Архивная статья из № 2 (50) за 2007 г.
Компенсатор без привычного всем дайверам инфлятора. Что это? Революция в дайвинге или очередной, никому ненужный «наворот», придуманный конструкторами снаряжения для привлечения внимания потенциальных покупателей? Попробуем разобраться.
Пять лет назад мне довелось тестировать новейший по тем временам компенсатор такого типа DACOR H.U.B. Вместо классического инфлятора – гофрированной трубки с шлангом поддува и кнопками наполнения и стравливания воздуха, в левой нижней части находился пульт управления плавучести, те же кнопки поддува и стравливания. В чем же было преимущество новой конструкции? Да в том, что новое устройство «думает» за вас и облегчает вам управление плавучестью под водой. Теперь не надо думать о положении тела и инфлятора. Просто нажимайте на кнопку, автоматический механизм, работающий на принципе пневматики, откроет тот клапан, который в данный момент будет находиться в самой высокой точке, и стравит лишний воздух. Появление компенсаторов плавучести с новым типом устройства управления плавучести стало «тихой революцией» в любительском дайвинге. Не только DACOR, но и такие уважаемые фирмы как, например, Aqua Lung и MARES «засветились» в разработке и производстве компенсаторов такого типа. Но почему же столь интересная техническая новинка не стала сверхпопулярна среди широких масс дайверского сообщества? Первые модели таких компенсаторов были, мягко скажем, недешевыми. Например, вышеупомянутая модель DACOR стоила 1145 долларов! Не отставали от нее по цене и модели других производителей. Почему так дорого? Конструкторы жилетов, недолго думая, укомплектовали их штатными «родными» регуляторами и октопусами. Это привело к их удорожанию и, естественно, отвратило от новинки опытных дайверов. Поменять старый компенсатор на новый еще можно. А отказ от своего любимого регулятора для дайвера со стажем хуже развода с женой. Не правда ли? Второй недостаток – большой вес. Летать с таким компенсатором в дальние экспедиции и платить за перевес багажа – не лучший способ потратить деньги в отпуске.
Тихая революция так и осталась бы коротким эпизодом в истории компенсаторостроения, если бы в игру не вступили инженеры компании Seac Sub. Компенсатор PRO 2000 ADV – это естественная эволюция компенсаторов «безинфляторного» типа. У него нет главного недостатка моделей конкурентов – вы можете использовать с ним ваш проверенный, любимый регулятор.
Новая модель вобрала в себя все лучшее, все «изюминки» и ноу-хау классических моделей от Seac Sub. Но даже сам механизм управления плавучести был серьезно доработан и доведен до совершенства. В отличие от «похожих» компенсаторов других производителей у PRO 2000 ADV две кнопки стравливания воздуха. На первый взгляд «лишняя» кнопка не дает никаких очевидных преимуществ. Но это только на первый взгляд. Попробуйте управлять компенсатором под водой, в реальных условиях, и вы оцените замысел конструкторов. Теперь в каком бы положении вы ни находились, вы можете быть уверены, что вы нажимаете туда, куда нужно, и воздух можно стравить, даже если вы висите под водой вверх ногами. Два пневматически управляемых клапана – один сверху, а другой снизу воздушной камеры – автоматически стравят воздух в любом положении вашего тела под водой. Для приверженцев классической механики и для экстренных ситуаций механический клапан на правом плече воздушной камеры даст возможность быстро сбросить воздух или сработает как аварийный при переполнении жилета воздухом. Дерни за веревочку, как говорится… Независимая подвеска уже стала хорошим тоном для компенсаторов Seac Sub. Надувая воздушную камеру компенсатора, вы не испытываете обжима и, как следствие, дискомфорта, присущего классическим «жилетам». Трехмерная конструкция воздушной камеры дает дайверу ощущения и преимущества плавания с компенсатором типа «крыло». Материал CORDURA, прочностью 1000 Den, делает его таким же прочным и надежным, как технические компенсаторы. Вы будете удивлены, но на PRO 2000 ADV можно устанавливать спарку! Заниматься в этом компенсаторе технодайвингом я бы, конечно, не стал, но если есть необходимость долго находиться под водой, например, при занятии подводной фотографией или видеосъемке, – пожалуйста! Подъемная сила компенсатора размера XL двадцать три килограмма, этого вполне достаточно даже для спарки и десятилитрового стейджа с нитроксом для декомпрессии. Легкая, быстросохнущая анатомическая спинка не даст устать мышцам поясницы. В трех карманах на молниях легко поместятся фонарик, буй и катушка. Все металлические детали компенсатора изготовлены из отлично зарекомендовавшего себя, легкого, но устойчивого к коррозии авиационного сплава. Применение современных, высокотехнологичных материалов – секрет его малого веса, всего лишь три килограмма девятьсот граммов! Восемь D-колец разного диаметра равномерно распределены на плечах и карманах компенсатора. Плечевые D-кольца можно регулировать по высоте.
Кроме того, PRO 2000 ADV снабжен интегрированной грузовой системой, а также компактными стабилизирующими грузовыми карманами, каждый из которых рассчитан на два килограмма свинца.
Еще раз вернемся к управлению плавучестью. Основное преимущество компенсатора безинфляторного типа – его легкое управление, не вызывающее затруднений даже у новичков. Не нужно искать инфлятор, думать, куда его поднимать, за какой клапан дергать в экстренной ситуации. Опенвотеры, которые учились контролировать свою плавучесть с подобными жилетами, обучались в несколько раз быстрее своих «классических» коллег. В большинстве случаев ученик начинает правильно работать с жилетом уже на первом занятии! Кроме этого, работа с таким компенсатором вырабатывает хорошую привычку держать руки прижатыми к телу и способствует правильному стилю плавания, без размахивания руками…
Новинка от Seac Sub со всех сторон опережает аналогичные конструкции и по удобству, и по качеству исполнения, а по количеству технических инноваций не имеет себе равных. Если вы хотите идти в ногу со временем, получать настоящее удовольствие от подводного плавания и наслаждаться совершенным контролем плавучести, то выбирать вам придется недолго – PRO 2000 ADV от Seac Sub.
Текст: Алексей Зайцев
Фото: из архива Seac Sub
Метки: Seaс Sub, Снаряжение и оборудование...