RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(38)2005 » Урок №1 (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Просмотров: 3 581
Об авторе
Автор статьи:

Урок №1 (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Архивная статья из № 2 (38) за 2005 г.

Обратное рассеивание! Это проблема многих фотографов, которые видят частицы не только в воде, но затем и на снимках. Ошибка заключается чаще всего в том, что вспышка располагается слишком близко к объективу, так что освещаются взвешенные частицы, находящиеся непосредственно перед камерой. Взвешенные частицы на снимке из-за сильной ориентации правой вспышки вовнутрь. Правильно ориентируйте вспышки!

Физические основы. Многие факторы, не существенные при съемках на суше и не интересные для «сухопутных» фотографов, оказываются очень важными в подводной фотографии. Если подводный фотограф будет четко представлять те физические изменения, которые происходят со световыми лучами под водой и их влияние, то он всегда получит хорошие снимки. Он сможет в зависимости от ситуации верно конфигурировать свое фотооборудование и применять правильную технику съемки.

Светохудожник. Раньше так называли фотографов, что очень подходило для обозначения их деятельности. Действительно, без энергии света мы должны были бы создавать наши фотографии с помощью кисти.

Рассмотрим световой луч, который испускается Солнцем и мчится к Земле со скоростью света, равной 300000 километров в секунду. Этот электромагнитный луч является просто волновым колебанием, которое происходит в диапазоне длин волн, равных миллиардным долям метра (длины волн видимой части спектра лежат в диапазоне 3800-7600 А (1 ангстрем А=м=см=0,1 нанометра). Такие длины волн измеряются в нанометрах, а человеческий глаз ощущает их в виде светового воздействия, которое мы называем белым светом. Только после прохождения светового луча через стеклянную призму можно видеть его составляющие: он разлагается на цветовой спектр, который в видимом диапазоне простирается от фиолетового к синему, зеленому, желтому, оранжевому и оканчивается красным. Каждый цвет спектра имеет свою длину волны, что необходимо учитывать, к примеру, при создании высококачественных объективов.

При входе в земную атмосферу интенсивность нашего светового луча немного спадает. Несмотря на воздействие водяных капель и загрязняющих твердых частиц, присутствующих в воздухе, световой луч приходит к водной поверхности практически без изменений. Но здесь уже начинаются новые приключения!

Отражение. В зависимости от высоты Солнца световые лучи сильнее или слабее отражаются от водной поверхности. Таким образом, в воду проникает только часть падающего света. Так при каких условиях можно встретить на больших глубинах достаточную освещенность? Это сияющее Солнце, голубое небо, прозрачная вода, причем погружение происходит в полдень при абсолютно спокойном море! При низком положении Солнца над горизонтом, вечером или ранним утром, теряется до 40% световой энергии. Световые условия дополнительно ухудшаются из-за постоянно меняющегося угла падения света при подвижной поверхности воды. Конечно, не всегда фотограф должен ожидать только лучшие дни. Однако, понимая процесс отражения, он может выбрать для погружения лучшее время дня или более защищенное место, а при действительно плохой погоде вместо сверхширокоугольного объектива поставить перед камерой макрообъектив. Многие могут задать вопрос, для чего все эти тонкости. Все равно под водой снимают только со вспышкой…

Отражение: в зависимости от положения Солнца и состояния водной поверхности в воду проникает больше или меньше света.

Диффузия: если лучи света на пути в глубину встречают взвешенные частицы, то они отклоняются во всех направлениях и рассеиваются в обратном направлении. Чем больше мутность воды, тем быстрее уменьшается солнечный свет.

Чтобы получить хорошие фотографии, на которых подводный мир выглядел бы именно так, как в действительности, нужно использовать весь имеющийся свет. Задний фон должен быть только чуть темнее, чем в действительности, а при съемках широкоугольным объективом естественный свет поможет зафиксировать на пленке или на ССD-матрице удаленные объекты, которые вспышка не освещает. Даже при съемке макрообъективом можно получить голубой задний фон. Это специальная техника, о которой я, конечно, расскажу в дальнейшем.

