Архивная статья из № 5 (47) за 2006 г.
Портфолио этого номера посвящено не отдельному автору, как обычно, а целому проекту, который существует уже 4 года и минувшим летом с успехом выставлялся в объединении «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре в Москве. Создатели проекта и организаторы – Дмитрий и (конечно же) Ольга Рудаковы.
Ок: Как все придумалось?
Д.Р.: Мы уже давно никуда не ездим просто так – мы организуем ФОТОСАФАРИ. Наши фотосафари отличаются от всех остальных видов путешествий, потому что целью таких поездок всегда является фотография. Большинство турфирм предлагают стандартные поездки для обычных любителей путешествий, мы же разрабатываем сафари специально для энтузиастов фотографии. Это позволяет нам сократить расходы на путешествия и найти новых друзей и единомышленников. Да и путешествовать в компании всегда интересней. Все посещаемые нами места обычно тщательно отбираются. Мы изучаем и выбираем наилучшие точки съемки и подходящее время суток. Идея ФОТОСАФАРИ родилась из нашего желания предложить друзьям и знакомым уникальный опыт одновременного путешествия и изучения фотографии. Довольно быстро это распространилось за границы категории друзей. Теперь с нами ездят совершенно незнакомые нам люди, и мы радуемся каждому новому участнику, поскольку вместе с ним наша компания увеличивается на еще одного одержимого фотографией.
Ок: Много ли участников проект собрал, сколько стран вы охватили? Сколько путешествий в год?
Д.Р.: Чаще всего с нами ездят просто увлеченные люди, для которых фотография не является профессией. Любители и продвинутые любители – они стараются совершенствоваться в фотографии и стремятся увидеть новые, интересные места. Наши путешествия позволяют это сделать, так как ФОТОСАФАРИ – это и полная впечатлений поездка, и мастер-класс одновременно. Уже более сотни человек приняли участие в наших турах, и многие возвращаются снова и снова, чтобы присоединиться к нам в поисках новых приключений.
С каждым годом количество путешествий растет. Начинали мы с двух путешествий, а в следующем году уже запланировано 12. Что касается количества стран – это довольно сложно посчитать. Точнее можно, но мы не считали… Ну, где-то около 30, наверное…
Oк: Каковы впечатления от выставки, прошедшей в Москве?
Д.Р.: Выставка зрителям понравилась. Наверное, правильнее всего будет привести отзывы их самих:
– «Что ж вы делаете с людьми?! Так нельзя. У меня и так бессонница, а теперь я и вовсе спать не смогу. Так и стоят перед глазами ваши закаты, выставленные на Гоголевском бульваре. Нет слов, одни восторженные междометия! А зверье африканское! Ой, нет, хана моей мечте отоспаться! Вот взорвусь от впечатлений – будете виноваты. Вся ваша команда – просто высший класс!!! Я на своем веку посмотрел немало фотовыставок, но такого потрясения не испытывал ни разу. Снимаю шляпу. Перед всей сборной!!! Все, завожу кубышку под средства на тур. Господи, благослови на баснословные заработки!».
– «Спасибо!!! Хочется сказать огромное человеческое спасибо за этот взрыв положительных эмоций! Кадр под названием «Песчаная бухта» меня просто потряс! Теперь придется ехать на Байкал. А еще я понял, что хочу Hasselblad».
– «Выставка понравилась. Смотрится хорошо (но мало). Наконец-то увидел хоть что-то из того, о чем давно мечтал».
Что касается нашего мнения – это был первый опыт проведения таких совместных выставок. Что-то получилось, что-то – нет. Но мы учтем все ошибки и сделаем в следующем году еще лучше и еще интереснее.
Россия, озеро Байкал, бухта Песчанка
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds.
Здесь мягкий песок и ласковая бухта. Наверное, летом на этом пляже приятно искупаться. Но зимой здесь завывает ветер, и шуршание песка только подчеркивает безлюдность этих мест и оправдывает название – бухта Песчанка. Здесь цвет уходит на второй план, потому что тут главенствует форма – необычная и поражающая. Кажется, что и зрение становится черно-белым, стремясь запечатлеть причудливые природные формы. Остается лишь прищуриться и нажать на спуск.
