Архивная статья из № 6 (42) за 2005 г.
Как наилучшим образом расположить рыбку на моем снимке? Этот вопрос задают себе многие, когда наводят объектив на интересный объект. И действительно, это трудная задача – так построить композицию снимка, чтобы он ясно говорил за себя.
Не все цветные снимки являются простым воспроизведением природных красот – часто композиция снимка должна базироваться не на вдохновении, а быть основанной на неких основополагающих элементах, использованных в правильном порядке.
Главный объект. Выбранный мотив должен быть основным объектом на нашем снимке и заполнять по крайней мере 60% площади всего формата. Очень важно, чтобы зритель сразу мог распознать его, а не искать объект на окружающем ландшафте.
Конечно, на снимке могут располагаться и другие элементы, если они не мешают главному объекту. К примеру, позади стайки экзотических рыб, которая должна привлечь внимание зрителя, может ненавязчиво располагаться и слегка смещенная в сторону и размытая фигура ныряльщика. Этот фон может некоторым образом обогатить снимок, не мешая зрителю рассматривать главный мотив. Если ныряльщик будет располагаться на том же уровне, то стайка рыб уже не будет основным мотивом.
Закон трети. Этому закону должны следовать все, кто хочет расположить объект на заданной площади. Он помогает также нам, фотографам, правильно расположить главный объект, не помещая его в центр снимка, что для некоторых мотивов будет ошибочным.
Представим себе изображение в видоискателе и разделим его на равные трети, проведя две горизонтальные и две вертикальные линии. Эти воображаемые линии пересекаются в четырех точках и определяют, независимо от формата кадра, небольшое поле. За немногими исключениями наш главный мотив должен прилегать к этому внутреннему полю, справа или слева, сверху или снизу, а при широкоугольной съемке объект должен располагаться с одного угла снизу по диагонали наверх. При этом решающую роль играет движение и поведение объекта, о чем мы поговорим ниже.
Горизонтальный или вертикальный формат? На этот часто возникающий вопрос следует естественный ответ, когда мы детально рассмотрим наш сюжет: в каком направлении он плывет, как смотрится, возрастает ли по величине или неподвижен. Эти факторы и определят, использовать ли вертикальный или горизонтальный формат. К примеру, ныряльщик, плывущий в глубине или у свободной поверхности моря, будет отражен динамично только в вертикальном формате. Если фотограф выберет для подобной ситуации горизонтальный формат, то он заблокирует глаза зрителя, когда тот будет рассматривать снимок в поисках интересных деталей.
Другой прием состоит в том, что вы рассматриваете ваш мотив один раз в вертикальном формате, а другой раз – в горизонтальном. Здесь вы легко найдете правильное решение. Нельзя недооценивать правильный выбор формата, поскольку этот элемент определяет требуемое расположение камеры и композицию снимка.
Использование базовых линий. Многие сюжеты и объекты имеют отчетливые линии и структуры, которые помогут вам создать правильную композицию снимка. При макрофотографии фотограф имеет полную свободу так разместить объект на снимке, чтобы все линии располагались оптимальным образом.
В большинстве случаев на полученном снимке не удается точно определить предшествующее расположение сюжета.
Естественно, что в широкоугольной фотографии такое не случается, поскольку на снимке кроме мотива фиксируется большое окружающее пространство, вплоть до свободной поверхности моря. Здесь возможны лишь два варианта расположения камеры – вертикальное или горизонтальное! При съемке вы должны выбрать наилучшее местоположение камеры, исходя из естественной ситуации.
Часто наилучшим представляется диагональное проведение линий. Например, вы позволяете горгонарии расти из левого нижнего угла по направлению к правому верхнему, а тунец может проплывать поперек вверх. При ландшафтных снимках суперширокоугольным объективом или объективом fisheye можно использовать диагональную композицию снимка, когда передний и задний планы создают впечатление трехмерности.
Компоновка снимка. Очень важным моментом является компоновка снимка. Особенно это касается широкоугольной съемки, в меньшей степени – макрофотографии. В зависимости от фокусного расстояния здесь мы видим почти так же, как и глазом, поэтому пространственные элементы должны быть согласованы. Если не брать одинокого кита в голубой воде или аналогичный одиночный объект, снимок должен всегда состоять из многих элементов: переднего плана, средней части и заднего плана. Передний план предваряет ситуацию и начинается собственно прямо перед камерой, средняя часть, например огромная губка, является главным мотивом, а задний план – ныряльщик или красивый риф завершает картину.
Передача движения. Нет ничего хуже, чем когда фотограф резко прерывает прохождение некого действия или движение объекта. При этом он ошибочно строит формат снимка. Здесь должно действовать правило: независимо от того, с какой стороны на снимке движется объект, перед ним должно быть больше места, чем позади него, поскольку в противном случае движение чисто оптически представится остановленным. Еще хуже, когда объект располагается по центру снимка – даже самая быстрая акула покажется статически застывшей в воде. Наилучшие примеры прекрасной передачи движения приходят из спортивной фотографии, когда, к примеру, красный болид «Шуми» (Михаэль Шумахер – шестикратный чемпион мира в гонках «Формула-1», чемпион мира 2004 г.) в «Формуле 1» размещается сразу в первой четверти горизонтального формата, что позволяет выразить огромную скорость машины.