Рефракция. Когда наш луч света, наконец, нашел дорогу через водную поверхность, он еще долго не будет иметь покоя. Из-за различных значений показателя преломления в воздухе (1,00) и в воде (1,33) при переходе из одной среды в другую он будет преломляться, т.е. изменять первоначальное направление падения. Для нашего глаза и объектива камеры это проявится в кажущемся уменьшении расстояния под водой – примерно на четверть.

Вывод: все предметы выглядят под водой ближе и поэтому крупнее. К сожалению, ни один подводный фотограф не может пренебречь оценкой расстояния. В зависимости от системы камеры он должен установить расстояние, навести видоискатель и вспышку на снимаемый объект. Позднее в мастер-классе мы разберем различные трюки, которые помогут вам свободно оценивать действительные и кажущиеся расстояния до объектов под водой.

Поглощение. Таким образом, наш луч света испытал преломление. Но это еще не все. Затем вода уменьшает его интенсивность и силу. При этом энергия света переходит в тепло, часть поглощается взвешенными частицами и рассеивается во всех направлениях. После прохождения каждого сантиметра водного слоя происходит также фильтрация цветов. При этом после пути длиной три метра первой жертвой становится красная составляющая спектра, а немного спустя оранжевая. Желтая, зеленая и голубая компоненты сохраняются дольше.

В мутной воде из-за влияния диффузии дальность видимости ограничена. Однако при съемке рэков этот фактор может быть положительным, так как свет подводного фонаря становится хорошо видным.

Измерение расстояния в полметра при съемке камерой под водой, когда удаление должно устанавливаться вручную. Можно прекрасно использовать собственную руку.

На практике важно знать, что на этот процесс поглощения цветов оказывает влияние эффективный путь светового луча. Если вы фотографируете без вспышки вашу модель, одетую в красный гидрокостюм, то краски будут утеряны, независимо от того, снимали вы на глубине 2 метра с расстояния 1 метр или на глубине 1 метр с расстояния 2 метра. Это очевидно. Но что происходит, когда используется вспышка? Независимо от глубины уже при съемке с расстояния 1,5 метра красный цвет не будет красным – даже при использовании сильнейшей светопушки! Определяющим здесь снова будет эффективный путь светового луча. Излученная вспышкой энергия распространяется к вашему объекту, а затем назад к камере, так что снова эффективный путь оказывается равным трем метрам.

Диффузия и обратное рассеивание. Пресная и морская вода не являются чистыми средами. Все водоемы содержат миллиарды компонент и частиц, которые могут иметь органическое или растительное происхождение. Частицы стоят на пути нашего «обчищаемого» светового луча и отклоняют его от первоначального направления.

Следствием этого является не только общее ослабление энергии, но и сильное снижение контрастности. Величина диффузии полностью зависит от размера частиц и их числа. Перед качеством воды фотограф чаще остается бессильным – плохая плавучесть и лишние удары ластами могут еще сильнее ухудшить качество воды. Частицы мешают не только падающему солнечному свету, но и свету вспышки. Какой фотограф не сталкивался с белыми взвешенными частичкам, видными на снимках? Однако и в мутной воде можно получить прекрасные снимки, избежав обратного отражения. Здесь важным условием является правильный выбор техники для вспышки. Это очень важный момент, на котором мы остановимся особо.

Полное отражение.Может возникать еще одно не желательное нам, но вполне ощутимое явление – это полное отражение. К сожалению, снова наш несчастный луч должен расплачиваться за других, когда он попадает на границу раздела воды и воздуха или воды и другой прозрачной среды, например, стекла. Если угол падения луча, отсчитываемый от перпендикуляра, больше 48,5°, то он будет отражаться назад под тем же углом. Если же угол падения меньше 48,5°, то луч будет проходить через границу раздела.

Поближе! Каждые полметра светового пути в воде отражаются на качестве снимка! Чем ближе располагается объект, тем выше качество снимка.

