Архивная статья из № 3 (39) за 2005 г.
Снаряжение. Если фотограф вдруг падает в воду с судового трапа, с камерой для подводной съемки ничего с ней должно случиться (хотя, конечно, берегите себя). Надежные подводные камеры, естественно, водонепроницаемы и рассчитаны на давление воды, так чтобы их владельцы могли спокойно работать под водой.
В связи с этим я не буду останавливаться на отдельных деталях, а опишу, какой должна быть хорошая подводная камера, с которой можно было бы работать во всех жанрах подводной фотографии. Требования, которые фотограф предъявляет к своему оборудованию, по-существу, одинаковы как для аналоговых, так и для цифровых камер. Единственное различие в том, что в первом случае свет падает на светочувствительный слой фотопленки, во втором – светочувствительную матрицу.
Камера с видоискателем или зеркалка? Этот вопрос волнует многих! Ответ зависит, в основном, от того, сколько времени фотограф может посвятить своему хобби. Остановимся на самых распространенных системах фотоаппаратов, их возможностях и характеристиках. Это поможет принять верное решение.
Камеры с видоискателем. Подобные камеры являются системами, которые не позволяют непосредственно видеть объект съемки через объектив. Видоискатель для визирования располагается отдельно сверху камеры, и для фокусировки объектива необходимо установить расстояние по метражной шкале, или же в камере включен автофокус – элемент, которым обычно оснащены простые автоматические модели фотоаппаратов.
Так как видоискатели наземных камер очень малы и при надетой маске пользоваться ими очень неудобно, необходимо использовать внешний видоискатель (например, предлагаемый фирмой SEA&SEA). Подобные видоискатели имеют зеркальные рамки или сменные маски, предназначенные для различных фокусных расстояний. Проще обстоит дело с цифровыми камерами с электронным видоискателем, поскольку сделанный из акрила корпус позволяет видеть монитор камеры. Они часто используются людьми с небольшим опытом в фотографии, или теми, кто не предъявляет высоких требований к будущим снимкам.
Камеры с отдельным видоискателем позволяют получать снимки в широком диапазоне: от крупноплановой съемки (масштаб изображения 1:2) до, при наличии широкоугольного объектива или оптической насадки, снимков с углом изображения до 80 градусов. Некоторые производители, например фирма NIKON для камер Coolpix, предлагают оригинальные широкоугольные оптические насадки, вплоть до модели fisheye («рыбий глаз»), которые крепятся непосредственно на объектив фотокамеры перед тем, как поместить ее в бокс. Другую нишу заняла фирма SEA&SEA, продающая насадочные линзы для макросъемки и оптические насадки для суперширокоугольных планов, которые могут с помощью адаптера крепиться на соответствующий корпус прямо под водой.
В аналоговой фотографии корпус камер с видоискателем достаточно компактен. Наиболее разумно было бы обзавестись камерой-амфибией. Подобная аппаратура является водонепроницаемой и создана специально для подводной фотографии, хотя ее можно использовать и при съемках на суше. В таких фотосистемах все согласовано, имеются всевозможные комплектующие, в том числе – оптические насадки для суперширокоугольных планов и макрофотографии. Лидером на рынке здесь многие годы была легендарная марка NIKONOS. К сожалению, фирма NIKON прекратила производство камер-амфибий, однако в продаже камеры есть, и возможность их купить еще долго сохранится.
Большой выбор камер-амфибий предлагает японский производитель SEA&SEA: от простой камеры MX-5 до полупрофессиональной системы MM-III. Последняя оборудована всеми элементами, которые позволяют работать в воде очень эффективно. Она имеет встроенный 20-миллиметровый объектив, светящийся LCD-индикатор, пилот-освещение для кадрирования в темноте, два режима экспозиции, регулировку диафрагмы, выдержки и др. Для этой камеры существует набор сменных оптических насадок от «рыбьего глаза» до макролинз с масштабом 1:2, так что вы будете вооружены в любой ситуации.
Зеркальные фотоаппараты. Многие мечтают пойти на фотоохоту с зеркальной камерой. И здесь немалую роль могут играть различные факторы.