Египет, Красное Море, острова Бразерс
Павел Александров. Камера Nikon F100.
Соединение предметов из разных стихий всегда интересно. Встретить под водой акулу – здорово, но ожидаемо. А вот паровозные колеса начала прошлого века – деталь, придающая необычный вид подводному миру. Человек и подводный мир – еще одна грань, соединяющая разные миры. Фотография поражает нас именно тогда, когда фотограф увидел и сумел передать те грани мира, которых мы не знаем или не замечаем.
Египет, Красное Море, риф Абу-Нухас
Павел Александров. Камера Nikon F100.
Грузовое греческое судно «Джанис Д» затонуло совсем недавно – в 80-х годах прошлого столетия. Поэтому на нем хорошо сохранились капитанская рубка, машинное отделение… Но оно вырвано из жизни морской стихией и все больше и больше становится его частью. Корабль постепенно заселяет разная живность: и внутри, и снаружи плавают рыбы, рядом можно встретить черепах, морских змей и прочих тварей, включая дайверов обоих полов.
Россия, озеро Байкал, Мыс Солонцовый
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds Mark II.
Было раннее утро, когда мы вышли к этому небольшому озеру на берегу Байкала. Солнце уже взошло, но еще не показалось из-за горы, и поэтому туман над поверхностью озера не успел рассеяться. Несколько минут я бродил по берегу в поисках интересного переднего плана, пока не наткнулся на старую корягу, которая непонятно как оказалась на берегу. В один кадр эта красота не умещалась, и пришлось снимать панораму.
Северная Америка, Штат Аризона, Каньоны Антилопы
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds.
Каньоны Антилопы – одно из самых невероятных творений природы. Они знамениты среди фотографов всего мира из-за причудливой формы скал, освещенных восхитительным магическим светом. Оба каньона представляют собой естественно возникшие гигантские щели в песчаных скалах. В течение нескольких столетий вода и ветер вытачивали в красном песчанике углубления на несколько сотен метров. Раз в несколько лет, во время ливневых дождей, каждый каньон, обычно пересыхающий в течение года, затопляется водой. Именно дождевая вода, медленно стекая и унося с собой песчинки, за много лет сформировала эти изящные рельефные линии внутри скал.
Северная Америка, Аризона, Wave
Ольга Рудакова. Камера Canon 1Ds.
Нам опять повезло. Вчера прошел дождь. Говорят, что дождь здесь бывает раз в семь лет. А сегодня мы поймали «Волну». Наверное, дело не только в везении. После тесного общения с индейцами мы знали точную дорогу – после двуглавой скалы направо и дальше идти все время прямо, не теряя из виду черную метку (но если честно, то на место нас вывел местный следопыт, который уже в сотый раз шел посмотреть на это чудо природы). А насчет дождя мы договорились накануне с богами Навахо.
Россия, Байкал, Ушканьи острова
Евгений Михайлов. Камера Hasselblad H1 & PhaseOne P25.
Я люблю снимать воду с длительной выдержкой. Ибо только тогда можно не просто остановить мгновение, а запечатлеть на фотографии процесс движения воды, ее силу и мощь. Рассветало. Волны бились о каменистый берег. Пучки травы между камнями создавали идеальный передний план. Оставалось только дождаться идеального момента и нажать на спуск.
Северная Америка, Штат Юта, Арка Меза
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds.
Мы пришли на место в пять утра. Развернули штативы, подключили тросики. Сидим. Ждем… Подходят другие фотографы. Мы сидим. Они робко спрашивают, а не могли бы мы так подвинуться, чтобы они встали на наше место? Мы робко отвечаем, что могли бы. Могли бы они пойти постоять чуть правее? Или левее. Они, видимо, совсем смущаются и перестают задавать глупые вопросы. Правильно нас учил Коля Фоменко: кто раньше встал – того и тапки! Из-за горизонта показывается солнце. Глухо щелкают затворы. Десять кадров, двадцать, тридцать, сорок… Солнце прячется за арку и начинается настоящая магия – нижняя часть арки загорается пламенным светом, а впереди из тумана выплывает Белый Разлом. А мы снимаем…
Танзания, равнины Серенгети
Александр Красников. Камера Canon EOS 1Ds.
