Архивная статья из № 6 (48) за 2006 г.
Как известно, подводный спорт в нашей отчизне стал бурно развиваться на рубеже 50-60-х годов прошлого века. Всего за 2-3 года до этого в Москве появились первые секции подводного плавания – в ЦМК (Центральном морском клубе) ДОСААФ и при Академии наук СССР.
Чуть позже они стали появляться во многих городах страны, в первую очередь в различных научных и учебных заведениях – как всегда впереди шли ученые, инженеры и студенты, наиболее близко знакомые с достижениями Запада. Этому серьезно поспособствовала и киноиндустрия, выпустившая весьма кстати на экраны страны замечательные зарубежные фильмы «Мир безмолвия», «Голубой континент», «20 минут под водой». Интерес к подводному миру в советском обществе был необычаен, и оно с огромным воодушевлением включилось во всемирное «подводное движение».
У истоков движения стояло и одно из самых известных, уважаемых и авторитетных научно-учебных заведений страны – Московское высшее техническое (бывшее Императорское) училище, носящее со времен Советов (и поныне) имя пламенного революционера Николая Баумана. В стенах «бауманки» одной из первых появилась секция подводного спорта, переросшая позднее в клуб «Океан», хорошо известный своими спортивными и экспедиционными достижениями вплоть до развала великой страны. И напрямую причастен к образованию секции замечательный человек – Александр Александрович Рогов, в то время молодой инженер-конструктор и преподаватель кафедры графики. Весной 1958 года он получил заветное удостоверение спортсмена-подводника (между прочим, за №20!) и активно включился в организацию подводного коллектива. Все начинали, как водится, с нуля. Подводного снаряжения для любителей отечественные заводы тогда не производили, зарубежное было практически недоступно, оставалось полагаться только на свои руки, головы и коллектив единомышленников.
Придумывали и делали все сами, опираясь на техническую базу мощнейшего ВУЗа страны и поддержку комитета ДОСААФ, а энтузиазм и преданность любимому занятию – великое дело!
Сегодня трудно сказать, кто первым в нашей стране стал активно использовать фото- и киносъемочную технику в подводных условиях, кому принадлежит приоритет в отечественной подводной фотографии. Не будем вспоминать в этой связи первые опыты кронштадтских водолазов конца XIX века, или редкие, чаще неудачные, попытки ученых и военных водолазов в тяжелом вентилируемом снаряжении, применявших допотопную фото- и киносъемочную технику в прикладных и военных целях. Широкой общественности эти результаты практически не известны и вряд ли сохранились до наших дней. А вот появление акваланга и совершенной, легкой и компактной съемочной аппаратуры, как-то сразу простимулировало ее применение под водой. Во всяком случае, на первенство в этой области претендует сразу несколько человек, примерно в одно время занявшихся подводной фотографией и кино. Приобретя окольными путями за рубежом герметичную кино-фототехнику, а гораздо чаще просто скопировав иностранные образцы боксов и приспособив их под советские аналоги «Леек» и «Контаксов», они с энтузиазмом начали вести отечественную подводную фотолетопись. Среди них обязательно следует отметить Владимира Ажажу, Александра Массарского, Олега Серова, Владимира Соколова, Виктора Суетина, Михаила Проппа, Юрия Транквиллицкого (по алфавиту), женщин-подводниц Ольгу Жукову и Ольгу Хлудову. С полным правом в этой пионерской когорте необходимо выделить и Александра Рогова. Именно ему, по всей видимости, следует отдать пальму первенства в подводной фотографии в условиях Заполярья!
Уже летом 1959 года группа подводников-бауманцев во главе с Александром Роговым выехала в экспедицию на Белое море. В те дальние времена в столь высоких широтах мало кто вообще погружался с аквалангом, даже за рубежом. Экспедиция была успешной: впервые в СССР была отработана методика спортивных спусков в суровое полярное море, налажено сотрудничество с учеными-биологами, собран для них уникальный научный материал, опробованы в сложнейших реальных условиях образцы снаряжения и оборудования, в том числе съемочного. А буквально еще через несколько месяцев состоялась вторая поездка в сказочное Беломорье, на сей раз зимняя! Украшением отчетов об экспедициях и страниц популярнейшего журнала «Вокруг света» стали первые в стране подводные цветные фотографии дна Белого моря, выполненные Роговым.
С той поры Александр Александрович ежегодно участвовал во множестве спортивных и научных экспедиций, объехал всю страну, проложил подводные «тропы» в Беринговом, Белом, Баренцевом, Черном, Охотском, Японском морях, на Каспии и в Иссык-Куле. И всегда с ним был подводный фотоаппарат.
Умелый объектив Рогова фиксировал на пленку разнообразных обитателей морских глубин, останки славного фрегата «Паллада», элементы конструкции уникальной Кислогубской приливной электростанции, поврежденные землетрясением портовые причалы, археологические раскопки затопленных городов на Черном море.
Страсть к фотографии, постоянные опыты и эксперименты, техническое образование, «золотые» руки и неиссякаемый оптимизм позволили Александру Рогову стать признанным специалистом в столь нелегком деле – подводной фотографии. Александр Александрович – автор первой в стране книги, посвященной фотосъемке под водой. Позднее он выпустил еще одну книгу – «На глубине пяти морей», – воспоминания о прошедших экспедициях, интересных встречах, странствиях, работе и приключениях под голубым пологом моря. Благодаря этим книгам, многочисленным статьям и фотоочеркам в популярных журналах и географических сборниках многие молодые люди пришли в подводное плавание и занялись фотографией.
Как талантливый инженер-конструктор Александр Александрович много поработал над созданием современной и надежной подводной фототехники. Всю жизнь он использовал под водой оригинальные боксы для фотоаппаратов и вспышек, придуманные им самим и воплощенные в металле в мастерских МВТУ. Среди многочисленных образцов подводной фотоаппаратуры, созданной А. Роговым, следует отметить очень удачные для того времени фотобоксы «Гидростарт» (под профессиональную 35-мм отечественную зеркалку «Старт») и «Гидросалют» (для широкопленочного «Салюта») нескольких модификаций, а также мощную вспышку-«фототорпеду» – подражание известной модели француза Д. Ребикова. Выпущенные небольшими сериями, они разошлись по многим уголкам бывшего Союза, внося свою лепту в фоторегистрацию многочисленных подводных тайн.
1 ноября Александр Александрович скромно отметил свое 80-летие! Он на пенсии, но по-прежнему бодр и энергичен. Акваланги и фотобоксы пришлось отложить в сторону – их заменили мольберт, краски и кисти. С не меньшим увлечением и талантом Александр Александрович отдается новой страсти, вновь и вновь воссоздавая на полотнах запечатленные в уголках памяти и не попавшие в объектив незабываемые образы таинственного мира глубин. Он активно и щедро делится своим богатейшим опытом аквалангиста, путешественника, фотохудожника и конструктора со страниц популярных географических и подводных журналов, видное место в числе которых занимает и ОКТОПУС. Редакция нашего журнала от чистого сердца желает ему крепкого здоровья, всегда хорошего настроения, новых творческих успехов и искренне надеется на дальнейшее сотрудничество! До новых встреч на страницах нашего журнала!
P.S. Читатели, интересующиеся художественным творчеством А.А. Рогова и желающие приобрести его картины, могут обращаться в редакцию журнала для установления контактов.
Текст: Александр Аристархов
Фото из архива А.А. Рогова
Метки: Океан событий...