Архивная статья из № 2 (44) за 2006 г.
Эту его фотографию первый раз я увидел около трех лет назад на стене одного из дайв-клубов. Долго думал о фотошопе. Но было в ней что-то, что заставляло…
Тогда мне так и не удалось выяснить, кто же автор этой работы. Спустя много лет, когда мы познакомились, он рассказал мне, что это нормальное явление – много таких «безымянных» фотографий кочует по стране, и люди, зачастую, не знают автора тех работ, которые висят у них на стене. И все это при немалом количестве публикаций в дайверской прессе. Несправедливо, но правдоподобно. Чтобы чуток навести порядок в сложившейся ситуации, мы решили познакомить вас с творчеством и взглядами автора. Перед вами – Андрей Некрасов.
Ок: Андрей, ну с тем, что авторство фотографий не всегда установлено, это понятно. Но я слышал, что твои работы участвовали в международных конкурсах без твоего ведома. Это правда?
А.Н.: Да, в 2003 году в Антибском фестивале. Как они туда попали, так выяснить и не удалось.
Ок: В целом, насколько мне известно, у тебя очень много наград различных конкурсов и фестивалей, а кто был первым, признавшим твою работу призовой?
А.Н.: Это была компания Sea&Sea и шесть других спонсоров на фестивале «Серебряная акула 2003».
Ок: Но бог с ними, с фестивалями, ответь просто – зачем? Зачем взял камеру? Зачем потянул ее под воду?
А.Н.: Сначала была фотография. Потом увлекся плаваньем с трубкой и маской, как многие, живущие на берегу моря. Так как объяснить, что там видел, несведущему человеку достаточно сложно, решил совместить два своих увлечения. В 16 лет закончил Одесскую морскую школу ДОСААФ, взял в руки фотоаппарат «Смена-8М», резиновую перчатку и стекло от маски – так начались мои первые опыты подводной съемки. Потом были «Зенит-TTL», «Киев-19» и, наконец, Canon EOS 100.
А дальше съемка, съемка, съемка. Так родился и пляжный цикл, и многие другие работы. Из пляжного цикла самой удачной считаю серии работ «Красная шапочка» и «Дельфин и русалка».
Ок: А чем ты снимаешь сейчас?
А.Н.: Уже 10 лет я снимаю фотоаппаратом Canon EOS 100 в боксе собственной конструкции.
Ок: Если бы была возможность, какую бы ты себе выбрал самую дорогую и лучшую технику на сегодня?
А.Н.: Фотоаппарат Canon EOS-1D Mark II N, бокс Seacam. Но это пока только мечты.
Ок: Бытует мнение, что снимает не техника, а фотограф. Я с этим согласен процентов на 95, поэтому плавно перейдем к главному инструменту фотографии, который приводит в действие кнопку «пуск». Рассматривая твои фото, я обратил внимание на интересную деталь – они вне шаблона. Я имею в виду, что на них нет налета «именитого» учителя, как это бывает на многих работах фотографов, которые учатся у одних и тех же «мастеров». Как тебе это удалось, неужто ни у кого не учился?
А.Н.: Я самоучка, снимаю то, что мне нравится и как мне нравится – не особо заглядываюсь на правила и модные тенденции. С моей точки зрения любая школа, кроме основ фотографии, является навязыванием чужого мнения и стиля. Что касается мастеров, трудно выделить одного. Я предпочитаю выделять конкретные работы, а не их автора.
Ок: Но общаясь в обществе себе подобных, ты, я думаю, сталкивался с мнением, когда тебе говорили «…голубчик, композиция этой фотографии слегка страдает» или «…ну что это за кадр, вот если бы модель повернула голову сюда, тогда да, а это?..». Что ты думаешь по поводу подобных выпадов и, вообще, что думаешь по поводу свободы художника выражаться так, как он видит?
А.Н.: Я всегда прислушиваюсь к мнению других фотографов и критиков, но всегда их игнорирую. Фотография, как и любое другое искусство, является видением автора, оно может нравиться или не нравится – «Я ТАК ВИЖУ!!!!!!!!!!!!!!»
