Архивная статья из № 2 (38) за 2005 г.
Как мы помним из накопленной народом мудрости, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но, к сожалению, эта мудрость часто оказывается забытой туристами, посещающими дальние страны.
И проблема в том, что это приносит дискомфорт не только «аборигенам», но и самим путешественникам. (Может, именно это стало причиной смерти Кука?)
Чтобы понять обычаи, привычки и особенности поведения жителей того или иного государства, необходимо потратить часок другой, и хотя бы поверхностно ознакомиться с историей страны, которую вы вознамерились посетить – и чем дальше от Европы вы забираетесь, тем это полезней и действенней. Такое знакомство поможет избежать обид, расстройств и разочарований.
В последнее время дайверов всего мира, в том числе и России, все сильнее притягивает Судан. С его историей (в очень сокращенном виде) и хотелось бы вас познакомить!
На территории Судана люди жили на протяжении как минимум последних девяти миллионов лет, и, возможно, колыбель жизни располагалась именно там, а не в долине Евфрата, как это предполагалось ранее.
Далее, Судан (точнее, территории, которые мы так называем теперь) попадает в зону интересов всех самых могущественных государств: так, к третьему тысячелетию до нашей эры относятся первые письменные записи о Северном Судане (государстве, называвшемся Куш) у египтян. О существовании Судана знал Гомер (у античных авторов эти земли назывались Нубией), и его сограждане посещали эту страну – обменивая ткани, вина и различные безделушки на рабов и специи. Нерон отправил туда разведывательную экспедицию, но, из-за сложностей ландшафта и отдаленности от метрополии так и не решился на завоевание территорий. Во время правления Юстиниана (как это описывают латинские и коптские авторы), многие суданские королевства обратились в христианство, и вдоль Нила стали появляться церкви. Христианство связало Нубию со средиземноморскими государствами и христианским Египтом.
Христианские королевства Нубии просуществовали многие века, достигнув вершин богатства и военного могущества в девятом и десятом веках. Однако арабы-мусульмане, завоевавшие в 640 году соседний Египет, создавали постоянную угрозу нубийским королевствам. Кроме того, они отрезали нубийских христиан от египетских коптов и, таким образом, от всего остального христианского мира.
Распространение ислама на территории современного Судана началось с военных вторжений арабов, происходивших в 642 и 652 годах. Однако ушло почти 1000 лет на то, чтобы произошло слияние арабов с населением Нубии, и на то, чтобы ислам занял место основной религии (в ХVI веке). Не единожды на протяжении VIII-X веков короли Нубии отправляли армии в Египет, чтобы помочь своим собратьям-христианам, подвергавшимся гонениям со стороны мусульманских правителей.
Современная история Судана многим «обязана» Наполеону. Победа в Битве пирамид в 1797 году потрясла власть Мамелюков (черкесских и чеченских правителей Египта) и вымостила дорогу к вершинам власти албанскому наемнику Мухаммеду Ми. Мухаммед Ми отправил своего третьего сына во главе десятитысячного войска через пустыню, и к 1821 году весь центр и север Судана принадлежали ему. В первый раз Судан– это название означает «Земля Черных» – начал принимать форму политически единого организма. Избавление пришло со стороны пустыни. Мохаммед Ахмад был рожден в 1844 году в семье строителя лодок. Он вырос мягким, тихим мистиком и вскоре удалился на остров Аба, находившийся в 150 милях от Хартума, чтобы жить жизнью религиозного затворника. В 1881 году он объявил себя Махди, вторым великим пророком. Племена запада ответили на призыв Махди к войне против неверных и угнетателей. И к началу 1884 года Махди стал повелителем всего Судана, за исключением Хартума. Британия, к этому моменту обосновавшаяся в Египте, решила, что удержать Судан не удастся, и для эвакуации Хартума был направлен генерал Чарльз Гордон. Никто не был подготовлен к подобному делу хуже, чем этот человек, и через 317 дней орды дервишей Махди заняли город и разрушили Хартум до основания.
Через пять месяцев после падения Хартума Махди умер от тифа; его преемником стал Халиф Абдалла. Едва он успел прийти к власти, как Судан начали раздирать на части гражданские войны. В сентябре 1898 года англо-египетские силы под руководством генерала Герберта Китченера встретились с 60000 воинами Халифа на открытой равнине под стенами Омдурмана, нового суданского города.
Потери Халифа составили 10800 убитых и 16000 раненых, а Китченер вошел в Омдурман как завоеватель.
19 января 1899 году Британия и Египет подписали соглашение, в соответствии с которым они должны осуществлять совместное управление Суданом. За следующие двенадцать лет доход Судана увеличился в 17 раз, расходы утроились, и бюджет достиг сбалансированного состояния, поддерживавшегося до 1960 года.
