходится копать. Только погрузишь лопату в песок, как тебя уже отбрасывает от дна. Едва выроешь небольшое углубление, как оно же заполняется песком, струящимся со стенок ямы. Но прошло совсем немного времени, и мы уже работали быстро и сноровисто. Навешивали на себя по два пояса с грузами, а, копая яму, держались одной рукой за воткнутый в песок щуп. Заканчивая работу, мы оставляли на дне весь наш рабочий инструмент, утром находили его на прежнем месте в окружении любопытных крабов и камбал. Находили медные гвозди длиной в 25 см – именно такими гвоздями крепилась свинцовая обшивка древних кораблей, донышки и горловины амфор, что, несомненно, указывало, что где-то рядом в толще песка лежит и сам корабль. Однако землесосная установка, которой водолазы промывали траншеи метровой глубины, лишь добавила новых мелких находок. А между тем пришедшие, наконец, на помощь геофизики МГУ подтвердили, что под пятиметровой толщей песка находится «большой предмет». Но добраться до него нам не было суждено – имеющаяся тогда техника не позволяла. Так что лежит «наш» корабль до сих пор на дне, ждет своего часа.

Г.Б.: В конце 60-х много писалось о проекте «Черномор» – в восприятии широкой публики, подогретой книгами Кусто, Куиличи, Суини, популярными тогда научно-фантастическими романами и безоглядной верой в прогресс, возможность в самое близкое время жизни человечества на дне океана, хоть в экспериментальном, но настоящем подводном доме, представлялась вполне реальной.

В.С.: Это была идея Института океанологии им. П.П.Ширшова – обзавестись лабораторией для подводных исследований. Реализовывал ее коллектив молодых инженеров-энтузиастов, а спортсмены-подводники, всегда дружившие с институтом, оказывали всяческую практическую помощь. Прошел год, «Черномор» был собран и в июле 1968 г. установлен в Южном отделении института океанологии – в Голубой бухте близ Геленджика на глубине 12 м. Подводная лаборатория состояла из прочного стального корпуса, имеющего цилиндрическую форму, длиной 8,4 м и диаметром 2,95 м. Внутренняя часть делилась условно на три зоны: зону отдыха, рабочую зону с постом дежурного и водолазную зону. Над лабораторией на трех якорях находился понтон-катамаран, используемый в качестве плавбазы обеспечения.

После испытаний подводной лаборатории с 8 августа по 20 сентября 5 экипажей, сменяя друг друга, проводили океанологические испытания по четырем научным программам: гидрофизической, гидрооптической, геологической и биологической. Помимо океанологических исследований были проведены медико-физиологические: по изучению микроклимата, внешнего дыхания и газообмена, кровотерморегуляции, ориентировки в пространстве и точности координации движений, работоспособности и обмена витаминов. Исследования в подводной лаборатории «Черномор» завершились 23 сентября 1968 года. В общей сложности за месяц подводной жизни акванавты провели около 140 человеко-дней. Ну, а я, выражаясь современным языком, совершил на эту подводную станцию «визит посещения».

Г.Б.: Вряд ли кто из наших читателей знает, что международное признание таких видов спорта, как плавание в ластах, ныряние в длину и подводное ориентирование, стабильно приносящие советским, а ныне российским спортсменам львиную долю побед и рекордов, далеко не в последнюю очередь, лично ваша заслуга.

В.С.: Да, в 1967 году (еще один юбилей) – время моего первого появления в стенах этого всемирного штаба подводников – CMAS культивировала только подводную охоту, в которой по ряду объективных причин наши спортсмены не особо сильны и поныне. И для принятия всемирной конфедерацией новых для нее видов спорта и утверждения соответствующих разработанных при моем личном участии документов (с 1962 г. я уже был заместителем председателя Федерации подводного спорта Москвы и председателем Всесоюзной коллегии судей): Международных правил, Положений о регистрации мировых рекордов и проведении чемпионатов мира и континентов пришлось выдержать настоящий бой.

В первую очередь, с тогдашней правой рукой Жак-Ива Кусто бывшим итальянским боевым пловцом Луиджи Ферраро*личностью в Италии легендарной (боевым подводным пловцом, старшим лейтенантом дивизии В. Боргезе – создателя первой в мире флотилии подводного минирования кораблей).

