RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 5(41)2005 » Размышления в каюте № 7 или восхождение TALA

Просмотров: 2 051
Об авторе
Автор статьи:

Размышления в каюте № 7 или восхождение TALA

Архивная статья из № 5 (41) за 2005 г.

Тьма… Она мягко окутывает ноги, руки, сознание… Тьма такая, что даже если попытаться разглядеть палец, который задумчиво изучает содержимое носа, все равно ничего не получится. Во-первых, он внутри головы, а во-вторых…

Темень! Лишь равномерное шуршание кондиционера и легкая дрожь пространства вокруг напоминает о том, что мое тело еще принадлежит миру этому. Но вскоре и эти тоненькие швартовы сознания рубятся, и наступает сон…

БОЕВАЯ ЗАДАЧА. Вообще из меня плохой оценщик лодок. Скорее всего потому, что, во-первых, я никогда не покупал, не продавал и не строил лодок, ну а во-вторых, по той причине, что с детства практически любое плавсредство, начиная от камеры трактора «Беларусь», меня приводило в неописуемый восторг. Так сложилось, что в июле этого года мне в группе «экспертов от дайвинга» удалось попасть на свежеотстроенный сафари-бот m/v TALA. В задачу нашей группы входило самоотверженное придирание ко всему, к чему это возможно, а иногда делать над собой усилие и вершить невозможное, придираясь до столба: «…почему стоишь, почему вертикально?!!». Зачем? – спросите вы. Это просто, владелец обратился к нам с такой нестандартной просьбой в первую очередь для того, чтобы устранить все возможные недостатки. Поставленная задача всем понравилась, ведь что может быть приятней, чем покритиковать чужое творение, и мы приступили к скрупулезному наблюдению за пациентом.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. Несколько слов о том, что происходило рядом с нашей наблюдаемой подопечной TALA, а заодно с нами. Мы прилетели в Хургаду с намерением пересесть в автобус и провести еще несколько часов, транспортируя наши экспертные мозги в комплекте с измученными телами в Марса-Алам, ту самую точку, где базируется TALA. Собственно, дальнейший маршрут был обозначен расплывчатым словом «ЮГ». Но нам повезло. TALA пришла в Хургаду, где после щедрого ужина в рыбном ресторане, который нам устроила принимающая сторона, мы ночью погрузились на борт с пирса отеля «Мариотт», а ранним утром двинулись курсом на Юг. Собственно, это и определило дальнейший маршрут. Не вижу смысла в этой статье описывать дайвсайты «Салем-Экспресс», «Эльфинстоун», «Дольфинхаус», о них и так много сказано до меня. Путешествие наше закончилось в Марса-Аламе, где, став гостями кемпа Deep South на два вечера, мы получили настоящее удовольствие от пати в пустыне, а по утру дня последнего посредством большого комфортабельного автобуса отправились в аэропорт Хургада к крылатому эвакуатору с уставшими и агрессивными стюардессами «Красэйр».

КАЮТА №7. Сон. Пожалуй, это одно из самых загадочных состояний человека. Иногда человек спит двенадцать часов кряду и просыпается абсолютно «разбитым», а иногда трех-четырех часов достаточно, чтобы привести себя в полный «боевой» порядок. По себе заметил, что лучше всего спится в море. При этом даже не так важно, где находишься конкретно – в комфортабельной каюте, в кубрике на 25 человек или просто бросил бренное тело на сандеке на ночь. Утром ты всегда свеж и с интересом смотришь на жизнь. Так что, если вы хотите по-настоящему отдохнуть от суеты деловой жизни и как следует выспаться, то вам просто необходимо выйти в море! Конечно, это правило не работает, если с вечера разум идет в разрез с количеством алкоголя. Но тут уж каждый видит отдых по-своему.

В этой поездке мне с моим товарищем досталась одна из двух самых маленьких кают в носу по правому борту. Точнее сказать не досталась, а мы ее выбрали сами. Несмотря на ее площадь, в ней умудрились уместиться в два яруса две почти полуторные кровати, тумбочка с лампой, электрическая розетка, картина неизвестного арабского художника, иллюминатор, микродиванчик (впрочем, комфортно воспользоваться оным может только ребенок, т.к. сверху расположилась одна из коек), шкаф и санузел с душем, умывальником и тем агрегатом, сидя на котором человечество прожигает многие часы в глубокомысленных размышлениях на различные темы. Почему я так подробно описываю эту каюту? Да потому, что это просто чудо эргономики. Как такое количество элементов интерьера можно запихнуть на шесть-семь квадратных метров?! Несмотря на это, наша каюта одна из самых уютных на яхте и в ней совершенно не чувствуешь себя стесненным. С учетом того, что рост моего соседа был под два метра, а мой на десяток с лишним сантиметров ниже, – это было как минимум странно. Интересный факт, что такую же каюту, но по левому борту, занял тоже представитель дайв-прессы. Но, похоже, у него сложились не такое приятное отношение к месту, которое стало его домом на неделю.