Зарождавшийся египетский национализм нарастал в период после Первой мировой войны, и его кульминацией стало убийство в 1924 году в Каире сэра Ли Стака – генерал-губернатора Судана; Британия отреагировала выдворением из Судана всех египетских чиновников. Даже после англо-египетского договора 1936 года весьма незначительное количество египтян смогли вернуться в Судан и занять значимые посты. Зато этот договор привел к активизации суданских националистов, которые протестовали как против возвращения египтян, так и против того факта, что другие страны решали их судьбы. Проявлением этих чувств стало создание Конгресса под руководством Исмаила аль-Азари. К 1945 году сформировалось две политические партии. Национальная партия единства, возглавляемая аль-Азари, требовала объединения Египта и Судана; и партия Умма, требовавшая абсолютной независимости и полного разрыва с Египтом.
12 февраля 1953 года Британия и Египет подписали соглашение, положившее конец совместному правлению и гарантировавшее Судану независимость в ближайшие три года. Соглашение также оговаривало создание в Судане сената, совета министров и палаты представителей, выборы должны были проводиться под надсмотром международной комиссии.
Выборы, прошедшие в ноябре и декабре 1953 года, завершились победой Национальной партии единства и ее главы Исмаила аль-Айхари, который стал первым премьер-министром Судана в январе 1956 года. Вскорости последовала замена британских и египетских чиновников суданскими.
19 декабря 1955 года парламент анонимно проголосовал за то, чтобы «Судан стал абсолютно и полностью независимым государством». 1 января 1956 года и британские, и египетские войска покинули страну; в тот же день был создан государственный совет, принявший полномочия от генерал-губернатора, вплоть до принятия новой конституции.
Два года спустя, 17 ноября 1958 года, произошел бескровный военный переворот, возглавляемый генералом Ибрагимом Аббудом. Захватив власть, генерал Аббуд заявил, что он будет править, опираясь на тринадцать членов хунты, и что демократия в Судане была принесена в жертву «честности и целостности».
В период его правления окончательно накалилась обстановка на юге страны – восстания следовали одно за другим, и часто сопровождались значительными жертвами. В 1964 году страна вернулась к гражданскому правлению. Но новоизбранные премьер-министры также не смогли усмирить юг – не помогали ни угрозы, ни уговоры.
Было создано Южное министерство, целью которого стало возвращение южных провинций под власть правительства и восстановление там нормальной жизни.
Но укрепить власть в провинции Экватория так и не удалось, и в октябре 1970 года вооруженные силы предприняли массивную наступательную операцию против бунтарей.
Официально война закончилась в марте 1972 года, когда был подписан мирный договор с лидерами южных бунтарей.
Следующим исключительно значимым событием суданской истории стало заявление президента Яффера Мохаммеда аль-Нумейри, сделанное 8 сентября 1983 года. Он объявил, что был пересмотрен закон о смертной казни, чтобы «органично» соединить его с исламским законом (шариатом). Воровство, супружеская неверность, убийство и подобные преступления с этого момента должны были осуждаться в соответствии с Кораном. Был введен запрет на алкоголь и азартные игры. Однако на немусульман этот закон не распространялся, если они не были уличены в убийстве или краже. Введение закона в действие было отмечено в Хартуме, 23 сентября, и в ходе праздничной церемонии все запасы алкогольных напитков были выброшены в Нил.
28 августа 1983 года в Хартуме были закрыты школы, за чем последовали студенческие акции протеста. 1 мая 1983 года начались забастовки врачей, протестовавших против низких зарплат и разрушения системы здравоохранения. Все 2000 докторов, имевшихся в стране, 8 марта подали заявления об уходе. Правительство не только отклонило заявления, но и объявило профсоюз врачей нелегальным (впоследствии профсоюз был восстановлен).
Так как президент Нумейри отклонил все предложения членов кабинета министров о закрытии национальных границ, основываясь на древней арабской традиции гостеприимства, к 1985 году в стране находилось около миллиона беженцев, а к 1986 году могло достичь двух миллионов. Одной из наиболее сложных политических проблем для президента Нумейри стало прибытие среди прочих беженцев эфиопских евреев, которые направлялись в Израиль в ходе операции «Моисей». Пока эта информация не стала известна, от трех до семи тысяч эфиопских евреев смогли добраться до Израиля.
Правительство Судана, являющегося членом Лиги арабских наций, таким образом, не должно было признавать государство Израиль. От Судана потребовали перекрыть воздушный мост. В результате, на территории Судана остались эфиопские евреи, многих из них в Израиле ждали родственники.
На беспокойном Юге разразилась двухлетняя партизанская война. Бунтари, в основном христиане и анимисты, были давно недовольны приоритетной ролью ислама, особенно тяжело им стало после принятия исламских законов в 1983 году.
Это стало началом гражданской войны. В этой войне погибло более двух миллионов человек, а пять миллионов стало беженцами. Ни одно из правительств не оказалось способным и желающим уладить различия и противостояние между Югом и Севером, арабами и черным населением, мусульманами и христианами.
Текст: Кирилл «CELT» Егоров
Фото: Сергей Спилка
Рубрики: 2(38)2005, Архив, Путешествия
Метки: Путешествия, Страна...