Архивная статья из № 3 (39) за 2005 г.
4 марта 2005. Все произошло как по сценарию глупого фильма. Вчера вечером из Маэ на остров прибыла медицинская комиссия c проверкой персонала и наутро было назначено время для сдачи крови. Расспросили о профессии, узнали, что инструктор по дайвингу, посмеялись насчет акул и без зазрения совести сделали дырку в вене для анализа. В 9:30 сели на катер и поплыли на место погружения без всякой задней мысли. Клиенты выбрали самый интересный из дайв-сайтов Doile Boiler, представляющий собой угол вертикальной стены, уходящей вниз на несколько тысяч метров с маленьким плато на 35 метрах внизу. Потом обрыв. Море немного штормило с наветренной стороны и было приличное течение, непривычное для этих мест. В многочисленных пещерах рифов постоянно можно встретить что-нибудь особенное, например cпящих акул-нянек или дремлющих забавных скатов-ежей, огромных и покрытых сотнями колючек. Нянек оказалось целых две. К одной, метра три длиной, в утеху туристам подплыл и осторожно укусил за хвост. Надо же перцев развлекать!
Акула очнулась и стремительно взмыла с места, подняв тучу песка. Подплыли к углу рифа. Течение изменилось. Удерживаться на месте оставалось возможным, только ухватившись за риф. В другой руке вырывалась катушка с желтым буем для шкипера, который сопровождает группу сверху. Какое-то время у рифа удавалось удерживаться рядом, поскольку вода плавно огибала все уступы, предоставляя возможность внимательно любоваться на скорости подводным миром. Работать ластами приходилось достаточно ритмично, чтобы удержать глубину и сохранить целостность группы. Воздух стремительно подходил к заветному резервному минимуму, и группа была готова всплывать.
Но тут течение изменило направление. Плато и остров стали уходить в пучину. Начался свободный полет в гидрокосмосе, когда не видно ни дна, ни стен, только цифры компьютерa и катушка с линем. Не зря на Cейшелах буй традиционно используют. Нас уносило от острова в открытый океан и уже не первый раз. Глубина 16 метров. Висим. Хотим наверх.
В Индийском океане даже вдали от рифа бывает много интересного. То марлины, то огромные тунцы. На этот раз приплыла новая игрушка – серая рифовая акула. Молодая самка. Метра полтора-два. Нам интересна она, мясо в неопреновой упаковке – ей. Начала юлить. Подбирается поближе. На рифах для акулы и без того много отвлекающих факторов, вкусной рыбы и т.д. Как правило, аквалангисты глубоко безразличны и даже мешают. А тут висят. Пахнут хорошо. Анализы сдавали недавно. Через пару минут нахалка осмелела и полезла целоваться. Причем заходит с глубины. Пришлось поджать ласты и попытаться заехать рыбине по носу. Фиг вам. Развернулась и снова ушла поглубже. Начинает новый заход. Снова разгоняется и несется к нам. Что у бабы на уме? Где-то я такое уже видел? Точно так же иногда атакует глупая рыба-спинорог, делая вид, что охраняет икру. Начинаешь жалеть, что нет камеры поблизости. Хотя как-то показывали фильм про белых акул, которые доску для серфинга со встроенной камерой грызут. Так вот, здесь то же самое, только морда у рифовой акулы глупее, рот тоже закрыт и сама небольшая. Если бы так атаковал, например, тунец Dog Tuna того же размера, я уже давно помер бы прямо на рулетке cо страху. Там все зубяки на виду. А тут висим, акулку любопытную ластами отгоняем. Ну ладно бы какой хаммерхед или «океаник вайт тип», которых тут в достатке. Смотрю на глубиномер – провалились на 23метра. Увлеклись. Я утянул нечаянно буй под воду. Наверху нас, наверное, потеряли. А воздуха у клиентов 50атмосфер. Начинаю снова рулетку крутить. Где-то над головой натужно ревут две «Ямахи» нашего катера. Акула не отстает. Воюем. Немцы мои давно уже повыше забрались. Воюю, оказывается, один. Становится страшно. Руками катушку крутить надо, глазами за разбушевавшимся «карасем» следить, ухитряться не превысить скорость всплытия и иногда ластами пострашнее махануть. И вдруг как в книжке. Встает перед глазами страница немецкого «фишефюрера»: глубина обитания серой рифовой акулы – от 200 до 5 метров глубины. Мерзавка теряет к нам интерес и растворяется в синеве. Течение продолжает нас с неизвестной скоростью уносить в океан. Хорошо ребята не сдрейфили. Имеют по сотке погружений, в том числе и на Мальдивах, где течения бывали и поприличней… Океан несет нас на юго-восток. До Австралии 8000 км. Ближе ничего. Полтора месяца назад меня уже теряли в океане и достаточно надолго, чтобы вспомнить поганый фильм «Открытое море». Акула, слава богу, исчезла. Больше шутить с судьбой не хотелось. А тут случилось очередное явление. Ну кого на Сейшелах удивишь большой барракудой? Во время трехминутной остановки приплыло нечто, что возле берега обычно не плавает. Это была просто подводная лодка. Зубяки во все стороны. Глаза как у бешеной селедки, напряженно провожает тяжелым взглядом. От греха подальше пальцы крепко в кулак позжимал, чтобы не пооткусывала.
Приплыла королева барракуд. Сверлит взглядом. В книжках пишут – гигантская барракуда иногда достигает 1м 90 см. Враки. Бывают и больше! Не померил. Штангенциркуль дома забыл! Но эта ненадолго нас удостоила честью. Новую даму больше интересовал буй жeлтого цвета. Барракуда лениво стояла на месте, а мы, досидев заветное время, взмыли на поверхность. Катер все-таки ненадолго потерял буй из виду и был от нас метрах в двухстах. Оказалось, достаточно пошуметь «скубахорном», чтобы капитан нас увидел. В воду посмотреть мне уже не удалось, потому что на маске порвался ремешок, и я засунул ее остатки за пазуху гидрокостюма. Пока клиенты стремительно снимали ремни и ласты перед входом на борт, я был уже готов выскакивать на катер пингвином без помощи рук и ног c любого борта в полном снаряжении. Экстриму на сегодня хватило с лихвой. Ужас и осмысление пришли только назавтра.
24 марта 2005. В этот день местная сейшелва вернулась с ночной рыбалки. Местным на острове ловить рыбу запрещено. Их и так вкусно бесплатно кормят в местной столовой. Но браконьер есть браконьер. Без разницы– белая у него физиономия или черная, как гуталин. Все они делают гадкое, но очень нужное только им самим дело. Взяли наши дайв-мастера как всегда без спросу наш дайвцентровский катер. Чтобы за бензин не платить. А горючки на катер уходит на ходку столько, что мне бы от Минска до Тулы на машине доехать хватило бы. Ловить поехали на самый богатый рыбой дайв-сайт.
Надрали там тунца, груперов и в довершение рыбалки им попалась та самая акула. Бедолаге обрезали на салат все плавники, отрубили хвост, вырезали печенку и отрубили голову на челюсть для сувениров. А тушу выбросили прямо в море.
Акулы делятся на оседлых и приходящих. Это была последняя местная рифовая акула, которую можно было гарантированно встретить в последние месяцы на восточной стороне Альфонса и которая постоянно попадала в объективы дайверских фотоаппаратов.
Текст и фото: Олег «Black Jack» Карцев
Метки: Акулы, Живая стихия...