Архивная статья из № 2 (44) за 2006 г.
Телефон звонит около половины девятого вечера, и через пять минут я уже мчусь к барокамере. Пациентка только что прибыла. Она выглядит так, как будто ей необходима рекомпрессия… Дайверы, страдающие декомпрессионной болезнью, очень редко появляются утром. В 80% случаев симптомы декомпрессионного заболевания проявляются через 2-3 часа после последнего за день погружения. Это связано с тем, что существует период времени, когда дайвер отрицает наличие у него декомпрессионого заболевания, да и дорога к ближайшей барокамере занимает какое-то время. Поэтому, в среднем, между последним погружением и прибытием в барокамеру проходит около шести часов. И это – в Таиланде, стране с отличной системой коммуникаций и хорошей организацией экстренной медицинской помощи, где в распоряжении спасателей есть и скоростные лодки, и машины скорой помощи, и вертолеты. Но самое важное – 10 гипербарических центров, расположенных недалеко от популярных дайверских точек, вселяют уверенность в том, что все нуждающиеся получат помощь вовремя… Вообразите промедление, когда вы ныряете у берегов Мадагаскара…
Я на месте: оценка состояния нервной системы пострадавшей уже началась. Быстро пробегаю по списку операций, которые необходимо произвести перед погружением в барокамере. Подготовка барокамеры к работе сходна с проверкой самолета перед взлетом. Отключение электричества здесь случается часто, поэтому вся система должна быть продублирована. Продублирован каждый элемент; список с перечислением более чем ста вентилей и клапанов, требующих проверки, занимает 4 листа. Спустя полчаса, проверка перед погружением закончена, и я присоединяюсь к обследованию.
Девушке нездоровится после абсолютно обычного погружения – глубина 23 метра, время 43 минуты, ничего необычного, проведение декомпрессии не требуется, медленное всплытие, традиционные 3 минуты остановки безопасности, никакой чрезмерной физической нагрузки ни до, ни после погружения, никаких наркотиков или алкоголя, хорошее состояние здоровья и т.д.
Пациентка выглядит хорошо и прошла все неврологические тесты. Однако доктор берет свою чашку кофе и стакан холодной воды, просит девушку прикрыть глаза и определить, какая из чашек теплее. Она не в состоянии определить левой рукой разницу между холодным и горячим, и ее диагноз – проблемы с верхней частью спинного мозга. Более определенно – «недостаточность спиноталамического тракта» – сложная фраза, обозначающая изоляцию группы нервов, отвечающих за восприятие высоких и низких температур, а также за болевые ощущения.
Несмотря на все курсы гипербарической и дайверской медицины, это что-то новое для меня. Девушка не может определить разницу между горячей чашкой кофе и стаканом холодной воды… Я изумлен… Доктор щипает ее за кожу на поврежденной области, но она только пристально смотрит на него безо всякой реакции. Нет реакции ни на холод, ни на тепло, ни на боль… Новая загадка в сложном мире декомпрессионных заболеваний.
Десять минут спустя я сижу внутри барокамеры напротив нашей обеспокоенной пациентки. Мы оба в обязательных синих хирургических костюмах, несмотря на то, что температура достигает +35°С. Сжатый воздух становится горячим, он нагнетается в барокамеру практически так же, как наполняется обычный баллон для дайвинга. Становится жарко. Через интерком раздается искаженный голос оператора: «Добро пожаловать на 18 метров! Пожалуйста, переведите пациента на дыхание кислородом». Девушка надевает маску, похожую на кислородную маску пилота истребителя, и начинает дышать чистым кислородом. Я оцениваю ее состояние каждые двадцать минут и регистрирую лишь незначительные изменения пораженного участка кожи. Через пять часов она уже может спокойно идти спать, да и я тоже…
К сожалению, более 80% дайверов, которые попадали к нам в барокамеру, имели сходный профиль погружения – никакого камикадзе-дайвига и менее 1% погружались глубже 40 метров… Отсюда немедленно (сразу) можно сделать вывод, что все теории об опасности глубоких погружений – полный вздор. Серьезные случаи декомпрессионных заболеваний встречаются редко. В качестве примечания хочу отметить, что «серьезным случаем» считается дайвер, страдающий газовой эмболией, когда признаки проявляются немедленно. Никаких задержек, уже через 10-15 минут после всплытия дайвер серьезно болен, может быть парализован или теряет сознание. К счастью, такие случаи составляют мене 2% от всех случаев декомпрессионного заболевания. Эта цифра несколько отличается от показателей, типичных для Красного моря в Египте, где намного глубже, а паническое всплытие – не редкость.
Большинство случаев, которые приходилось лечить, вызваны только замедленной реакцией иммунной системы, а не ситуацией, когда физически кое-где остаются пузырьки. У каждого дайвера после каждого погружения в сосудах остается огромное количество микропузырьков, которые действуют, как пескоструйный аппарат, срывая защитный слой с внутренней поверхности кровеносных сосудов и вызывая локальные воспаления и опухоли. Такие опухоли препятствуют полноценному снабжению кровью нервных окончаний, и как результат онемение и покалывание, сходное с тем, которое вы чувствуете, например, отсидев ногу. Степень воспалительных реакций зависит от количества микропузырьков и от того, как ваша иммунная система реагирует на них в каждый конкретный день… Поэтому, ни у кого нет иммунитета против декомпрессионной болезни. У вас столько же шансов получить декомпрессионное заболевание, сколько шансов заболеть гриппом… Статистические данные DAN говорят о том, что декомпрессионная болезнь возникает у каждого 10000 дайвера. Мораль всего вышесказанного – необходимы раннее определение симптомов ДКБ, быстрая эвакуация и хорошее дайверское страхование, потому как рекомпрессия может стоить очень дорого.
Девушке, о которой был рассказ, понадобился курс из 6 сеансов, в результате она полностью восстановилась и получила совет не нырять в течение месяца. Как уже говорилось, большинство случаев не являются сильными, но у вас есть только один головной мозг и только один спинной мозг, поэтому если возникли сомнения – следуйте советам медиков.
Текст: Ben Reymenants
Перевод: Юлия Голосий
Фото из архива автора
Метки: Медицина, Позовите доктора...