RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(50)2007 » Родильный дом на льдине

Просмотров: 3 095
Об авторе
Автор статьи:

Родильный дом на льдине

Архивная статья из № 2 (50) за 2007 г.

Под крылом маленького надежного летного трудяги Л-410 чешской постройки, второй час кряду неспешно, на бреющем полете, бороздящего воздушные просторы Беломорья, проплывали бесконечные ледовые поля, изъязвленные многочисленными торосами, расчерченные прихотливыми трещинами и полыньями, забитыми шугой.

Низкая облачность прижимала самолет к ледовой поверхности, впрочем, экипажу к этому было не привыкать – полеты в подобных условиях давно стали для них каждодневной рутиной. В полупустом же салоне обстановка была несколько иной – к иллюминаторам тесно прильнуло несколько пар глаз, для которых созерцание ледовых нагромождений с высоты птичьего полета было делом не столь обычным. Ведь для них, участников этого разведовательного рейса над Горлом Белого моря, картины зимнего ледового покрова были знакомы с низкого, так сказать, ракурса, с высоты человеческого роста, а вот взгляд сверху резко менял привычные масштабы и зрительную перспективу. Как-то сразу ощущалась мизерность человеческого бытия перед грандиозностью первозданного Хаоса, а силы Природы поражали необузданностью и могуществом. Относительно ровные ледовые поля сверху казались совсем небольшими, льдины непрестанно наползали одна на другую, ломая друг друга, рассекая бесконечными полыньями и разводьями, громоздя причудливые «хребты» торосов. Море «дышало», подчиняясь вековым законам изменчивых течений, ветров, приливно-отливных явлений. И здесь, в Горле, узком проливе, через который проходит весь водообмен Белого моря с океаном, это «дыхание» было наиболее очевидно.

Это самое беспокойное с гидрологической точки зрения место, опасное, казалось бы, для любого живого существа, все же, как не верится, является родным домом для морских млекопитающих – тюленей и моржей. Более того, для тюленей это своеобразный родильный дом и детские ясли. Здесь, на льду, ранней весной они рожают и вскармливают своих беспомощных детенышей, защищенные от наземных хищников теми самыми трещинами, разводьями и торосами. Впрочем, от самого страшного хищника – человека, даже эти преграды спасти не могут. Каждый год на лед с вертолетов десантируются небольшие группы охотников-промысловиков, забивающих новорожденных, абсолютно беззащитных тюленят-бельков ради их шкурок, пользующихся огромным спросом на меховом рынке. Это продолжается многие десятилетия, но современное общество становится все менее терпимым к подобной деятельности. По всей планете ширится движение в защиту животных, использование натурального меха все чаще признается признаком дурного вкуса в цивилизованном мире, идет активная пропаганда охраны дикой природы и сохранения ее живого наследия. То, что было допустимым еще сто лет назад, сегодня, когда современная промышленность и технологии могут полностью обеспечить любые потребности человека, уже не считается таковым.

Вот поэтому-то в самолете и находились участники нашей экспедиции, организованной совместными усилиями дайв-центра «Полярный круг» и Международного фонда защиты животных (IFAW), предоставившего необходимые средства на осуществление этого проекта. А суть проекта достаточно проста и весьма благородна – показать обществу, что нет особой нужды убивать беззащитных животных, что даже экономически (а не только с моральной точки зрения) гораздо выгоднее развивать туризм и соответствующую инфраструктуру на этих берегах. Ведь туристы, в том числе и зарубежные, приезжая сюда для общения с Природой и наблюдения за ней, принесут больше денег в бюджет региона и кошельки местного населения, что, в конечном счете, повысит всеобщее благополучие и жизненный уровень. Половина современного мира живет за счет туризма, с каждым годом он становится все популярнее на просторах нашей Родины, и Беломорье весьма перспективно в этом плане, как регион с красивейшей северной природой, богатым животным миром, памятниками природы и древней поморской культуры. Первые шаги на этом поприще уже сделаны, дайв-центр «Полярный круг», судно «Картеш» и другие дайверские и туристические компании уже работают в регионе, и вот теперь открывается новое поле деятельности. Понятно, что этот проект – дело не краткосрочное, не год и не два, скорее даже не десять уйдет на его осуществление – не просто сломать старые традиции, стереотипы, менталитет народа. Но! Цель благородна и чиста, и начальный этап – наша экспедиция.

Задачи этой, весьма краткосрочной, пробной вылазки на Север – найти лежбища морских млекопитающих, роддома тюленей, научиться фиксировать и прогнозировать (постоянный дрейф льда на несколько км в сутки!) их местоположение, отработать высадку с вертолетов на лед, организацию на льдинах базовых лагерей с необходимыми уровнями комфорта и, главное, безопасности для туристов. Произвести фото- и видеосъемку детенышей, попробовать организовать подледные наблюдения за тюленями. Поэтому у нас огромная груда лагерного, спасательного, подводного оборудования и снаряжения, мобильные плавсредства, съемочная техника… Все это пока ждет своего часа на складе в аэропорту Архангельска, а наш самолет меняет курсы, прочесывая перспективные районы. Руководитель экспедиции Иван Кронберг со штурманом склонились над картой, отмечают на ней зафиксированные GPS точки тюленьих скоплений, остальные ведут визуальные наблюдения и снимают фото- и видеокадры. Тюлени сверху кажутся маленькими черными черточками, а их белые детеныши совершенно незаметны на фоне льда. Четыре часа разведочного полета прошли как несколько минут.