Проведенная Ферраро в турецком порту Александретта секретная операция считается специалистами одной из самых блестящих во время Второй мировой войны. Пользуясь дипломатическим прикрытием, он днем вел светский образ жизни, проявил себя большим любителем игры на пляже в шары (воссе), а ночью переодевался в кабине консула в снаряжение, водружал на голову пучок водорослей, подвешивал на пояс два подрывных заряда, выглядевших точь-в-точь, как убранные в кабину шары для игры, и в полном мраке заходил в воду… В течение месяца таким образом было потоплено два судна и повреждено (взорвался лишь один заряд) третье, вынужденное выброситься на мель. Обо всем этом уже позже Луиджи подробно рассказывал мне в своем доме в Генуе. А до этого в 1969г. на юбилейной Генеральной ассамблее CMAS в Монако мы «скрестили шпаги» на многочасовой полемике по поводу признания новых видов спорта и принятия привезенного советской делегацией пакета документов. Выступает сидящий по другую сторону длинющего стола конгресса убеленный сединами Луиджи Ферраро, с итальянской наградой за боевые заслуги в петличке, говорит всем, что не надо торопиться и принимать правила (подразумевается, «подготовленные «советами»), не надо даже голосовать, а принимать их только консенсусом – присутствующие аплодируют. Выступаю я, 32-летний советский «выскочка», опровергаю возражения, обосновываю нашу позицию – опять все хлопают. И так час за часом. Но наша-таки взяла: по предложению любящих во всем порядок немцев (тогда именно западных), сначала проголосовали за то, что надо, наконец, решать вопросы голосованием, а затем абсолютным большинством мы победили.

Г.Б.: А правда, что именно итальянские боевые пловцы в 1955 г. потопили во внутренней бухте Севастополя крейсер «Новороссийск», бывший итальянский военный корабль?

В.С.: Этот вопрос мы по понятным причинам не обсуждали. Одно могу сказать, что испанские боевые пловцы, весьма самоуверенно прибывшие в 1968 г. в Алушту на Чемпионат Европы по подводному ориентированию, были биты сборной СССР нещадно.

Г.Б.: Жак Майоль – личность легендарная, фактически один из «апостолов» все более популярной ныне истиной «религии» единения с водной стихией, участник знаменитого соперничества с неистовым сицилийцем Энцо Майоркой, прообраз героя культового фильма Люка Бессона «Зов бездны», человек, опровергавший «диагноз» науки, что глубже 60 м Homo sapiens нырять без акваланга не может (ибо давление в 7 атмосфер должно просто расплющить грудную клетку) и, в итоге, когда Майорка уже окончательно сдался, достигший глубины в 105 метров, автор «библии» подводников всего мира – книги Homo delphinus («Человек-дельфин»). А между тем, вы, насколько я знаю, встречались с ним неоднократно.

В.С.: Да, в том числе в неформальной обстановке. Один раз в Париже на квартире вице-президента CMAS Ива Нормана он даже взялся обучать меня готовить фирменное итальянское блюдо спагетти, в другой раз подарил свою «библию» с оригинальной дарственной надписью.

P.S. А еще у президента КПДР, которому недавно исполнилось 70 лет, члена правления Комитета по национальным и неолимпийским видам спорта России (КННВС) за активное участие в раэвитие подводного плавания имеются две Золотые медали CMAS (1987 и 2002 гг.), Золотой знак ее Спортивного комитета, Диплом МОК, подписанный тогдашним президентом маркизом Хуаном Антонио Самаранчем, и награды отечественного происхождения: от Олимпийского комитета России, Госкомспорта и Совета Федерации России до МЧС РФ, ВМФ СССР, ЦК ДОСААФ СССР, РОСТО, шесть правительственных наград разных стран и…

*подробнее о Луиджи Ферраро читайте в статье «Подводные технологии в действии», ОКТОПУС № 2(32) 2004.

Подготовил: Геннадий Благодарный
Фото: из архива Валентина Сташевского

Рубрики: 4(52)2007, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111