Архивная статья из № 4 (46) за 2006 г.
Первая половина прошлого века… Построенная на верфях Rieherst Schiffswerks в Гамбурге, Umbria была спущена на воду 30 декабря 1930 года под именем Bahia Blanca.
Bahia Blanca, технически описываемая как «двухвинтовой пароход», приводилась в движение двумя шестицилиндровыми машинами, которые позволяли судну развивать скорость до 14 узлов. Это грузо-пассажирское судно могло принять на борт до 2000 пассажиров, 9000 тонн груза и обладало водоизмещением в 10076 тонн. При ширине в восемнадцать метров судно имело длину в 153,8 метра и осадку в 10,8 метра.
В 1912 году Bahia Blanca была включена в состав флота Hamburg-America Line и вплоть до начала Первой мировой войны совершала рейсы между Европой и Аргентиной. С началом войны, в 1914 году, судно оказалось интернировано в Буэнос-Айресе. А в 1918 году его приобрело правительство Аргентины.
В 1935 году судно было перекуплено правительством Италии, переименовано в Umbria (название одной из девятнадцати провинций Италии) и переоснащено для перевозки войск. На протяжении следующих двух лет она перевезла тысячи солдат в различные колонии, расположенные в Восточной Африке. В 1937 году Umbria была продана компании Triestino Line, и с этого момента судно переходило из Италии в различные порты, расположенные на побережьях Красного моря.
В мае 1940 года капитан Лоренцо Муйзан лично наблюдал за погрузкой различных грузов на борт судна в портах Генуи, Леггорна и Неаполя. Это была крохотная составляющая массивных приготовлений Италии – приготовлений к войне.
При полном пренебрежении к соблюдению секретности на борт Umbria было загружено 360000 бомб, 60 ящиков детонаторов и других припасов общим весом в 8600 тонн.
Третьего июня 1940 года судно прибыло в Порт-Саид. Несмотря на то, что вступление Италии в войну ожидалось со дня на день, формально страна считалась нейтральной, и Королевский военный флот практически ничего не мог сделать для того, чтобы задержать доставку смертоносного груза вражеским войскам. Шестого июня судну было позволено продолжить свое плавание.
Во время морского перехода за Umbria точно тень следовал HMS Grimsby и 9 июня, вблизи ПортСудана, Grimsby вынудил Umbria бросить якорь недалеко от берега. Затем прибыл крейсер HMS Leander, и на борт Umbria высадилась команда из 20 моряков. Они и обыскали судно в поисках контрабанды, и остались на нем на ночь.
Утром 10 июня капитан Муйзан прослушивал радиосообщения и стал единственным человеком на борту, узнавшим о том, что Италия официально объявила о вступлении в войну.
Прямо под носом британских моряков (для которых, по слухам, устроили вечеринку – благо на борту находилось несколько тысяч бутылок превосходного вина), ему удалось затопить свое судно – оно накренилось на левый борт и легло на морское дно. Говорят, что весь экипаж провел последующие шесть лет в британских лагерях для военнопленных.
После войны команда британских саперов сообщила, что в случае детонации груза Umbria, половина Порт Судана окажется стертой с лица земли…
Погружения на судно были запрещены в связи с опасностью взрыва, однако в 1950-х годах пионер подводного плавания и подводной фотографии Ханс Хасс сумел организовать погружения на Umbria и сделал там серию потрясающих черно-белых фотографий…
В последних числах апреля 2006 года клуб «Декостоп» с примкнувшими друзьями и друзьями друзей, отправился в Судан. Можно было бы описывать всю поездку подробно, и даже очень подробно, поскольку все– от перелетов и прохождения таможни до мельчайших деталей пребывания на судне и каждой нырялки– стоит упоминания…
Но пусть этим займутся другие…
Я же расскажу о том, что поразило меня сильнее всего… О том, что оставило наверное наиболее яркие впечатления среди всех моих погружений в целом. Это– погружения на затонувшее судно Umbria.
