Класс малых и сверхмалых подводных лодок, предназначенных для проведения диверсионных или специальных операций, а также действий на мелководье, представило Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» на выставке «ЛИМА-2009» в Малайзии. «В частности, сверхмалые подводные лодки «Тритон-1» и «Тритон-2» предназначены для проведения диверсионных или специальных операций. Они также могут быть использованы в мирное время для обследования и охраны нефтедобывающих вышек, газопроводов», — отметил заместитель главного конструктора предприятия Евгений Маслобоев. Он уточнил, что водоизмещение субмарины «Тритон-1» — 1,6 кубического метра, «Тритон-2» — около пяти кубических метров. «Тритон-1» рассчитан на двух водолазов или боевых пловцов, «Тритон-2» — на шесть человек.
Еще в 80-х годах двадцатого столетия в боевой состав ВМФ нашей страны входили сверхмалые подводные лодки типа «Пиранья». На прошедшей выставке демонстрировались разработки «Малахита» по модернизации таких субмарин. При экипаже в три человека она может нести на своем борту шесть водолазов со всем снаряжением и боевым оборудованием. Дальнейшее развитие малых подлодок представляет собой субмарина П-550. Она имеет водоизмещение 750 тонн, четыре торпедных аппарата 533-го калибра, которые, кроме торпед, могут использовать крылатые ракеты из комплекса типа «Клаб-С». Также она может нести от 12 до 24 донных мин, которые выбрасываются из специальных устройств в кормовой части. Помимо этого, имеются забортные пусковые установки для использования торпед 324-го калибра. Показатель так называемой боевой нагрузки у нее один из самых высоких даже в сравнении с большими дизель-электрическими подводными лодками.
Подобные субмарины могут решать задачи охраны побережья, борьбы с нарушителями экономической зоны, сопровождения стратегических подводных лодок при входах-выходах из баз. Кроме того, они могут быть использованы на мелководье, в проливных, островных зонах, где использование больших подлодок практически невозможно. Они могут не всплывать на поверхность до 10 суток, оставаясь невидимыми для возможного противника. При небольшом водоизмещении подобные лодки, вооруженные минами, торпедами или ракетами, надежны и бесшумны. На выставке повышенный интерес к ним проявили представители ВМС многих стран, но, как считают некоторые российские специалисты, такие «малыши» идеально подходят для защиты безопасности и нашего государства, в первую очередь — на Балтийском, Черном и Каспийском морях.
…У историков до сих пор нет однозначного мнения, где и когда появилась первая подводная лодка. Согласно Аристотелю еще Александр Македонский спускался под воду в стеклянной бочке с вполне боевой целью — на разведку боновых заграждений перед входом в порт Тира. А можно считать, что глубоководное плавание началось с погружения подводной галеры голландца Корнелиуса ван Дреббеля в 1620 году, а первым командиром подлодки был английский король Яков I, сын Марии Стюарт. В России боевые корабли подводных глубин пошли от «потаенного судна» Ефима Никонова, чей проект одобрил Петр Первый. Причем не просто одобрил, а сам испытал в одном из парковых озер Сестрорецка. На месте тех испытаний ныне установлены бюст царя-подводника, часовня и памятный камень.
Бесспорно, первые субмарины, если рассматривать их с позиции дня сегодняшнего, были маломерными, или, как порой говорят моряки, «карликовыми» суденышками, приспособленными для погружения и плавания под водой. С развитием подводного флота менялись размеры субмарин, росла численность их экипажей. Однако в ряде стран не забывали и о строительстве сверхмалых подлодок. Военное противоборство на океанских просторах рождало необходимость появления таких технических средств, которые обеспечивали бы скрытное проникновение в хорошо защищенные военно-морские базы противника, а также надежную защиту своих баз от вылазок вражеских субмарин и подводных диверсантов.
