Архивная статья из № 6 (48) за 2006 г.
Дайвинг у рэков наверняка является самым увлекательным видом погружений, но он, в общем, требует большего опыта, при определенных обстоятельствах – специального снаряжения. Точно так же обстоит дело со съемкой рэков – вы не должны потерпеть неудачу из-за гигантских размеров объекта!
Снаряжение. Проблема фотографирования рэков связана с большими дистанциями съемки и редко встречающимися идеальными условиями окружающей среды:
мешают течения, плохая видимость и, часто, большие глубины. При правильном снаряжении и верном планировании мы можем воспроизвести почти все интересные детали. Цель состоит в том, чтобы по возможности воспроизвести большую часть рэка, так что угол изображения объектива должен быть как можно большим: минимум 90 градусов, а лучше еще больше – до 180 градусов.
Поэтому желательно использовать объектив «рыбий глаз», у которого угол изображения почти 180 градусов. Используем мы суперширокоугольный объектив или «рыбий глаз», все они должны размещаться позади сферического стекла, так называемого дом-порта. Он должен быть точно рассчитан на фокусное расстояние используемого объектива, иначе снимок в углах будет нерезким. Обладатели зеркальных камер могут сделать выбор из широкого набора имеющихся суперширокоугольных объективов, а с недавних пор появились специализированные объективы для цифровых камер, которые позволяют при малых CCD-сенсорах получать угол изображения до 180 градусов. При использовании цифровых компактов или камер с внешним видоискателем (типа Nikonos) наши возможности становятся несколько ограниченными. Впрочем, для распространенных моделей фирма SEA&SEA предлагает широкоугольные насадки, и фирма INON имеет в ассортименте различные линзы с углом изображения до 165 градусов.
Если при съемке рэков доминирует естественный свет, то все равно можно использовать вспышки, чтобы зафиксировать движение, краски для переднего фона и добиться большей контрастности снимка. Исключением является ситуация при снимках против света. В этом случае всякие автоматические вспышки и TTL являются табу! Поскольку вспышки используются в основном на открытой воде, то ошибочное освещение здесь почти запрограммировано.
Если камера оснащена суперширокоугольной оптикой, то экстремальный угол изображения должен быть равномерно «покрыт» светом блица. Современные вспышки, как правило, позволяют освещать угол около 100 градусов, что достаточно для большинства суперширокоугольных объективов. Если угол изображения больше, то потребуются две вспышки. Важнейшим обстоятельством является здесь правильная ориентация вспышки или вспышек. Если свет блица освещает слишком большой слой воды между камерой и объектом, то снимки становятся размытыми и появляется большая опасность высвечивания взвешенных частиц. При расстояниях до объекта свыше 1,5 метра вспышки должны располагаться параллельно оптической оси объектива. Если расстояние до объекта меньше, то можно ввести некоторую корректировку. Чтобы можно было видеть темную внутренность судна и правильно направить вспышки, используйте встроенную в блиц пилотную лампу или отдельный осветитель-фонарик, смонтированный на индивидуальном кронштейне.
Ни одна вспышка не может полностью осветить рэк, поэтому для получения правильной освещенности необходимо всегда использовать естественный свет. Лучше всего сначала забыть о вспышке и установить камеру по естественному свету. Встроенный экспонометр покажет правильное значение. Например, на глубине 30 метров, при прозрачной воде и высоком положении солнца, потребуется диафрагма 4.5 и выдержка 1/30 секунды. Если же теперь совместно использовать свет от вспышки и дневной свет, то при актуальном удалении можно использовать те же экспопараметры. При этом мы получим максимальную «дальнобойность», а передний план будет при правильной дозировке вспышки мягко освещен. В общем случае здесь действуют те же правила технического оснащения и методов фотосъемки, как и при широкоугольной съемке. Только в случае съемки рэков существует большая опасность влияния взвешенных частиц, чем, к примеру, на коралловом рифе. Определяющими факторами являются ваши правильная балансировка и осторожные движения.
Организация погружения и мотив. Часто бывает, что результаты съемки рэков являются не такими, как ожидалось, поскольку предварительно не был проработан план фотографирования. На глубине у рэка время пролетает быстро, поэтому фотограф с его моделью должны заранее точно знать: где, что и как!
По аналогии с классическим профилем дайвинга снимки планируются снизу вверх. Начинайте от судового винта (как правило, находящегося у самого дна) и затем поднимайтесь вверх, до мостика и мачт. Определите точно ваш мотив, а также время, которое вы потратите на фотографирование, чтобы рассчитать потребление воздуха. Несмотря на весь энтузиазм, необходимо помнить о своей безопасности и безопасности вашего партнера. Время погружения, запас воздуха и поддержка партнера должны учитываться так же, как и при дайвинге у рифа. В ожидании найти интересные сюжеты, проникнув внутрь рэка, необходимо строго оценить заранее, удовлетворяют ли этому ваши дайверские, психологические и технические предпосылки.
Дайвинг у рэков – захватывающее дело, а еще интереснее привезти домой снимки, рассказывающие о ваших приключениях. Имеет смысл использовать всю эту технику и приобретенный опыт при погружении к следующему затонувшему судну.
————
1, 7, 8. Рэки кажутся, как правило, очень статичными. Поэтому дайверы, которые видны на снимке плывущими или жестикулирующими, очень оживят снимок. Свет от фонарей на переднем плане может дать прекрасный эффект, без этого обычно мы получаем сине-зеленую картину.
2, 3. Фотографировать внутри рэка очень непросто. Длинная штанга вспышки будет сильно мешать в узких проходах, и очень велика опасность брака от высвеченных взвешенных частиц. При таких условиях работу облегчат абсолютно нейтральная по плавучести фототехника и ваша правильная балансировка.
4. Внутри рэка обитает много животных, которые в других местах не встречаются или встречаются очень редко. Поэтому имеет смысл при некоторых погружениях иметь и длиннофокусное оборудование, чтобы воспроизвести и эти мотивы.
5. В действительности в основном только естественный свет предопределяет дальность видимости на рэке. Вспышка служит только для подсветки переднего плана и позволяет внести на снимок немного красок. Как и при широкоугольной фотографии, под водой используйте только ручную вспышку!
6. Фотографировать на рэке и внутри рэка увлекательно! Поэтому следует помнить о времени, глубине, запасе воздуха, вашей безопасности и безопасности вашего партнера. Важно не планировать на один раз слишком много ситуаций для съемки – в зависимости от размера или глубины рэка лучше планировать много погружений. Примерное правило: 50% времени – для снимков и 50% – для осуществления плана погружения.
9. За короткое время затонувшие суда или самолеты под влиянием природных факторов трансформируются в «искусственный риф». Вы сами понимаете, что на рэках следует соблюдать те же правила обращения с окружающей средой, как и на «настоящем» рифе.
10. Чтобы на глубинах свыше 30 метров было достаточно естественного света, часто требуются выдержки боле 1/30 секунды. Хотя вспышка позволяет несколько «заморозить» композицию, нужно держать камеру очень осторожно. Если она хорошо сбалансирована, то проблем у вас не возникнет.
11. Процессы съемки на рэке должны быть предварительно точно спланированы. Только когда фотограф с его моделью знают, что небходимо выполнить и где искать объект, получаются хорошие снимки. В зависимости от имеющихся чертежей и схем можно составить некий режиссерский план.
12. На рэке часто приходится фотографировать с расстояний более 1,5 метра. Поэтому очень важно, чтобы вспышки располагались строго параллельно с оптической осью объектива.
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Метки: Мастер-класс...