Вообще каюта – это одно из самых важных мест на судне. Ведь это действительно ваш Дом, и от того, насколько вам в нем хорошо, зависит как ваше настроение, так и многое другое. Всего на m/v TALA 10 кают, из них 8 находятся на палубу ниже от дайвдека, а две – в носовой части надстройки. Все каюты оборудованы так же, как описанная выше «седьмая», однако имеют в два – два с половиной раза большую площадь. Так же они отличаются расположением кроватей – обе находятся на одном уровне, и ни в одной из них нет микродиванчика для гномов, а в каюте №11 имеется в наличии двуспальная кровать, хотя размеры ложа вполне допускают и третьего участника. Можно ли считать такое убранство кают комфортным? На мой взгляд, вполне. Да, здесь нет роскошных излишеств в виде золоченых ручек у тумбочек и дорогих светильников, однако стиль, в котором оформлены каюты, мне понравился. Когда-то много лет назад мне удалось попасть на пятипалубный колесный пассажирский пароход «Иосиф Виссарионович Сталин» 1927 года постройки. В тридцатых годах на этом судне было четыре класса пассажирских билетов. Так вот, каюты класса «люкс» были оформлены именно в таком же стиле, как на TALA, тогда экстрамодном, а теперь в эдаком стиле яхтенного ретро.

А НУ-КА ВЗДЕРНИТЕ ЕГО НА РЕЕ, 300 НАГЕЛЕЙ В ГЛОТКУ!!! Как по мне, это была отличная традиция у корсаров, да что там, и у военных моряков времен парусного покорения Америки. А еще по доске провести… За что?!! Да за что угодно! За неподчинение, за нарушение субординации, за саботаж и вредительство, за попытку угробить собственное судно. Конечно, сейчас XXI век и негоже действовать подобными методами, но, как мне кажется, именно такой способ мог бы решить многие проблемы владельцев египетских судов. И если на левом нок-рее болтался бы такой «дурной пример», то любой матрос семь раз подумал бы, прежде чем учудить что-нибудь. К чему это я… m/v «TALA» была спущена на воду буквально за несколько дней до приезда нашей группы. К моменту, когда мы своими босыми ногами начали топтать палубу яхты, она уже была почти полностью готова к приему гостей. Да, были недоработки, которые при должной сноровке и оперативном подходе можно было решить еще до утра, когда TALA вышла из марины. В частности, на резонный вопрос той части нашей группы, которой нравится на себе таскать много железа под водой: «…где наши спарки?» – командор спокойно ответил: «К утру будут». Зная традиции египтян, а также владея информацией, что утром мы уже должны быть в море, многие из нас напряглись. С другой стороны, мы же помним нашу генеральную задачу, раз и взяли на карандаш промашечку… Ан нет! На наших глазах Файсал, а именно так зовут владельца и командора яхты по совместительству, выволок на дайвдек кольца, манифольды и баллоны, используя в качестве подручных средств разводной ключ и пару своих матросов, начал собирать так необходимые нам спарки. Вообще для меня было несколько удивительно наблюдать, что владелец лодки корячится с гаечным ключом, а пять матросов, сложив руки, за этим наблюдают. На следующий день история повторилась с пневматической трассой для забивки баллонов, но об этом чуть позже.

ФАЙСАЛ. У меня остались искренне теплые воспоминания об этом человеке. Перефразировав Александра Анисимова, можно сказать, что Файсал Халаф (Faisal Khalaf) наилучшим образом болен морем и дайвингом! Будучи гражданином Ливана, он, увлекшись техническим дайвингом, начал работать инструктором в Египте. Спустя несколько лет практически все заработанные деньги он вкладывает в постройку своей «звезды». И он построил ее. «Тала» выходит в свое первое сафари! Кто-то сказал, что у нее старомодные обводы корпуса. Да, действительно, корпус был взят от другого судна, ведь постройка своего – это очень дорого, но все остальное на яхте воссоздано заново. Опять же, и в этом тоже во многом заслуга корпуса, TALA обладает хорошей остойчивостью, при двух дизелях CATERPILLAR развивает приличный ход в 15 узлов. Яхта имеет три палубы, и при длине 38 м и ширине 7,25 м спокойно позволяет двадцати человекам раствориться в ней так, что никто никому не мешает. Впрочем, этому вполне способствуют два салона, один из которых используется в качестве обеденного зала, и сандек. Дайвдек оборудован классическими банками с закрепленными на них баллонами, которые вполне удобны для однобаллонников, но несколько не продуманы с точки зрения технических погружений. Впрочем, технари – люди некапризные, и в большинстве своем другие боты с этой точки зрения подготовлены на порядок хуже.

Скажу честно, когда спустя неделю мы высказывали свои негативные отзывы по каким-либо моментам, мне было очень больно смотреть, насколько сильно каждое замечание отзывалось в сердце Файсала. С другой стороны, я понимаю, что именно для того он нас и позвал, чтоб понять, что надо сделать, а что и переделать для улучшения TALA.

Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЕГО ОСТАНОВИЛО. Так вот, следующий день, как мы и предполагали, начался в открытом море. Выйдя на дайвдек, я застал пару матросов, которые стальным шариком (несоответствующего диаметра) пытаются заглушить стальной змеевик высокого давления того участка трассы, который так и не смогли починить своими силами за ночь. Пробуют забить баллон. Естественно, ничего не получается, сифонит на полную. Группа российско-украинских наблюдателей стоит в стороне, смотрит, глумится и записывает все это в тот самый участок мозга, который отвечает за критику. Появляется Файсал. Забирает ключ у матроса, залазит на банку, вставляет латунную прокладку и просит открыть кран. Кран открыт, газ побежал в баллон. И тут происходит просто потрясающая вещь. Матрос, который все это время стоял с баллоном, над которым ставили эксперимент, просто отходит от него. Как вы догадались, баллон стоит на лавке совершенно не закрепленный. В следующий момент, когда яхта накренивается на левый борт, баллон падает, увлекая за собой забивочный шланг, и отрывает всю пневматическую трассу от подволока. Вот тут я и не понимаю, как Файсал, который стоя на банке чуть поодаль, с разводным ключом в руке (тот, который гайку на 35 берет), не врезал этому идиоту этим самым ключом. Вы спросите, зачем я так подробно описываю эту историю?!! Да потому что история с незакрепленным баллоном повторялась три раза за эту неделю. Были и другие ситуации, которые бессмысленно описывать, но ярко отображают полный пофигизм большей части команды в этом переходе. Как потом рассказала одна знакомая, после нашего отъезда большинство из команды были просто списаны на берег без выплаты жалования. Но мне кажется это полумерой, хотя…

ДЕЛАТЬ ЭТО ПРАВИЛЬНО. Да, именно этот девиз взял Файсал в качестве путеводной нити для создания своей лодки с технической точки зрения. Естественно, будучи GUE-дайвером, он имеет особенный взгляд на комплектацию снаряжения на борту. К сожалению, нам не удалось воспользоваться всеми заявленными мощностями, а это большой парк оборудования для погружения на открытом цикле, десять ребризеров RB80, десять скутеров и т.д. Не удалось по той причине, что выход был первым и на борт просто не успели все это привезти, а чего-то еще и не купили. Но план оборудования бота действительно впечатляет.

К моменту нашего похода был собран комплект спарок. На борту мешается любой нитрокс. С тримиксом дела обстояли чуть хуже – мешали его перепуском, однако отсутствие навыка у блендера сказывалось на точности смеси. Хотя этот недостаток быстро ликвидируется наработкой опыта или просто сменой блендера на более опытного.

А вот использование скутеров доступно уже сегодня в полной мере. Для меня это был первый опыт и, честно говоря, впечатлило. Да, всем известно, что рыбы начинают вести себя иначе, когда ты подходишь к ним с ребризером, но когда я увидел, что три здоровенных тунца идут вместе с нами с достаточно солидной скоростью параллельным курсом на расстоянии вытянутой руки, я заулыбался, насколько может позволить загубник. Они шли с нами минут пять-семь, явно принимая за косяк братьев-переростков. Конечно, хорош скутер и на больших рэках. Да что там, это надо пробовать, так описывать неблагодарное дело…

ЭПИЛОГ. Тихо растворяюсь в темноте каюты. Так темно бывает только в море. Легкая вибрация корпуса успокаивающе шепчет, что сердце корабля, дизельгенератор, работает исправно, и по артериям кабелей ток разбегается во все самые удаленные уголки судна. Когда-то мой «дед» (мор. жаргон – старший механик) мог по вибрации корпуса сказать количество оборотов в минуту на 3Д6… Он действительно был влюблен в нашу посудину. Все-таки, несмотря на всю извращенность современного мира, еще остались настоящие романтики моря. Вот еще одного встретил – Файсала. Это интересно, но в конце нашего трипа этот человек записал все замечания и пожелания, начиная от защелки на дверце шкафа и заканчивая перепланировкой надстройки. По сути, если сделать все так, как мы говорили, получится просто идеальная лодка. И почему-то мне кажется, что Файсал сможет довести свою звезду до идеала.

Сознание постепенно отключается и уже на самом пороге вдруг поворачивается и задает вопрос: «А о чем я буду, собственно, рассказывать людям? О том, какие тупые матросы? Или о том, что при постройке можно было бы придать этой лодке более агрессивные современные формы?»

Да нет. Разорвать критикой то, что сделал один человек, несложно. Многие так и поступают… Так что же сказать людям?

Мысль разворачивается, щелкнув каблуками, и уже отвернувшись, уходя через плечо, роняет последнюю фразу: «Ты в море, ты счастлив…» Сон…

Текст и фото: P.G.

Рубрики: 5(41)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111