В начале прошлого столетия наибольшую активность в разработке сверхмалых подлодок проявила Италия. На верфи Ла Специя строились мини-субмарины типа «А», сконструированные итальянским инженером Анджело Беллони. Те лодки были однокорпусными. При водоизмещении всего лишь в 31 тонну в надводном положении и 37 тонн в подводном, длине 13,5 метра они могли достигать глубины 50 метров. Под водой электродвигатель мощностью 60 л.с. позволял развивать скорость до 5 узлов. Экипаж такой субмарины составлял четыре человека. Балластные цистерны, необходимые для погружения и всплытия, располагались внутри прочного корпуса подлодки. Вооружение состояло из двух наружных решетчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм. Каждый из таких аппаратов имел по одной торпеде. В 1915–1916 гг. было построено шесть таких сверхмалых субмарин.
Развитием этой серии мини-подлодок стала итальянская субмарина типа «В». Она имела улучшенные технические характеристики, в первую очередь более мощную энергетическую установку. Да и торпедные аппараты располагались внутри корпуса. Дальность хода была увеличена почти в десять раз, что существенно повышало возможности боевого использования.
В период между Первой и Второй мировыми войнами в Италии были разработаны сверхмалые подводные лодки типа «СА». Фирма «Капрони» в конце тридцатых годов построила две такие субмарины, получившие название «СА-1» и «СА-2». Причем последняя — после переоборудования в 1942 году — могла нести в качестве вооружения восемь подрывных зарядов весом по 100 кг и 20 химических бомб. «Такие подводные лодки готовились использовать для удара по кораблям в порту Нью-Йорк, но этому помешало заключенное перемирие», — вспоминал в своих мемуарах итальянский подводный диверсант граф Валерио Боргезе.
А в 1941 году в Италии были созданы еще более совершенные субмарины типа «СВ». Они уже имели надводное водоизмещение 36 и подводное 45 тонн. Эти подлодки были полуторакорпусными, носовые горизонтальные рули отсутствовали, а заменил их кормовой рулевой комплекс. «СВ» имели гидроакустическую станцию, улучшенные мореходные качества за счет увеличения ширины палубы надстройки (выступающей над поверхностью воды части подводной лодки). Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов. Дальность плавания в надводном положении достигала уже 1.400 морских миль. Всего было построено 22 таких миниподводных корабля, а в состав итальянского флота вошло 12. Кстати, итальянские «карликовые» субмарины успешно принимали участие в боевых действиях на Черном море в годы Второй мировой войны.
В нашей стране первым воплощенным в металл проектом сверхмалой подводной лодки можно считать разработку под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях встречаются и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был создан в 1934–1935 годах в 1-м отделе — так называемой группе подводных лодок — знаменитого ленинградского Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).
Надводное водоизмещение АПСС составляло 7,2 тонны, подводное — 8,5. Вооружение: один носовой неподвижный торпедный аппарат. Управлялась такая необычная субмарина двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц», созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.
Однако полностью воплотить технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорилось, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». В дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. В июне 1936 года проект был одобрен, а чуть позже был создан опытный образец мини-подлодки, получившей название «Пигмей». Это была сверхмалая (длина — 16, ширина — 2,62 метра) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 тонны. Она могла развивать максимальную скорость 6 узлов (5 — под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой — от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания — в трое суток. Главным вооружением «Пигмея» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45-15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.
К началу Великой Отечественной войны «Пигмей» официально числился за Народным комиссариатом ВМФ как опытовая подводная лодка. В строй эта субмарина официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, «Пигмея» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим — перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, и ее дальнейшая судьба до сих пор точно неясна.
Конструкторы Остехбюро разработали проект еще одной субмарины — малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 тонн. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 тонн. Миниподводные суда Остехбюро уступали им и в мореходности, и в обитаемости. Видимо, потому этот проект остался лишь на бумаге. В результате советский ВМФ вступил во Вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки.
В отличие от Советского Союза еще в 1931 году в состав военно-морских сил Японии вошли две строго засекреченные «карликовые» субмарины типа «А». Это были цельносварные однокорпусные подводные лодки длиной почти 24 метра, водоизмещением 46 тонн. Специальные технические решения обеспечили уменьшение веса субмарины, а трехмиллиметровая обшивка корпуса сталью давала двойной запас прочности при погружении на глубину 100 метров.