Полное отражение можно прекрасно наблюдать, когда ваш партнер по погружению плывет непосредственно под поверхностью моря и вы его видите под предельным углом. При совершенно гладкой поверхности моря отраженное тело видно так ясно и резко, как будто вы смотрите в идеальное зеркало.

Конечно, это явление можно прекрасно использовать при подводной фотографии для получения впечатляющих и необычных эффектов. Если вода подвижна, то она разрывает зеркальное отражение и образует с помощью кричащих красок почти абстрактные формы. Если угол падения больше 48,5°, то луч будет отражаться в обратном направлении.

Непосредственно под поверхностью воды полное отражение позволяет получить интересные эффекты. В зависимости от состояния водной поверхности зеркальное отражение является четким или размытым.

Аберрация. Этот термин можно было бы сразу и забыть, поскольку он фотографов непосредственно не касается. Над этим явлением должны больше думать изготовители боксов; важно, чтобы для широкоугольных объективов были сконструированы правильные порты (выпуклые лобовые стекла). В теме «Работа с широкоугольным объективом» мы детально рассмотрим этот вопрос.

Хотя и последний, но не менее важный момент. Аберрацией мы называем отклонение нашего светового луча, который при своем прямолинейном распространении через воду преломляется на лобовом стекле, а при выходе в воздух камеры основы испытывает преломление. Но как всегда это не последнее страдание! В конце концов луч проникает в оптическую систему, где он будет еще раз многократно искривляться.

Десять важных советов.

  1. При съемках со смешанным светом, в основном на больших глубинах, лучшими предпосылками являются высокое положение Солнца, голубое небо, спокойное море и прозрачная вода.
  2. При подвижной поверхности воды и постоянно меняющемся угле падения на поверхности будет отражаться более половины падающего света. Особенно при съемке широкоугольным объективом мы полагаемся на естественное освещение. В этих условиях лучше переходить на макро.
  3. Если лицо ныряльщика за маской рассматривать или осветить вспышкой сбоку, то световые лучи не будут проникать через стекло (полное отражение) – и лицо останется черным. Подводные объекты лучше освещать с фронтального направления.
  4. Из-за влияния преломления мы занижаем расстояния в воде. Хорошим тренировочным средством будет ваша рука, имеющая обычно реальную длину в 60-70 сантиметров. При возможности используйте этот «измерительный инструмент». После 100 тренировок ваш глаз станет, как ватерпас.
  5. Поскольку красная составляющая видимого спектра может пройти в воде только 3 метра, то не искаженные цветные фотографии можно делать только вблизи поверхности моря. При съемке со вспышкой это расстояние уменьшается вдвое, так как свет должен от вспышки пройти к объекту и вернуться назад.
  6. Вода является более плотной средой, чем воздух. Чтобы наилучшим образом исключить все факторы, влияющие на распространение света в воде, следует выбирать расстояние между камерой и моделью как можно меньшим. При съемках окружающего ландшафта и больших объектов предпочтение отдайте широкоугольному объективу.
  7. Все водоемы содержат миллиарды компонент и частиц, которые могут иметь органическое или растительное происхождение. Когда вспышка расположена слишком близко к объективу или просто встроена, частицы перед камерой будут освещены и обнаружатся на снимке (взвешенные частицы/обратное рассеяние). Здесь действует совсем простое правило: чем больше угол изображения, тем дальше должна располагаться вспышка от объектива.
  8. Чем больше количество и плотность взвешенных частиц, тем слабее должна быть вспышка – при этом вы можете избежать обратного рассеивания. Здесь, в принципе, действует то же правило, что и при езде в тумане – выключи дальний свет!
  9. Вода является более плотной средой, чем воздух, в котором свет может распространяться относительно свободно. Каждые полметра светового пути в воде отражаются на качестве снимка! Золотое правило подводной фотографии – ближе к мотиву!
  10. Подводный фотограф должен уметь, несмотря на рефракцию, правильно оценивать расстояние между камерой и объектом. Хорошим тренировочным средством, но и практическим помощником при съемках ближних объектов камерой с видоискателем является ваша рука.

Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков

Рубрики: 2(38)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111