Архивная статья из № 4 (46) за 2006 г.
Наряду с привлекательной широкоугольной техникой и очаровывающей макрофотографией не следует забывать о классическом штатном объективе, которым комплектуются многие камеры. Хотя работать с ним под водой не так просто, для определенных сюжетов он является идеальной линзой.
Определение. О стандартном или штатном объективе мы говорим, если его фокусное расстояние примерно равно размеру диагонали кадра (при формате 24х36 мм это примерно 50 мм). В цифровых камерах, где формат кадра обычно меньше (за исключением профессиональных фотокамер), размеры диагоналей будут, соответственно, меньше. При обычных размерах сенсора 16х24 мм штатный объектив имеет фокусное расстояние приблизительно 30 мм.
Классический угол изображения при стандартном фокусном расстоянии – примерно 46 градусов – остается постоянным! Поскольку большинство объективов этого типа располагаются в боксе за плоским иллюминатором, то угол изображения под водой уменьшается – с коэффициентом 1.33 (коэффициет преломления воды), так что мы имеем величину порядка 30 градусов! По этой причине в большинстве подводных камер-амфибий используются не «классические» стандартные объективы, а легкие широкоугольные, что позволяет учесть эффект уменьшения угла поля зрения.
Рабочие диапазоны. Указанные факторы, конечно, ограничивают выбор возможного сюжета, здесь важны размеры объекта съемки. Если они слишком малы, то трудно добиться фокусировки, а если они очень велики, то удаление от объекта было бы очень большим.
Относительно узкий угол изображения будет как раз идеальным для снимков рыб, крупноплановых портретов дайверов и аналогичных мотивов среднего размера. Лучшие результаты получаются при удалении от объекта примерно на 60-120 см. Крайне важно здесь не превышать максимальное удаление. Если между камерой и мотивом располагается слишком большой слой воды, это сильно отражается на качестве снимка. Следует помнить, что при больших фокусных расстояниях известный «телефотоэффект» под водой возникает раньше, чем на суше– контрастность снимка резко падает с увеличением расстояния до объекта.
Техника съемки. Объективы этого типа могут использоваться в зеркальных камерах, помещенных в корпус за плоским стеклом или за сферическим иллюминатором (реже), тогда угол изображения будет, как на суше. Камеры-амфибии с видоискателем, как легендарные Nikonos, Motormarine и аналогичные модели, имеют обычно легкие широкоугольные объективы. Под водой эти линзы c учетом эффекта сужения угла поля зрения дают угол изображения примерно 42-48 градусов. То же самое относится к встроенным зум-системам при современных цифровых видоискателях или к компакт-камерам.
Стандартные фокусные расстояния линз по сравнению с широкоугольными объективами обеспечивают гораздо более узкий диапазон глубины резкости! Напечатанная таблица глубин резкости отчетливо показывает этот факт.
Следовательно, расстояние должно выставляться очень точно, чтобы главный объект был действительно резким. Владельцы незеркальных камер, таких как Nikonos, Motormarine и MX-10, должны предварительно оценить расстояние, а затем установить его вручную. В начале «карьеры» это приносит определенные трудности, так как из-за упомянутого преломления световых лучей все объекты под водой кажутся на одну треть больше. Данное обстоятельство приводит не только к тому, что дайвер неверно оценивает размер рыб, но и обуславливает большие ошибки при оценке расстояний до объекта съемки.
Очень важно, чтобы фотограф знал следующее: под водой при установке дистанции на камере устанавливается КАЖУЩАЯСЯ дистанция!
Хорошую помощь при определении дистанции дает так называемый «ручной метод»: нужно протянуть руку в сторону мотива. Длина руки составляет примерно полметра, а если прибавить еще расстояние от руки до мотива, то можно достаточно точно оценить расстояние.
Но и фотографы, работающие с AF-камерами со стандартными объективами, также должны считаться с ограниченной глубиной резкости. Кто просто держит камеру и наводит ее на объект перед линзой, в большинстве случаев не получит резкого изображения рыбы. Как и в макрофотографии, лучше всего работать в режимах «приоритет резкости»/«серво-автофокус». В этом случае резкость можно сохранять при наполовину нажатой спусковой кнопке или кнопке FOCUS-LOOK (FL), и направлять камеру на желаемый объект. Кнопка автоматического фокуса (FL) обладает тем преимуществом, что при нажатии резкость сохраняется, и можно снимать многократно, не проводя новую фокусировку.
Зная, что глубина резкости не является большим достоинством при стандартных фокусных расстояниях, мы должны использовать правильную диафрагму.
Часто об этом не думают и просто устанавливают диафрагму 22 и «сверхсильные» вспышки. В этом случае очень много света даст только контрастность, а при таких небольших отверстиях даже в яркий день можно получить «ночные» снимки.
Здесь следует найти компромисс между приемлемой глубиной резкости и проработкой заднего плана.
Лучше всего в этом диапазоне фотографии подходит диафрагма 11! В комбинации с выдержкой 1/60 секунды примерно до глубины 20 м и выдержке 1/30 секунды на глубине 30 м мы получим наилучшие результаты – предполагается чувствительность пленки 100 ASA и прозрачная яркая вода.
Мотив. Как вы видите, стандартные объективы не предназначены для снимков группы дайверов, но они прекрасно подходят для снимков рыб. Лучше всего искать животных длиной от 30 до 60 см, которые находятся на расстоянии от 60 до 100 см и хорошо освещены. При снимках рыб требуется быстрота, и очень важно перед объектом не делать никакой задержки, или задержка должна быть минимальной. Так как вы уже знаете идеальный диапазон фотосъемки, то амфибийные камеры с видоискателем должны быть заранее полностью подготовлены, а фотографы с зеркалками должны также установить резкость и сформировать кадр.
Аналоговые фотографы работают, конечно, с TTL-техникой, которая гарантирует правильное освещение в кадре. Цифровые фотографы, которые должны переключать вспышку вручную, могут получить хорошие результаты, делая несколько пробных снимков. По сравнению с широкоугольной фотографией корректное расположение вспышки при стандартном объективе играет меньшую роль. Но и здесь вспышка должна располагаться на подвижном шарнирном кронштейне и стоять на вертикальной оси НАД камерой при расстоянии минимум 40 см.
Неподвижные мотивы, такие как морские звезды, анемоны, ветви кораллов, горгонарии или губки – также являются очень благодарными объектами. В этих случах фотограф имеет значительно больше времени, чтобы спокойно их фотографировать с разных ракурсов.
Портреты дайверов также принадлежат к «репертуару» этих фокусных расстояний. И чтобы снимок был ярким и резким, следует учитывать чистоту стекол маски, направление взгляда и другие детали, которые позднее могли бы помешать.
Как мы видим, «стандартные» линзы занимают оправданное место в наборе фотооборудования, и при небольшой тренировке вы получите прекрасные кадры на своей пленке или CCD-датчике.
***
Таблица глубин резкости
Расстояние до объекта Диафрагма Глубина резкости (м)
1 метр 3,5 0,96 — 1,10
1 метр 4,0 0,93 — 1,20
1 метр 5,6 0,90 — 1,25
1 метр 8,0 0,85 — 1,30
1 метр 11 0,80 — 1,40
1 метр 16 0,70 — 1,50
***
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Метки: Мастер-класс...