Японские мини-подлодки в отличие от своих европейских собратьев были электрическими. В кормовой части субмарины располагался электродвигатель мощностью 600 л. с., связанный непосредственно с гребным винтом. Отсек, расположенный за кормовой перегородкой командного пункта, был полностью загружен электрическими аккумуляторными батареями. Экипаж состоял из двух подводников.
В 1943 году японцы построили сверхмалую подводную лодку нового типа «В». На ней был установлен дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволяющий проводить полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Однако наиболее удачным проектом «карликовой» субмарины времен Второй мировой войны, по мнению зарубежных экспертов, стала подводная лодка типа «D» («Кориу»), которая была спущена на воду в январе 1945 года. Она имела дизель-генератор мощностью 100 кВт, позволявший производить перезарядку уже за 8 часов. Из-за установки аккумуляторной батареи меньшей мощности скорость подводного хода несколько уменьшилась (до 16 узлов), но все равно превосходила скорость хода подводных лодок большего водоизмещения.
Уже в самом конце войны инженер Горо Сато спроектировал сверхмалую субмарину типа «Кайру». Одной из технических особенностей ее были небольшие крылья, расположенные вдоль прочного корпуса. Они позволяли подводному кораблю устойчиво двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Кроме того, повышалась маневренность при плавании на малых глубинах.
Говоря о миниподводных силах Японии, стоит вспомнить и о специальных человекоуправляемых торпедах «Кайтен», что в переводе означает «путь в рай». Чертеж окончательного варианта «Кайтена» был готов в начале 1941 года. Аппарат, управляемый камикадзе, развивал скорость до 40 узлов и мог двигаться с такой скоростью в течение часа. Считалось, что этого вполне хватило бы для достижения и поражения цели. Мощности заряда было достаточно для потопления корабля классом выше, чем тяжелый крейсер.
Тренировочная база для водителей (как их называли) «Кайтенов» была создана на острове Оцудзиме. Новое оружие оказалось довольно непростым в освоении. Только в процессе обучения в результате несовершенства техники погибло 15 человек. От идеи катапульты, дававшей шанс на спасение, пришлось отказаться. Японскому командованию было не до спасения жизни водителей торпед. Страна восходящего солнца проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие.
Первые образцы «Кайтенов» запускались из подводной лодки, находившейся в надводном положении. Субмарина всплывала, спускала торпеды и уходила на глубину. Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали себе цель. Так как рисковать лодкой в районе, где ее могли обнаружить самолеты и корабли, было опасно, смертников высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы, и зачастую торпеды просто пропадали, не найдя цели, шли на дно из-за технических неполадок, застревали в противолодочных сетях…
Таковы лишь некоторые страницы применения необычной военной техники на океанских просторах. В 1970-1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были уникальные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана». Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории субмарины было достаточно много и других операций. В их числе — участие в 1978 году в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин»; в 1980 году в Южно-Китайском море — поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину. Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.
Сегодня в составе Российского флота немало уникальной техники. Это и глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», имеющие глубину погружения до 6 км. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова. Они использовались во многих экспедициях. Так, например, с их помощью проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец». Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части субмарины с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечки радиации. С помощью аппаратов также производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3.800 метров. В процессе погружений был обследован корпус «Титаника», который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга. Некоторое время назад эти аппараты участвовали в научно-исследовательской экспедиции на Байкале, в ходе которой изучался животный и растительный мир уникального озера.