Когда-то давно, на самой заре своей дайверской карьеры, улетая из Хургады, я купил книгу «Затонувшие суда Красного моря» (думаю, она есть почти у каждого любителя). И весь перелет рассматривал ее (читать не было никакой возможности, так как единственный экземпляр, который был найден во всем аэропорту Хургады, был на итальянском языке). Мой взгляд привлекли фотографии исключительно большого судна и его трюмов, до отказа забитых всякой всячиной, в основном военной. Позднее я сумел отхватить и английское издание этой книги – и, наконец, узнал более подробную историю этого судна. Но до прошлого года погружение на Umbria оставалось неосуществимой мечтой.
И вот, поздней осенью 2005 года я узнал о грядущих планах нашего клуба – мы собирались в Судан! Первое, что я спросил «А «Умбрия»?!!»… И получил жизнеутверждающий ответ «Будет тебе твоя «Умбрия»!». Как же я ждал этого погружения…
Самолет, таможня, автобус, судно… Первая часть– нырялка на рифах северной части суданского Красного моря… И вот капитан на вечернем брифинге сообщает– в планах на завтра Umbria!
Проверяются фонари, достаются из закромов планшеты и карандаши, компасы и катушки… По взаимному соглашению между дайверами и гидами, вся группа разбивается на небольшие команды – по уровню подготовки и интересам. Наша половина группы состоит из шести человек, двух команд. По счастливому жребию мы входим в воду первыми… Кувырок назад, временное ослепление пузырями – и… Мне открывается огромное (по крайней мере, по моим понятиям) судно, едва скрытое под водой. Солнце полностью освещает его… Я видел достаточно много затонувших кораблей в самых разных морях, но этот – один из самых красивых… И, наверное, один из самых интересных и хорошо сохранившихся.
Первое погружение должно было быть обзорным– и мы прошли к винту (второй винт глубоко зарыт в песок), затем все судно в длину – от кормы до носа, заглядывая в многочисленные иллюминаторы и рассматривая содержимое каждого из пяти трюмов – пока только издали… Проходим по шкафутам палубных надстроек и основного мостика…
Вот и полубак… Якорные лебедки, клюзы, цепи уходят в синеву… Это на потом, на сладкое… Отплываем вдаль от носа, разворачиваемся – и я замираю от восхищения… Настолько красивы обводы судна, вначале видные четко, и исчезающие вдали.
Начинаем обратный путь. Теперь пришло время уделить внимание содержимому трюмов и «интерьерам» хотя бы некоторых надстроек… Трюмы заполнены снарядами, бомбами, взрывателями… Плотной стеной лежат мешки с цементом и мукой, стоят столешницы, рядом – коробки с керамической плиткой. Бухты электрических проводов, канаты… В носовом трюме груда винных бутылок… К сожалению пустых… Пробки продавлены, и содержимое давно смешалось с водами мирового океана… Ну, а вот и жемчужина – эта картинка стояла у меня в голове с того момента, когда я впервые увидел фотографии Umbria – 3 легковых автомобиля Fiat, стоящие бок о бок. Часть стекол на месте, и, когда луч фонаря проникает внутрь, возникает совершенно нереальное ощущение. Проплываем над автомобилями, разворачиваемся – и видим почти идеально сохранившиеся радиаторные решетки и фары. На удивление местами сохранилось хромирование!
Выплыв из трюма, искренне радуюсь глубине погружения – воздуха и бездекомпрессионного времени хватит еще надолго!
Плывем над правым бортом, заглядывая в иллюминаторы надстроек – мостик, рубка и другие основные помещения «зачищены» от всякой мебели и приборов. Бытовые же помещения все еще сохранили обстановку– в гальюнах унитазы, раковины и шкафчики для умывальных принадлежностей; в каютах койки и рундуки. Все иллюминаторы на месте, стекла целы – за 50 лет сюда так и не добрались коллекционеры трофеев.
Вот и шлюпбалки правого борта – и к ним пришвартованы наши зодиаки. Последний взгляд налево, направо, остановка, и вот мы на поверхности. По свежим следам зарисовываю рэк.
Оказавшись на Don Questo – нашем боте, бегу к капитану – сверить свои рисунки и представления о том, что и где расположено внутри. Получив бесценные сведения, наношу их на свой рисунок. Обед дает передышку и время подготовиться ко второму погружению.
Вспоминаем правила проникновений на затонувшие суда, проверяем фонари и резервные фонари, шпульки – и по зодиакам!