Вот леопард притаился между двумя ветками. Лежит тихо. Жмурит глаза и не понимает, что происходит вокруг него. Ведь он так уютно устроился на отдых… Почему же столько народу направило на него какие-то странные штуковины? Возможно, он просто пытался заснуть, ну а мой долг фотографа – помешать ему в этом… Потому что фотография требует жертв!..
Танзания, парк Тарангири
Александр Красников. Камера Canon EOS 1Ds.
Какое сафари без встречи с царем зверей? И мы этой встречи не избежали. Скажу честно – было страшно. Вот царь ухмыляется, раскрывает пасть и громко рычит. Пугает и людей, и животных. Чуть-чуть «напоказ», но грозно. Однако вскоре он засмущался и прикрыл лапой глаза. Такой стеснительный лев, понимаете ли.
Малайзия, остров Сипадан, Барракуда-Пойнт
Егор Яковлев. Камера Canon 20D.
Черепахи легендарного острова Сипадан, расположенного у восточного побережья Борнео – удивительно фотогеничные и интересные существа, живущие одновременно в двух мирах. Мне кажется, они достойны отдельной фотосессии. В один из дайвов я решил сосчитать, сколько рептилий я встречу за час – и сбился на цифре восемьдесят.
Папуа – Новая Гвинея, Лавади
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds.
Наутилус помпилиус – это моллюск в очень красивой раковине, который живет на большой глубине, порядка 300 метров. Поэтому на ночь на глубине ставится особая ловушка, а когда утром ее поднимают, в ней оказываются несколько наутилусов. Так я и получил наутилуса для съемок. Я нашел красивую горгонарию (это коралл, похожий на куст) и решил снять «своего» наутилуса на ее фоне. Однако все оказалось не так просто – наутилус никак не понимал, чего я от него хочу. Он либо плыл совершенно не туда, куда нужно, либо просто ложился на дно и таким образом отказывался принимать участие в съемках.
И все-таки один удачный кадр у меня получился. Ну а после съемок наутилусов положено отпускать, что я и сделал…
Новая Зеландия, Кайкура
Дмитрий Рудаков. Камера Canon EOS 1Ds.
Мы пришли на этот мыс перед закатом и долго снимали отражения камней и водоросли, похожие на рассыпавшиеся бусины. Кадры получались хорошие, но ничего особенного. И тут начался закат. Такого я никогда не видел – целый водопад цветов и оттенков. Багровые облака отражались в воде, и казалось, что все вокруг горит огнем. Мы снимали не переставая и перевели дух лишь после того, как солнце скрылось за горизонтом. С тех пор я вспоминаю этот закат как удивительную и неповторимую симфонию света!
Тихий океан, острова Вануату
Сергей Щеколдин. Камера Nikon D70.
Чем дальше в океан, тем меньше аквалангистов, и красивее и богаче животный мир. Нигде мне не приходилось видеть такого количества кораллов и морских лилий, как на Вануату. Именно там я снял один из лучших своих кадров с горгонариями.
Австралия, 12 Апостолов, Океанская Дорога
Егор Яковлев. Камера Canon 5D.
Мы с моим коллегой решили попробовать сделать снимки 12 Апостолов с вертолета. После долгого обсуждения с пилотами, сняв с вертолета обе двери, мы взлетели. Для полетов над этим популярным туристским местом в целях безопасности разработаны жесткие правила и заданные маршруты пролетов. В одну сторону, на закат, вертолет летит со стороны берега, а обратно – со стороны моря. Нам удалось уговорить пилотов на обратном пути заставить вертолет зависнуть в пол-оборота, чтобы в объективе оказалась и панорама скал, и закатное солнце.
Ольга Рудакова. Камера Canon 5D.
Утренняя Венеция – лучшая. Все вокруг окутано таинственной дымкой, и актеры покинули сцену. Безлюдье и безвременье. Раннее утро в Венеции, как закулисье в театре. Нет яркого света рампы, все вокруг на полуслове, полувзгляде, полувздохе… Сумерки между вчера и завтра. И только дворник сметает остатки вчерашнего дня…
Подготовила: Светлана Мурашкина
Фото: участники проекта ФОТОСАФАРИ.RU
Метки: Портфолио...