В настоящее время разработки новых глубоководных аппаратов и сверхмалых подводных лодок ведутся во многих странах, в числе которых Германия, Великобритания, США. Подобная техника позволяет решать немалый спектр задач — от проведения спасательных операций до научных исследований и экскурсий в водные глубины. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности дают возможность любому ощутить себя заправским подводником. Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой в поисках загадочного существа…
По сообщению «Redstar.ru»
Класс малых и сверхмалых подводных лодок, предназначенных для проведения диверсионных или специальных операций, а также действий на мелководье, представило Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» на выставке «ЛИМА-2009» в Малайзии. «В частности, сверхмалые подводные лодки «Тритон-1» и «Тритон-2» предназначены для проведения диверсионных или специальных операций. Они также могут быть использованы в мирное время для обследования и охраны нефтедобывающих вышек, газопроводов», — отметил заместитель главного конструктора предприятия Евгений Маслобоев. Он уточнил, что водоизмещение субмарины «Тритон-1» — 1,6 кубического метра, «Тритон-2» — около пяти кубических метров. «Тритон-1» рассчитан на двух водолазов или боевых пловцов, «Тритон-2» — на шесть человек.
Еще в 80-х годах двадцатого столетия в боевой состав ВМФ нашей страны входили сверхмалые подводные лодки типа «Пиранья». На прошедшей выставке демонстрировались разработки «Малахита» по модернизации таких субмарин. При экипаже в три человека она может нести на своем борту шесть водолазов со всем снаряжением и боевым оборудованием. Дальнейшее развитие малых подлодок представляет собой субмарина П-550. Она имеет водоизмещение 750 тонн, четыре торпедных аппарата 533-го калибра, которые, кроме торпед, могут использовать крылатые ракеты из комплекса типа «Клаб-С». Также она может нести от 12 до 24 донных мин, которые выбрасываются из специальных устройств в кормовой части. Помимо этого, имеются забортные пусковые установки для использования торпед 324-го калибра. Показатель так называемой боевой нагрузки у нее один из самых высоких даже в сравнении с большими дизель-электрическими подводными лодками.
Подобные субмарины могут решать задачи охраны побережья, борьбы с нарушителями экономической зоны, сопровождения стратегических подводных лодок при входах-выходах из баз. Кроме того, они могут быть использованы на мелководье, в проливных, островных зонах, где использование больших подлодок практически невозможно. Они могут не всплывать на поверхность до 10 суток, оставаясь невидимыми для возможного противника. При небольшом водоизмещении подобные лодки, вооруженные минами, торпедами или ракетами, надежны и бесшумны. На выставке повышенный интерес к ним проявили представители ВМС многих стран, но, как считают некоторые российские специалисты, такие «малыши» идеально подходят для защиты безопасности и нашего государства, в первую очередь — на Балтийском, Черном и Каспийском морях.
…У историков до сих пор нет однозначного мнения, где и когда появилась первая подводная лодка. Согласно Аристотелю еще Александр Македонский спускался под воду в стеклянной бочке с вполне боевой целью — на разведку боновых заграждений перед входом в порт Тира. А можно считать, что глубоководное плавание началось с погружения подводной галеры голландца Корнелиуса ван Дреббеля в 1620 году, а первым командиром подлодки был английский король Яков I, сын Марии Стюарт. В России боевые корабли подводных глубин пошли от «потаенного судна» Ефима Никонова, чей проект одобрил Петр Первый. Причем не просто одобрил, а сам испытал в одном из парковых озер Сестрорецка. На месте тех испытаний ныне установлены бюст царя-подводника, часовня и памятный камень.
Бесспорно, первые субмарины, если рассматривать их с позиции дня сегодняшнего, были маломерными, или, как порой говорят моряки, «карликовыми» суденышками, приспособленными для погружения и плавания под водой. С развитием подводного флота менялись размеры субмарин, росла численность их экипажей. Однако в ряде стран не забывали и о строительстве сверхмалых подлодок. Военное противоборство на океанских просторах рождало необходимость появления таких технических средств, которые обеспечивали бы скрытное проникновение в хорошо защищенные военно-морские базы противника, а также надежную защиту своих баз от вылазок вражеских субмарин и подводных диверсантов.