Действие. Хорошие снимки должны быть динамичными, а не статичными. При съемке коралла или улитки сделать это не так просто, однако и для этих мотивов при использовании определенных приемов можно многого добиться. При фотографировании динамических ситуаций с человеком или животными, или обоими объектами задача упрощается. Подобные снимки будут воздействовать на зрителя достаточно выразительно и без дополнительных слов, если мы всегда будем помнить, что на снимке должно быть полностью передано действие! Избегайте, к примеру, ситуаций, когда вы снимаете партнера, фотографирующего некоторый объект, которого не видно на снимке. Подобные снимки являются совершенно невыразительными, так как на них отсутствует самое существенное!
Если действие на снимке передано правильно, то мы можем направить глаз зрителя так, как нам хочется. Ныряльщик с сильным подводным фонарем, которым он освещает красную горгонарию, управляет своим действием глазом зрителя, который автоматически следует за лучом фонаря – к красной горгонарии.
Зрительный контакт. Очень важен зрительный контакт с объектом при съемке зверей и человека. А при фотографии животных это обязательно! Если рыба прямо смотрит на зрителя, то сразу создается приятный контакт с живым существом, особенно для тех зрителей, которые никогда не ныряли и не знакомы с подводными обитателями. Если фотограф не соблюдает эти правила при съемке животных, то ему остается только освещать рыб сзади и получать на снимках одни рыбьи хвосты.
Однако и при съемке человека следует воспроизводить его глаза, или по крайней мере один глаз. Модель всегда должна смотреть приблизительно в направлении вспышки, или вспышка должна располагаться соответственным образом – эти правила мы еще раз детально разберем в разделе «Модель».
В отличие от животных ныряльщик не должен прямо смотреть в камеру, а должен смотреть туда, где происходит действие, иначе чисто оптически действие будет прерываться. За счет направленного взгляда ныряльщика можно совершенно автоматически, как нам хочется, управлять глазом зрителя – переходом от вторичных объектов к главному.
Задний план. Многие забывают о том, что стоит позади главного объекта. В разделе «Выдержка» мы разбирали вопрос о том, как сделать задний план светлее или темнее. Если он связывается с композицией снимка, то фото приобретает стереоэффект. Чтобы получить это впечатление, необходимо располагать задний план достаточно далеко. Возьмем для примера в качестве главного мотива красную губку и несколько губанов с желтыми полосками. Если вокруг будет голубая вода, то снимок покажется слишком плоским. Если мы изменим местоположение камеры таким образом, чтобы на заднем плане располагался риф, спадающий под углом 45 градусов, то снимок получит необходимый стереоэффект.
***
10 Советов.
- Желательный мотив должен быть главным объектом на нашем снимке и занимать по крайне мере 60% площади кадра. Поэтому все должно происходить вблизи и не должны появляться мешающие объекты. Зритель должен сразу распознавать главный мотив, а не искать его, скользя глазами по ландшафту.
- По закону трети мы создаем в видоискателе небольшой воображаемый прямоугольник. На практике мотив должен располагаться так, чтобы он получал соответствующую связь. Как далеко – зависит от движения и поведения объекта. За исключением плакатной макрофотографии очень редко удается расположить объект строго в середине снимка.
- Не всегда легко решить, какой формат использовать – вертикальный или горизонтальный. Хороший совет: рассмотрите сюжет в видоискатель двумя способами. Оптическое впечатление поможет принять решение.
- При съемке животных постарайтесь снять оба глаза живого существа. Лучше, если рыба смотрит в объектив камеры. Это создает хорошее отношение зрителя к животному. Избегайте снимков с «рыбьми хвостами».
- Фундаментальный вопрос, который вы должны ставить перед собой при композиции снимка, таков: что я хочу выразить этим снимком? Отразить нужно то, что необходимо увидеть. К примеру, вы показываете всю креветку в пасти мурены, а не одну ее ножку!
- Лучшая школа по фотокомпозиции – это рассматривать снимки в журналах и книгах. Не только из-за того, что там показывают идеальные снимки и композиции – между глазом фотографа и результатом часто огромная дистанция… Все же рассматривайте снимки с такой точки зрения: что выражает снимок? Соответствует ли компоновка снимка поведению объекта? Не является ли действие обрезанным? и т.д. Скоро вы заметите, как все происходит. И сможете многое использовать на практике.
- При широкоугольной съемке очень важно распределение площади снимка. Если мотив найден, то не следует сразу приступать к съемке. Рассмотрите вначале всю сцену с различных точек зрения. Выберите позицию, с которой вы сможете воссоздать передний план, среднюю часть и задний план.
- Необходимо учитывать не только главный объект, но и то, что расположено позади него. Если задний план располагается слишком близко, то он всегда будет мешать, особенно если он лежит в зоне резкости. В макрофотографии это обстоятельство очень важно! Попытайтесь создать достаточную дистанцию или поставьте такую глубину резкости, чтобы задний план воспроизводился, как нерезкая поверхность.
- Чтобы воссоздать главный объект, очень полезно использовать напарника-модель. Действуйте так: бросьте взгляд на ваш объект, осветите его фонарем или укажите на него, чтобы взгляд зрителя потом нашел его сразу.
- «Bracketing». То, что является правилом для выбора выдержки, действительно и при создании композиции снимка. Сделайте несколько снимков в одной ситуации, помещая главный объект в различные места кадра.
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Метки: Мастер-класс...