RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 5(47)2006 » Урок №10. Техника широкоугольной фотографии (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Просмотров: 4 028
Об авторе
Автор статьи:

Урок №10. Техника широкоугольной фотографии (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Архивная статья из № 5 (47) за 2006 г.

При работе с большими углами изображения важно правильно выбрать расположение вспышки – это гарантирует равномерную освещенность и отсутствие на снимке взвешенных частиц. Здесь действует правило: чем больше угол изображения, тем дальше от камеры должна располагаться вспышка. При угле изображения 100 градусов блиц должен располагаться на расстоянии минимум 80 см на кронштейне с двойным шарниром и над объективом.

На самом деле широкоугольные объективы являются универсальными инструментами, которые позволяют снимать как гигантских кашалотов, так и вполне заурядных по размерам трубчатых червей.

Объектив. Широкоугольная фотография начинается с угла изображения примерно в 80  градусов! Меньшие углы изображения не имеют особого смысла, так как в этом случае главного преимущества широкоугольной оптики – переноса на снимок с возможно меньшей дистанции как можно больше информации – мы не сможем использовать.

В основе широкоугольной техники лежит то обстоятельство, что при углах изображения порядка 100 градусов можно воссоздать экстремальные динамические перспективы, если фотограф учитывает классическую композицию.

Вспышки. Приобретая суперширокоугольные объективы, вы еще не решаете всех технических задач – нужно также правильно выбрать вспышку для верной освещенности и правильно ее установить. Ведь снимаемый сюжет сильно отличается от того, который обычен при больших фокусных расстояниях – съемке стандартным или макрообъективом. Следующие обстоятельства являются ключом для получения успешных результатов.

Так как при большом угле изображения мы хотим охватить пространство от одного угла кадра до другого, то наша вспышка должна освещать все это пространство. Современные UW-вспышки дают угол освещения около 100 градусов. Если используются объективы с большим углом изображения, то следует использовать две вспышки.

Первый шаг при использовании естественного света состоит в работе с большими выдержками. К примеру, используются выдержки от 1/60 до 1/30 или даже до 1/15, если становится действительно сумрачно. Вмонтированный в камеру датчик освещенности является хорошим вспомогательным средством, позволяющим согласовать диафрагму и выдержку.

Чтобы избежать обратного рассеивания от взвешенных частиц, нужно обеспечить достаточное расстояние между объективом и вспышкой – как это отчетливо видно на иллюстративных снимках.

В отличие от ситуации с большими фокусными расстояниями, расположение вспышки здесь строго предписано, и компромиссы практически невозможны. Если вы работаете с одной вспышкой – все равно, используете ли вы вертикальный или горизонтальный формат – она должна располагаться над объективом, чтобы получить равномерную освещенность всего снимка. При двух вспышках они монтируются на камере справа и слева на горизонтальной оси. Ни в коем случае вспышки не должны работать из углов справа и слева. На диагоналях формата угол изображения всегда имеет максимальное значение, и наш свет был бы виден в воде уже через несколько сантиметров.

Широкоугольная фотография, несомненно, является самой взыскательной техникой UW-фотографии. Оборудование не допускает никаких компромиссов и необходимо одновременно учитывать много важных факторов. По этой причине важно шаг за шагом набираться опыта, и в начале карьеры не стоит использовать 180-градусный объектив fisheye.

Согласно теории – но все факторы нужно учитывать и на практике – оборудование должно удовлетворять определенным требованиям. Без двойного шарнирного кронштейна нельзя обеспечить предписанное расположение вспышки. Сама вспышка должна иметь в воде нейтральную плавучесть, чтобы шарниры легко вращались и не препятствовали скорейшей установке вспышки.

Фотография с широкоугольной техникой требует смешанного освещения, чтобы на снимке было проработано и то, что вспышка уже не освещает. Как разъяснялось в уроке №3 (ОКТОПУС № 4(40) 2005), фотограф должен регулировать  величину выдержки и учитывать влияние естественного освещения на величину диафрагмы, предписываемой вспышкой.

Широкоугольные объективы имеют большую глубину резкости. Поэтому не следует работать с малыми диафрагмами (более 8) – в отличие от крупноплановой и макрофотографии! Это имеет сразу два преимущества: диафрагмы от 5,6 до 8 пропускают и при не очень больших выдержках достаточно естественного света на пленку или ССD-датчик, что позволяет проработать задний план и фон. Данные факторы позволяют использовать небольшие ручные вспышки, которые не мешают работать с длинными кронштейнами.