В начале прошлого столетия наибольшую активность в разработке сверхмалых подлодок проявила Италия. На верфи Ла Специя строились мини-субмарины типа «А», сконструированные итальянским инженером Анджело Беллони. Те лодки были однокорпусными. При водоизмещении всего лишь в 31 тонну в надводном положении и 37 тонн в подводном, длине 13,5 метра они могли достигать глубины 50 метров. Под водой электродвигатель мощностью 60 л.с. позволял развивать скорость до 5 узлов. Экипаж такой субмарины составлял четыре человека. Балластные цистерны, необходимые для погружения и всплытия, располагались внутри прочного корпуса подлодки. Вооружение состояло из двух наружных решетчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм. Каждый из таких аппаратов имел по одной торпеде. В 1915–1916 гг. было построено шесть таких сверхмалых субмарин.
Развитием этой серии мини-подлодок стала итальянская субмарина типа «В». Она имела улучшенные технические характеристики, в первую очередь более мощную энергетическую установку. Да и торпедные аппараты располагались внутри корпуса. Дальность хода была увеличена почти в десять раз, что существенно повышало возможности боевого использования.
В период между Первой и Второй мировыми войнами в Италии были разработаны сверхмалые подводные лодки типа «СА». Фирма «Капрони» в конце тридцатых годов построила две такие субмарины, получившие название «СА-1» и «СА-2». Причем последняя — после переоборудования в 1942 году — могла нести в качестве вооружения восемь подрывных зарядов весом по 100 кг и 20 химических бомб. «Такие подводные лодки готовились использовать для удара по кораблям в порту Нью-Йорк, но этому помешало заключенное перемирие», — вспоминал в своих мемуарах итальянский подводный диверсант граф Валерио Боргезе.
А в 1941 году в Италии были созданы еще более совершенные субмарины типа «СВ». Они уже имели надводное водоизмещение 36 и подводное 45 тонн. Эти подлодки были полуторакорпусными, носовые горизонтальные рули отсутствовали, а заменил их кормовой рулевой комплекс. «СВ» имели гидроакустическую станцию, улучшенные мореходные качества за счет увеличения ширины палубы надстройки (выступающей над поверхностью воды части подводной лодки). Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов. Дальность плавания в надводном положении достигала уже 1.400 морских миль. Всего было построено 22 таких миниподводных корабля, а в состав итальянского флота вошло 12. Кстати, итальянские «карликовые» субмарины успешно принимали участие в боевых действиях на Черном море в годы Второй мировой войны.
В нашей стране первым воплощенным в металл проектом сверхмалой подводной лодки можно считать разработку под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях встречаются и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был создан в 1934–1935 годах в 1-м отделе — так называемой группе подводных лодок — знаменитого ленинградского Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).
Надводное водоизмещение АПСС составляло 7,2 тонны, подводное — 8,5. Вооружение: один носовой неподвижный торпедный аппарат. Управлялась такая необычная субмарина двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц», созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.
Однако полностью воплотить технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорилось, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». В дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. В июне 1936 года проект был одобрен, а чуть позже был создан опытный образец мини-подлодки, получившей название «Пигмей». Это была сверхмалая (длина — 16, ширина — 2,62 метра) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 тонны. Она могла развивать максимальную скорость 6 узлов (5 — под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой — от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания — в трое суток. Главным вооружением «Пигмея» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45-15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.
К началу Великой Отечественной войны «Пигмей» официально числился за Народным комиссариатом ВМФ как опытовая подводная лодка. В строй эта субмарина официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, «Пигмея» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим — перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, и ее дальнейшая судьба до сих пор точно неясна.
Конструкторы Остехбюро разработали проект еще одной субмарины — малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 тонн. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 тонн. Миниподводные суда Остехбюро уступали им и в мореходности, и в обитаемости. Видимо, потому этот проект остался лишь на бумаге. В результате советский ВМФ вступил во Вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки.
В отличие от Советского Союза еще в 1931 году в состав военно-морских сил Японии вошли две строго засекреченные «карликовые» субмарины типа «А». Это были цельносварные однокорпусные подводные лодки длиной почти 24 метра, водоизмещением 46 тонн. Специальные технические решения обеспечили уменьшение веса субмарины, а трехмиллиметровая обшивка корпуса сталью давала двойной запас прочности при погружении на глубину 100 метров.
