RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » Новости » Чья ты, «Фрау Мария»?

Просмотров: 2 472
Об авторе
Автор статьи:

Чья ты, «Фрау Мария»?

До сих пор не разрешен вопрос о судьбе судна «Фрау Мария», затонувшего вместе с культурными ценностями, предназначенными для Эрмитажа, в XVIII веке близ города Турку. Дата подъема шхуны постоянно переносится на все более поздние сроки.

В свое последнее плавание «Фрау Мария» отправилась из Амстердама в октябре 1771 года. Согласно документам, она везла дипломатическую почту в Санкт-Петербург, однако, на самом деле, на ее борту находились полотна голландских мастеров, коллекции фарфора и монет, золотые и серебряные статуэтки. Все эти ценности, по устоявшейся официальной версии, были закуплены эмиссарами Екатерины II на амстердамском аукционе для Эрмитажа и сопровождались графом Андреем Шуваловым.

Кораблю не повезло: пройдя через Германию, Данию и Швецию, у порта в городе Турку, тогда называвшегося Або, судно попало в шторм, налетело на скалу и постепенно стало уходить под воду. Экипажу удалось спастись, а вот бесценный груз ушел на дно: свинцовые ящики, в которые были упакованы произведения искусства, оказались просто неподъемными.

Российская императрица потребовала немедленного начала работ по подъему «Фрау Марии», однако это оказалось затруднительным. Дело в том, что судно покоилось в территориальных водах Швеции и без согласия шведского монарха Густава III, который почему-то медлил с разрешением, не могло быть поднято. После нескольких гневных писем от Екатерины II король все же распорядился начать работы, но судна почемуто не оказалось на месте крушения.

В 1999 году группа финских дайверов под руководством Рауно Койвусаари обнаружила останки корабля недалеко от островов Юрмо и Бургсте на глубине около 40 метров. По словам Стефана Вассмана, участвовавшего в погружении, есть шанс, что коллекция произведений искусства не сильно пострадала: картины и другие предметы надежно упакованы в футляры из лосиной кожи, закрыты в свинцовых ящиках и залиты воском. Эксперты полагают, что, если эти ящики полностью герметичны, полотна, и правда, находятся в хорошем состоянии.

Несколько позже финским аквалангистам удалось поднять судовую кассу корабля, в которой находилось почти 700 русских монет, отчеканенных во второй половине XVIII века. Сейчас все эти ценности находятся в собственности Финляндии.

По оценкам экспертов, сокровища, пока остающиеся на Балтийском дне, стоят не менее полутора миллиардов евро. Согласно сохранившимся документам, на корабле находятся полотна титулованных голландских мастеров, чьи работы могут стоить миллионы евро: Герарда Доу ученика Рембрандта, Яна ван Гойена, Филипса Воувермана, Адриана ван де Вельде. Правда, непонятно, кто имеет право распоряжаться этими сокровищами. Команда дайверов пыталась бороться в суде с собственным государством за обнаруженный груз, но проиграла иск, даже не получив никакого вознаграждения за свою находку. Чуть позже о своих правах заявила наша страна как наследница Российской империи, которой и принадлежал груз. Однако, согласно действующему законодательству Финляндии, затонувшее судно, находящееся в финских территориальных водах более 100 лет, не может подвергаться любым манипуляциям без разрешения финского национального совета по древности. Правда, самой Финляндии, как независимому государству, еще нет 100 лет, и даже финские юристы недоумевают, как она может претендовать на владение русским грузом, находящимся на голландском судне и затонувшем на тот момент вообще в шведских водах. Как бы там ни было, Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, поэтому имеет право действовать в рамках собственного законодательства.

Россия неоднократно сообщала Финляндии, что готова приступить к операции по подъему, которую согласны профинансировать российские меценаты. Сотрудники Эрмитажа также изъявили желание помочь, занявшись восстановлением груза. Причем все эти работы российская сторона готова провести, совершенно не касаясь вопросов правообладания.

По словам Артема Тарасова, президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей», юридические дебаты могут затянуть процесс поднятия груза еще на несколько лет.

Андрей Шпигель, генеральный директор ООО «Балтспецфлот», чьи предприятия специализируются на подъемных работах, подозревает, что Финляндии это на руку: «Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, когда Финляндия будет праздновать столетнюю годовщину декрета Ленина о предоставлении ей суверенитета. После этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Марии» снимется автоматически». Кроме того, пока финская сторона медлит с ответом, существует риск, что до груза доберутся «черные дайверы»: корабль никак не охраняется, а координаты его местоположения легко найти в открытых источниках. Первоначально предполагалось, что весь 2009 год будет разрабатываться план по подъему груза, а в нынешнем году операция наконец-то осуществится. Но, похоже, Финляндия, и правда, намеревается протянуть до 2018 года, когда будет праздновать столетие своей независимости, а значит, и «Фрау Мария» к тому времени проведет именно в финских территориальных водах 100 лет.

Оксана Дьяченко, журнал «Эхо планеты» № 14, 2010

Рубрики: Новости

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111