Многие камеры, даже выпускаемые известными фирмами, не могут быть встроены в единый бокс, поскольку отсутствует необходимое согласование отдельных элементов и технических деталей. Это связано с тем, что большинство имеющихся в продаже боксов предназначены для камер NIKON и CANON, так же сконструированы немногие модели других производителей. Причину этого можно искать в высоком качестве указанных марок фотоаппаратов и в их популярности на рынке. Многие детали, о которых мы говорили применительно к простым камерам с видоискателем, относятся также к SLR-камерам, то есть к зеркалкам. Зеркальные фотоаппараты, установленные в функциональном корпусе-боксе, удовлетворяют всем запросам – при условии, что с ними правильно работают. Этот последний момент многие недооценивают. Я не стал бы никому советовать сразу приобретать высококлассное снаряжение со всеми прибамбасами. Напротив – не делайте этого! Чтобы овладеть подобной техникой и понять согласованность всех элементов, необходимы не просто начальные знания фотографии. Вам придется со всем оборудованием провести многие часы под водой, чтобы потом в любой ситуации быстро сориентироваться и сделать снимок. Кто не хочет или не может затратить время на учебу, тому лучше работать с цифровой камерой с видоискателем или камерой MOTORMARINE.
Снимая SLR-камерой, вы имеете, конечно, гораздо больше козырей на руках. Один из них – это возможность использовать гораздо большие фокусные расстояния, от снимков с углом изображения 180 градусов до макроснимков с масштабом 1:1, а при использовании насадок, до масштаба 2:1. Когда наши коллеги на суше без проблем могут использовать всю палитру фокусных расстояний, мы под водой должны действовать с осторожностью.
Не из-за того, что мы не можем себе это позволить, а потому, что видимость под водой не позволяет снимать удаленные объекты, и к тому же многие объекты находятся в подвижном состоянии. Наш рабочий диапазон дистанций простирается от нескольких метров до нескольких сантиметров, при этом нам нужны прежде всего широкоугольные и макрообъективы.
Особо важным элементом является видоискатель, поскольку именно в нем происходит action. К сожалению, существуют лишь единичные наземные камеры, которые позволяют вместо обычного видоискателя установить спортивный. При этом подводный фотограф, несмотря на маску, может охватить взглядом все видимое поле. Большинство аналоговых и цифровых SLR-камер не позволяют этого. Здесь приходится наводить на объект с помощью маленького наземного видоискателя.
То же происходит при работе с цифровыми камерами, поскольку мониторы у них служат лишь для оценки уже получившейся картинки. Для этих и всех других камер некоторые изготовители разработали внешние спортивные видоискатели. Наверняка самым лучшим является 45-градусный спортивный видоискатель фирмы SEACAM, который дает чудесный вид.
Вместо обычного визирования через смотровой иллюминатор корпуса в качестве простого вспомогательного средства служит так называемый «Magnifinder» – линзовый окуляр, позволяющий видеть весь экран фотокамеры целиком. Подобный видоискатель является очень важным элементом, который обязательно следует учитывать при покупке бокса, так как рано или поздно, когда ваши запросы вырастут, вас уже не будет удовлетворять обрезанная картинка в обычном смотровом иллюминаторе.
Все известные корпуса на сегодня изготавливаются из высококачественных материалов и имеют по большей части стильный дизайн. Это радует глаз, но для того, чтобы работать без проблем, нужно согласование других элементов: лежит ли корпус удобно и невесомо в руке? Хорошо ли согласованы важнейшие обслуживающие элементы, можете ли вы ими управлять, не отрывая камеру от глаз? Подходит ли все это к женской руке или для фотографов с короткими пальцами?
Каждый фотограф рано или поздно дорастет до суперширокоугольного объектива или даже до объектива fisheye. При этом необходимо заранее выяснить, имеет ли желаемый корпус также 180-градусные порты с диаметром сферы минимум 16 см, а лучше 20 см или еще больше.
Тему «Вспышка» мы рассмотрим в нашей «Фотошколе» очень подробно. Главное внимание будет обращаться на правильную технику вспышки, но будет рассмотрено и соответствующее оборудование.
Опережая события, скажем, что без вспышки не обойтись в любом случае! Даже если было бы достаточно одной лампы постоянного света, при крупноплановой цифровой фотографии не удается получить хорошей резкости снимка, так как необходимо устанавливать короткую выдержку, для которой света нормального подводного фонаря обычно недостаточно. Однако очень хорошие результаты может дать комбинация из вспышки и подводного фонаря при крупных планах и макрофотографии, сделанных цифровыми камерами. Еще один важный момент – все встроенные в камеры вспышки должны использоваться под водой с большой осторожностью. Положение вспышки вблизи объектива приводит к тому, что взвешенные в воде частицы освещаются непосредственно, и на снимках они будут видны как белые пятна. Чтобы действительно получить потом удовольствие от подводных снимков со вспышкой, нужно иметь возможность для подключения внешней вспышки, независимо от того, пользуетесь ли вы аналоговой или цифровой системой. При этом не играет никакой роли, используете ли вы водонепроницаемый кабель или, как в современных цифровых камерах, оптический кабель.
СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЮ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Метки: Мастер-класс...