Композиция снимка. Чтобы не делать частых ошибок, производите съемку с той же дистанции, что и при нормальных фокусных расстояниях – просто используйте больше пространства. При этом фотография широкоугольной техникой разделяется на четыре категории.

Широкоугольные сцены. Эта техника съемки предназначена, прежде всего, для крупных объектов, таких как  рэки, ландшафты или большие обитатели моря. Подобные мотивы обычно хорошо освещены естественным светом, а вспышка используется только для подсветки. Чтобы ваши снимки обладали хорошей перспективой, используйте простое правило (если это возможно): снимайте немного вверх (под углом примерно 30 градусов к горизонтали). В общем случае лучше отказаться от снимков с высоты «птичьего полета», т.е. сверху вниз.

Для лучших широкоугольных снимков требуется прозрачная вода и много солнца. Поэтому очень важно правильно спланировать время погружения! Широкоугольные снимки делайте только при самой лучшей погоде, а вот макросъемку можно выполнять и при облачной погоде и штормовом море.

В широкоугольной фотографии особенно важно правильное построение снимка.
Тут действуют те же правила, что и на суше: выразительный широкоугольный снимок должен содержать три части – близкий передний план, золотую середину и задний план.

На предыдущем развороте. Широкоугольные объективы позволяют и в мутной воде получать хорошие снимки. При съемке в мутной воде справедливо следующее: чем меньше сила света, тем лучше и яснее снимки! В этом случае не используйте TTL-режим, а при ручной работе со вспышкой используйте мощность ? или ?, а то и меньше (если позволяет техника). Широкоугольные объективы отлично подходят для подводной съемки с расстояний от 0.8 до 1.2 м. Но будьте осторожны: если на переднем плане доминирует дайвер, то нежелательно использовать угол изображения более 90 градусов. В противном случае возникнут сильные искажения человеческих пропорций, что особенно актуально для миловидных ныряльщиц-моделей.

Портреты широкоугольной техникой. Подобные снимки показывают чаще всего дайвера в действии – вместе с рыбами, позади кораллов и т.п. Наилучшие расстояния для таких снимков лежат между 0,8 и 1,5 м. При таких удалениях с объективом от 80 до 100 градусов, человек будет полностью помещаться в формат кадра, и будет еще место вокруг для фона и других деталей.

В отличие от сцен с крупными объектами свет вспышки имеет здесь большее значение, но нельзя забывать и естественный свет. Чтобы лучше отразить передний план, заднему плану можно придать меньшую освещенность. По этой причине измерение естественного света нужно проводить под углом около 45 градусов к водной поверхности.

При ручном способе работы избегайте слишком мощных вспышек, а при TTL-технике не отказывайтесь от диффузора, чтобы свет был мягче; это особенно важно, если нужно хорошо видеть кожу.

Использование широкоугольного объектива в UW-фотографии на тех же дистанциях, что и при нормальных фокусных расстояниях, не имеет смысла. «Ближе к объекту!» – это правило позволит получить динамические перспективы, верные краски и снимки супервысокого качества.

Широкоугольные крупноплановые снимки. Широкоугольные объективы позволяют снимать с очень коротких дистанций (например, NIKKOR 10.5 мм fisheye даже с расстояния в 10 см). При таких малых дистанциях найти правильную перспективу, расположить объект и добиться равномерной освещенности, конечно, не просто. Поскольку свет падает почти отвесно, то большую опасность будут представлять взвешенные частицы и резкие тени. При этом, когда вы снимаете сюжет с короткой дистанции, практически как в макрофотографии, блиц или блицы остаются на расстояниях от камеры из широкоугольного диапазона!!!

Следует тренироваться с такой техникой, поскольку широкоугольные крупноплановые снимки являются очень впечатляющими, так как на них показаны не только дайверы около главного объекта, но и воспроизводится окружающая среда.

Трехмерные снимки. Эти снимки являются вершиной широкоугольной техники и позволяют иметь угол изображения от 100 до 180 градусов. Подобные снимки состоят из трех частей: экстремально близкий передний план, который начинается прямо в углу снимка, потом идет (примерно в середине) главный сюжет и затем задний план, который окружает снимок. Если все три компонента хорошо размещены на снимке, то возникает трехмерный эффект, который нельзя получить ни при каких других фокусных расстояниях.

Трудность при работе с этой техникой состоит в том, что все три фактора – резкость, освещенность и композицию снимка – следует привести к одному знаменателю. Но и здесь навык мастера ставит!

Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков

Рубрики: 5(47)2006, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111