На другое утро мы уже грузим груду нашего экспедиционного барахла в объемистое чрево МИ-8. Пилоты прогревают двигатели и – в путь! Трясет и грохочет, немного спасают специальные наушники. Через полтора часа мы в нужном районе, выбранной ранее льдины обнаружить не удалось, делаем круги, расходуем горючее и время, наконец принимаем решение садиться на льдине с небольшим, порядка двух десятков особей, лежбищем тюленей. Вертолет поднимает винтами настоящую пургу, касается колесами снежного наста, но двигатель не глушит. Высаживаемся в спешке на льдину, выбрасываем наш скарб на лед, прощально машем напоследок. Геликоптер скрывается из виду, на нас наваливается первозданная тишина, в которой временами особенно отчетливо слышны отдельные гулкие стуки, хруст и скрежет. Это крошится лед по краям льдины, к счастью, активных ледовых подвижек пока нет. До вечера мы совершенно одни в белом безмолвии, первым делом готовим спасательную лодку, сигнальные ракеты, спутниковую связь. На всех надеты спасательные жилеты – в любом месте под слоем снега может затаиться предательская трещина или полынья. Чуть обустроившись, отправляемся к дальнему краю льдины, где были замечены тюлени. Не верится, что они остались на льду – уж больно близко грохотал вертолет. Так и оказалось – пусто, лишь в обширной полынье то тут, то там высовываются удивленные усатые морды. Отдельные смельчаки подплывают к самому краю льдины, фыркают от возмущения и по «плечи» высовываются из воды, чтобы лучше разглядеть двуногих чужаков. Секунду спустя они с громким всплеском плюхаются назад, скрываются под водной поверхностью, чтобы секунды спустя вновь показать в стороне свои физиономии.

Но вот под снежным карнизом раздается плач ребенка: «Мя-ма-ма-мя!» Это белек, детеныш! Он сначала притаился, но терпения нет, одному страшно, вот и позвал маму. Огромные трогательные черные глаза и черный носик в окружении черных же усов, все остальное – желтовато-белая густейшая шубка на упитанном кургузом тельце, ручки-ласты и совершенно бесполезные на суше задние лапки с трогательным хвостиком. Ма-мя-ма-мя! Где же ты? Тюленята-бельки никогда не уходят в воду в случае опасности, они плавать пока не умеют. Этим и пользуются промысловики, легко и просто собирая свою беспомощную добычу.

Услышав зов ребенка, совершенно неожиданно для нас на лед вдруг выползла неуклюжая с виду мамаша! Тем не менее, она довольно проворно для своего телосложения стала наступать на нас, отгоняя от своего детеныша незваных гостей. Отважная тюлениха высоко задирала голову на верткой шее, качала ею, топорщила усы, клацала собачьими зубами, фыркала и угрожающе стонала, делая предупреждающие выпады в нашу сторону. Пришлось отступить. Отбив, как ей показалась, ребенка, то есть отогнав нас на пару метров в сторону, мамаша успокоилась, малыш тоже угомонился, и спустя несколько минут ластоногая парочка уже дремала! Мы вели съемки со стороны, но стоило попытаться приблизиться, преодолев некую незримую границу, как тюлениха мигом пробуждалась и снова начинала угрожающе раскачиваться, задирать морду и топорщить усы. Наш видеооператор Вадим Шестаченко, впрочем, пользовался у нее некими поблажками. Она, не проявляя агрессивности, позволяла ему подползать к себе ползком и вести съемку практически в упор. Другим же не хотелось мокнуть в снегу, а прямохождения, и даже согнутохождения в непосредственной близости мамаша не допускала.

Нам были нужны кадры ухода тюленя в воду, снятые из-под воды. Посему решили пока оставить в покое мамочку с детенышем. Иван стал собираться под воду, остальные помогали, подтаскивая тяжелое снаряжение по сугробам и снежным наносам. Другие тюлени так и не вылезли на лед поблизости, лишь отдельные особи выбирались далеко в стороне, но к себе не допускали, снова скрываясь в воде при попытке подойти к ним. Иван ушел в полынью с видеокамерой в надежде встретиться с ними под водой, но тщетно, – тюлени в пределах видимости не появлялись. Проплавав минут 15, Иван попросил согнать в воду дремлющую мамашу, чтобы запечатлеть хотя бы ее. Пришлось будить тюлениху. Она была очень, очень недовольна! Рассердилась не на шутку, шипела и ворчала, снова клацала зубами, порвала как «Тузик тряпку» туристический коврик, некстати оставленный видеооператором, но в воду не пошла!