На этот раз в планах тщательное исследование! Фотографы вооружились своей техникой, а Андрюха Оборин прихватил с собой мотки шнуров и верных оруженосцев. У него в планах – творчество!
Входим в воду у кран-балок, наша команда (я, Олег и Ольга) спускается к левому борту, и проходим внутрь! Перед нами длинный коридор, по левую и правую стороны от меня – различные помещения. По левую руку– каюты, в каждой по две койки. Не решаюсь пройти внутрь – слишком толстый слой ила… Зато направо (точнее, наверх) – меня так и манит. Первое помещение, куда мы попадаем – камбуз. Пол покрывает керамическая плитка, в углу свалена куча посуды – огромные кастрюли, сковороды и пара плетеных корзин (видимо из-под фруктов или овощей), плывем дальше, следующее помещение – пекарня. Никогда не видел столько всего забавного. Первое, что бросается в глаза, – две белые, эмалированные печи для выпекания пиццы (по крайней мере, так мне сказали на нашем судне), затем духовой шкаф и самое примечательное – машина для промешивания теста. Огромный чугунный чан с кучей каких-то приспособлений и механизмов.
Возвращаемся в коридор, движемся дальше. Проход в один из угольных трюмов, вход туда перегорожен прекрасно сохранившейся одноколесной тачкой – очень похожей на садовую. Гальюн, душевая, каюты – выход. На стене надстройки рядом с выходом закреплена запасная лопасть гребного винта.
Но прямо перед выходом – неширокий проход направо, туда мы и направляемся. И оказываемся в окружении различных станков и верстаков. Проплываем между станками – и нам открывается невероятных размеров машинное отделение. Котлы, трапы, перекрытия– все сплетается в нереальную картину из-за угла, под которым судно лежит по отношению к горизонтали. Целы и застеклены все приборы, на месте все включатели и рычаги. На одной из переборок закреплены предохранители – на куске странного материала. Я подплываю и с удивлением вижу – в качестве электрического щита выступает кусок мрамора! Еще немного осматриваем окрестности и выходим в открытую воду – на этот раз через один из открытых люков.
Возвращаемся на борт судна. Время делиться впечатлениями и заряжать фонари, готовить фототехнику. Теперь капитан Лоренцо (лишь тезка упомянутого выше) подбил сделать нас нечто совершенно необычное– ночное погружение на Umbria.
Ночью корабль выглядит совершенно по-иному. Он уже не так дружелюбен, и как бы ни была мала глубина– я чувствую некоторое напряжение. Удивительно, но как только мы входим внутрь корабля, возвращается спокойствие. Как-то уютней чувствуешь себя, когда между тобой и ночным морем есть что-то…
Незаметно пролетает час, и мы вновь выходим на борт нашего сафари-бота. Это – завершающее погружение на «Умбрию»… На протяжении этой недели… Мы еще вернемся – таково обещание капитана.
Неделя проходит на юге, среди круговерти кораллов, акул и прочей рыбы – и это прекрасно, можете мне поверить. Но у меня и некоторых других представителей коллектива каждый вечер нет-нет, да и вырывается волшебное слово – «Умбрия»…
И вот момент счастья – мы вновь рядом с рэком. На этот раз у всех четкие планы действий. Намечены объекты для фотосъемки, осмотра и исследования. Выясняется, что я – не единственный любитель карандаша и планшета. И более того – не самый умелый…
После погружения, в ходе которого мы дошли до якоря, дообследовали все надстройки, удовлетворили свое почти неуемное любопытство, Сергей показал мне свои зарисовки судна. Теперь возникла возможность нарисовать вполне точный план судна – и наружный и внутренний – так как все виденное нами до этого было, мягко говоря, слабо похоже на оригинал.
Было и еще одно ночное погружение, и еще находки, и мелкие радости «первооткрывателей». Но пришло время сниматься с якоря. И осталось ощущение, что мы увидели одно из самых интересных затонувших судов, и что пяти погружений мало, и что на судне все еще прячутся от нас десятки интересных находок и любопытных закоулков… Придется вернуться!
Текст: Кирилл «Celt» Егоров
Фото: Андрей Оборин
Метки: Призраки дна...