Ок: Насколько знаю, такая же ситуация была и с твоей фотографией про девушку и дельфина, хотя на мой взгляд – это одна из самых эротических подводных фотографий, которые я видел (кстати это именно та фотография, про которую я говорил в начале этого интервью). Расскажи, как ты сделал этот снимок.
А.Н.: Эту работу очень много критиковали: «Зачем девушке голову отрезал». А с моей точки зрения так намного интереснее, да по-другому и не вышло бы – был только один дубль. Съемки происходили в ялтинском дельфинарии, во время съемок один из дельфинов неожиданно заплыл за спину модели (она же моя жена Татьяна), уткнулся ей носом в спину и дернул за завязку купальника, чего она совсем не ожидала и, позабыв про свои обязанности модели, с воплем дикого кита, пыталась выпрыгнуть из воды. Дельфин, не ожидавший криков такого «сородича», решил дать деру, не отпуская, однако, при этом свою добычу.
Ок: То есть это не было постановочной съемкой и фотошопом?
А.Н.: Из всей серии «Дельфин и русалка» – это единственный не постановочный кадр, если вообще подводные съемки с участием дельфинов можно назвать постановочными. Что касается фотошопа, если перевод с цвета в ч/б и очистку от царапин можно назвать фотошопом, то это фотошоп
Ок: Но вернемся от творчества к технике съемки. Рассматривая твои работы, я с удивлением понял, что большинство из них сделано в Черном море. Как тебе удается добиваться подобных результатов при таких условиях по видимости и освещенности? Каков твой главный секретный инструмент в борьбе со взвесью?
А.Н.: Для съемок в Черном море требуется больше терпения и знаний. Можно совершить не одно погружение и при этом не снять ни кадра, что чаще всего и случается с теми, кто предварительно не изучает местность и ее обитателей. Что касается не слишком благоприятных условий для фотографов в Черном море, то, подбираясь на «мягких лапах» и задержке дыхания на минимальное расстояние к объекту съемки, можно добиться хорошего результата.
Ок: А вообще, где тебе больше нравится снимать, и где находится точка погружения твоей мечты?
А.Н.: Снимать нравится везде, где это возможно, и где хоть кто-то обитает. Точка погружения моей мечты – это любая синяя точка на глобусе.
Ок: На твой взгляд – что должен делать подводный фотограф в нашем мире, к чему все это?
А.Н.: Фотограф должен фотографировать – потому что иначе не может, а если может, тогда это действительно ни к чему!!!
*****
Родился 9 сентября 1971 г. в городе Бежецк Тверской области, Россия. С 13 лет живет в городе Одесса, Украина. Окончил морскую школу ДОСААФ в 1986 г., в 1990 г. стал инструктором. Подводной фотографией занимается с 1985 года.
- Фестиваль «Серебряная акула 2004» (Украина, Киев) – специальный приз федерации подводной фотографии России;
- Фестиваль «Золотой дельфин 2005» (Россия, Москва) – приз зрительских симпатий;
- Фестиваль «Celebrate the Sea 2005» (Сингапур) – золотая медаль в номинации «макро», серебряная медаль в номинации «широкий угол»;
- Фестиваль «Серебряная акула 2005» (Украина, Киев) – Гран-при фестиваля, специальный приз федерации подводной фотографии России;
- Фестиваль «Marmara 2005» (Турция, Стамбул) – специальный приз жюри в номинации «широкий угол»;
- Фестиваль «High Tatras 2005» (Словакия) – золотая медаль в номинации «море», золотая медаль в номинации «пресные воды»;
- Конкурс «Реки, озера и моря России 2005» (Россия, Москва) – Гран-при;
- Фестиваль «Pelagos 2005» (Италия) – первое место в номинации «макро – on line», первое место в номинации «широкий угол – on line»;
- Фестиваль «Золотой дельфин 2006» (Россия, Москва) – бронзовая медаль в номинации «обитатели моря».
Подготовил: P.G.
Метки: Портфолио...