Отчаявшись дождаться модель под водой, Иван не без труда выбрался из полыньи, обламывая под собой лед. И вовремя! Не успел он снять костюм, как из воды, из того самого места, где еще десять минут назад он сам плескался, высунулась огромная усатая рожа бурого цвета с парой огромных бивней. Морж! А вот и еще один, поменьше, и без ужасных клыков – моржиха! Вот это да! Моржи долгое время считались исчезнувшим для Белого моря видом животных – еще в прошлые столетия поморы выбили этого крупного зверя на всей близлежащей акватории. Но в последние годы моржи стали снова заходить из Ледовитого океана. И вот редкая встреча! И не совсем безопасная! Огромные моржи представляют известную опасность для человека. А под водой особую. Они никого не боятся, а, по словам рыбаков, охотников и некоторых ученых, иногда разнообразят свою моллюсковую диету даже свежей тюленятиной. Вот и теперь моржи явно увидели на льду беспомощного белька с тюленихой и сразу проявили к ним четко пищевой интерес.

На нас, стоящих чуть в сторонке, моржи внимания почти не обратили, зато белек очень понравился моржихе! Она приблизилась к краю полыньи и попыталась выбраться на лед. Отважная доселе мамаша белька как-то сразу потеряла всю свою воинственность и самоотверженность и стремглав, насколько только позволяло ее грузное тело, бросилась за наши спины! Укрывшись за нашими широкими плечами, она блином распласталась на льду и лежала «тише воды, ниже травы» до самого конца происшествия. Белек жалобно блеял, моржиха лезла на лед… Мы как-то вдруг осознали, что сейчас перед нашими глазами разыграется обычная природная драма, жизненная ситуация, типичная для wild world… И мы можем все это зафиксировать на пленку… Но этот детеныш нам уже стал родным! Не сговариваясь, схватив подручные инструменты (пешня, коловорот, топор, баллон от акваланга…), мы бросились на выручку нашего ребенка. К счастью, до рукопашной не дошло, моржиха оказалась еще тяжелее, чем Кронберг, лед под ней обломился, и она рухнула в воду… Сделала еще несколько попыток, столь же неудачных, и под наше улюлюканье удалилась восвояси. Мамаша, чуть погодя, пришла в себя и увела детеныша подальше от края льдины, в торосы. Убедившись в их безопасности, наша группа отправилась собирать лагерь и встречать вертолет.

На следующий день была новая высадка на другой льдине. Тюленья лежка оказалась масштабнее, а льдина побольше. Взрослые тюлени также ретиво попрыгали в воду при нашей посадке, однако периодически некоторые из них вылезали на лед, хотя и не подпускали вплотную. Без труда мы обнаружили на льдине чуть ли не десяток бельков. Характеры у всех тюленей как у взрослых особей, так и у бельков, оказались разные. Все очень похоже на людей! Одни бельки лежали совершенно спокойно, можно было пройти в шаге от них, даже погладить, а они ноль внимания. Другие непрестанно блеяли и звали маму, третьи подражали взрослым и пытались укусить беззубым ротиком. Один вообще оказался паникером и неврастеником, бестолково мечущимся среди торосов (его пришлось сразу же оставить в покое для сохранности оных). В этот день нам удалось плодотворно поработать. Отсняли кормление детеныша вынырнувшей из полыньи мамашей, которая выбралась на лед прямо под прицелом видеокамеры, сделала свое материнское дело (белек смачно причмокивал при кормлении) и с достоинством вновь ушла в полынью. Сняли и видеокадры ухода тюленя под воду, для чего загнали еще одного тюленя прямо в полынью к оператору. Получасовой совместный труд в поте лица всей нашей группы успешно вылился в полуторасекундный эпизод будущего фильма. Вообще этот день удался: стоял легкий морозец при ясном небе, все сходили под воду, отсняли под водой красивые торосы и несколько раз на пределе видимости наблюдали мутные тени подныривавших к нам тюленей. На завтра было «планов громадье».

А «завтра» была непогода – низкие тучи, снежные заряды, ветер. Вертолеты не летали. Весь день провели в аэропорту в ожидании погоды. Послезавтра – то же. Послепослезавтра (последний плановый день экспедиции) – опять нелетная погода, но благоприятный прогноз на следующий день. Бросив все дела, сдаем обратные билеты домой, переоформляем их на день позже. Все тщетно, вертолетам летать нельзя! Еще день в аэропорту пропадает даром. Ничего не поделаешь, с природой не поспоришь, в этот раз все закончилось. Собираем вещи домой, а в памяти возникают картины сверкающих торосов, бескрайних ледовых полей, широких разводий с черной парящей водой. И бездонные, доверчивые, огромные черные глаза бельков. Их надо спасти, во что бы то ни стало!

Текст и фото: Александр Аристархов

Рубрики: 2(50)2007, Архив

Метки: , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111