Японские мини-подлодки в отличие от своих европейских собратьев были электрическими. В кормовой части субмарины располагался электродвигатель мощностью 600 л. с., связанный непосредственно с гребным винтом. Отсек, расположенный за кормовой перегородкой командного пункта, был полностью загружен электрическими аккумуляторными батареями. Экипаж состоял из двух подводников.
В 1943 году японцы построили сверхмалую подводную лодку нового типа «В». На ней был установлен дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволяющий проводить полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Однако наиболее удачным проектом «карликовой» субмарины времен Второй мировой войны, по мнению зарубежных экспертов, стала подводная лодка типа «D» («Кориу»), которая была спущена на воду в январе 1945 года. Она имела дизель-генератор мощностью 100 кВт, позволявший производить перезарядку уже за 8 часов. Из-за установки аккумуляторной батареи меньшей мощности скорость подводного хода несколько уменьшилась (до 16 узлов), но все равно превосходила скорость хода подводных лодок большего водоизмещения.
Уже в самом конце войны инженер Горо Сато спроектировал сверхмалую субмарину типа «Кайру». Одной из технических особенностей ее были небольшие крылья, расположенные вдоль прочного корпуса. Они позволяли подводному кораблю устойчиво двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Кроме того, повышалась маневренность при плавании на малых глубинах.
Говоря о миниподводных силах Японии, стоит вспомнить и о специальных человекоуправляемых торпедах «Кайтен», что в переводе означает «путь в рай». Чертеж окончательного варианта «Кайтена» был готов в начале 1941 года. Аппарат, управляемый камикадзе, развивал скорость до 40 узлов и мог двигаться с такой скоростью в течение часа. Считалось, что этого вполне хватило бы для достижения и поражения цели. Мощности заряда было достаточно для потопления корабля классом выше, чем тяжелый крейсер.
Тренировочная база для водителей (как их называли) «Кайтенов» была создана на острове Оцудзиме. Новое оружие оказалось довольно непростым в освоении. Только в процессе обучения в результате несовершенства техники погибло 15 человек. От идеи катапульты, дававшей шанс на спасение, пришлось отказаться. Японскому командованию было не до спасения жизни водителей торпед. Страна восходящего солнца проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие.
Первые образцы «Кайтенов» запускались из подводной лодки, находившейся в надводном положении. Субмарина всплывала, спускала торпеды и уходила на глубину. Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали себе цель. Так как рисковать лодкой в районе, где ее могли обнаружить самолеты и корабли, было опасно, смертников высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы, и зачастую торпеды просто пропадали, не найдя цели, шли на дно из-за технических неполадок, застревали в противолодочных сетях…
Таковы лишь некоторые страницы применения необычной военной техники на океанских просторах. В 1970-1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были уникальные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана». Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории субмарины было достаточно много и других операций. В их числе — участие в 1978 году в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин»; в 1980 году в Южно-Китайском море — поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину. Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.
Сегодня в составе Российского флота немало уникальной техники. Это и глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», имеющие глубину погружения до 6 км. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова. Они использовались во многих экспедициях. Так, например, с их помощью проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец». Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части субмарины с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечки радиации. С помощью аппаратов также производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3.800 метров. В процессе погружений был обследован корпус «Титаника», который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга. Некоторое время назад эти аппараты участвовали в научно-исследовательской экспедиции на Байкале, в ходе которой изучался животный и растительный мир уникального озера.
В настоящее время разработки новых глубоководных аппаратов и сверхмалых подводных лодок ведутся во многих странах, в числе которых Германия, Великобритания, США. Подобная техника позволяет решать немалый спектр задач — от проведения спасательных операций до научных исследований и экскурсий в водные глубины. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности дают возможность любому ощутить себя заправским подводником. Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой в поисках загадочного существа…
По сообщению «Redstar.ru»
Рубрики: Новости
Метки: Подводные лодки...