Архивная статья из № 5 (47) за 2006 г.
На самом деле широкоугольные объективы являются универсальными инструментами, которые позволяют снимать как гигантских кашалотов, так и вполне заурядных по размерам трубчатых червей.
Объектив. Широкоугольная фотография начинается с угла изображения примерно в 80 градусов! Меньшие углы изображения не имеют особого смысла, так как в этом случае главного преимущества широкоугольной оптики – переноса на снимок с возможно меньшей дистанции как можно больше информации – мы не сможем использовать.
В основе широкоугольной техники лежит то обстоятельство, что при углах изображения порядка 100 градусов можно воссоздать экстремальные динамические перспективы, если фотограф учитывает классическую композицию.
Вспышки. Приобретая суперширокоугольные объективы, вы еще не решаете всех технических задач – нужно также правильно выбрать вспышку для верной освещенности и правильно ее установить. Ведь снимаемый сюжет сильно отличается от того, который обычен при больших фокусных расстояниях – съемке стандартным или макрообъективом. Следующие обстоятельства являются ключом для получения успешных результатов.
Так как при большом угле изображения мы хотим охватить пространство от одного угла кадра до другого, то наша вспышка должна освещать все это пространство. Современные UW-вспышки дают угол освещения около 100 градусов. Если используются объективы с большим углом изображения, то следует использовать две вспышки.
Чтобы избежать обратного рассеивания от взвешенных частиц, нужно обеспечить достаточное расстояние между объективом и вспышкой – как это отчетливо видно на иллюстративных снимках.
В отличие от ситуации с большими фокусными расстояниями, расположение вспышки здесь строго предписано, и компромиссы практически невозможны. Если вы работаете с одной вспышкой – все равно, используете ли вы вертикальный или горизонтальный формат – она должна располагаться над объективом, чтобы получить равномерную освещенность всего снимка. При двух вспышках они монтируются на камере справа и слева на горизонтальной оси. Ни в коем случае вспышки не должны работать из углов справа и слева. На диагоналях формата угол изображения всегда имеет максимальное значение, и наш свет был бы виден в воде уже через несколько сантиметров.
Согласно теории – но все факторы нужно учитывать и на практике – оборудование должно удовлетворять определенным требованиям. Без двойного шарнирного кронштейна нельзя обеспечить предписанное расположение вспышки. Сама вспышка должна иметь в воде нейтральную плавучесть, чтобы шарниры легко вращались и не препятствовали скорейшей установке вспышки.
Фотография с широкоугольной техникой требует смешанного освещения, чтобы на снимке было проработано и то, что вспышка уже не освещает. Как разъяснялось в уроке №3 (ОКТОПУС № 4(40) 2005), фотограф должен регулировать величину выдержки и учитывать влияние естественного освещения на величину диафрагмы, предписываемой вспышкой.
Композиция снимка. Чтобы не делать частых ошибок, производите съемку с той же дистанции, что и при нормальных фокусных расстояниях – просто используйте больше пространства. При этом фотография широкоугольной техникой разделяется на четыре категории.
Широкоугольные сцены. Эта техника съемки предназначена, прежде всего, для крупных объектов, таких как рэки, ландшафты или большие обитатели моря. Подобные мотивы обычно хорошо освещены естественным светом, а вспышка используется только для подсветки. Чтобы ваши снимки обладали хорошей перспективой, используйте простое правило (если это возможно): снимайте немного вверх (под углом примерно 30 градусов к горизонтали). В общем случае лучше отказаться от снимков с высоты «птичьего полета», т.е. сверху вниз.
Портреты широкоугольной техникой. Подобные снимки показывают чаще всего дайвера в действии – вместе с рыбами, позади кораллов и т.п. Наилучшие расстояния для таких снимков лежат между 0,8 и 1,5 м. При таких удалениях с объективом от 80 до 100 градусов, человек будет полностью помещаться в формат кадра, и будет еще место вокруг для фона и других деталей.
В отличие от сцен с крупными объектами свет вспышки имеет здесь большее значение, но нельзя забывать и естественный свет. Чтобы лучше отразить передний план, заднему плану можно придать меньшую освещенность. По этой причине измерение естественного света нужно проводить под углом около 45 градусов к водной поверхности.
При ручном способе работы избегайте слишком мощных вспышек, а при TTL-технике не отказывайтесь от диффузора, чтобы свет был мягче; это особенно важно, если нужно хорошо видеть кожу.
Широкоугольные крупноплановые снимки. Широкоугольные объективы позволяют снимать с очень коротких дистанций (например, NIKKOR 10.5 мм fisheye даже с расстояния в 10 см). При таких малых дистанциях найти правильную перспективу, расположить объект и добиться равномерной освещенности, конечно, не просто. Поскольку свет падает почти отвесно, то большую опасность будут представлять взвешенные частицы и резкие тени. При этом, когда вы снимаете сюжет с короткой дистанции, практически как в макрофотографии, блиц или блицы остаются на расстояниях от камеры из широкоугольного диапазона!!!
Следует тренироваться с такой техникой, поскольку широкоугольные крупноплановые снимки являются очень впечатляющими, так как на них показаны не только дайверы около главного объекта, но и воспроизводится окружающая среда.
Трехмерные снимки. Эти снимки являются вершиной широкоугольной техники и позволяют иметь угол изображения от 100 до 180 градусов. Подобные снимки состоят из трех частей: экстремально близкий передний план, который начинается прямо в углу снимка, потом идет (примерно в середине) главный сюжет и затем задний план, который окружает снимок. Если все три компонента хорошо размещены на снимке, то возникает трехмерный эффект, который нельзя получить ни при каких других фокусных расстояниях.
Трудность при работе с этой техникой состоит в том, что все три фактора – резкость, освещенность и композицию снимка – следует привести к одному знаменателю. Но и здесь навык мастера ставит!
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Метки: Мастер-класс...