Легко и просто
Перевес. Вероятнее всего, нет более мерзкого слова для дайвера, путешествующего самолетом. С перевесом и всеми вытекающими последствиями в виде переупаковки, доплат и расшатанных нервов сталкивались если не все, то многие любители дайвинга, предпочитающие использовать собственное снаряжение. О том, как бороться с этой напастью мы и поговорим в данной статье.
Разумеется, единого лекарства для всех не существует. Увы, но это так. Если мы, к примеру, начнем рассматривать багаж подводного фотографа или видеооператора, то обнаружим, что большую часть поклажи составляет «неоптимизируемый» груз — фото/видео аппаратура, осветительная техника и прочие железяки… Данный случай можно считать клиническим и рассматривать его прямо сейчас мы не будем. Тем не менее, какие-то советы по оптимизации остальной части багажа могут быть полезны и нашим фото-видео-братьям.
Собираясь в поездку и планируя тот или иной комплект снаряжения, мы руководствуемся определенными целями. Для кого-то, в первую очередь, важна гигиена, комфорт, для кого-то безопасность. Вот от этих критериев и будем отталкиваться.
Гигиена
Когда речь идет о гигиене в голову лезут мысли о гидрокостюмах, которые надевал неизвестно кто и неизвестно что в них вытворял. О масках, которые не желают отмываться от крема для загара и, конечно же о загубниках дыхательного оборудования, которые прошли через десятки, сотни, а то и тысячи чужих ртов. Что же можно сделать для нахождения баланса между брезгливостью (иррациональной или оправданной — не важно) и весом той кучи силикона, неопрена и пластика, которую мы собираемся тащить с собой?
Во-первых, определимся с тем, что нам действительно нужно. Например, маска. Она весит немного и решает не только вопрос гигиены, но и вопрос комфорта и безопасности (о них пойдет речь ниже). Итак, маску берем свою — небольшой объем и вес, гарантированная чистота, удобство и комфорт.
Во-вторых, гидрокостюм. Здесь нам нужно понимать, КУДА мы едем и КАКИЕ требования к гидрокостюму предъявляют условия предстоящего погружения. Самые типичные случаи — это очень холодная (сухой гидрокостюм) и очень теплая (тонкие мокрые гидрокостюмы) вода. В первом случае все просто — под «сухарь» надевается поддева, которую желательно иметь собственную. Сам же «сухарь» можно использовать прокатный (если таковые предоставляются на месте). Разумеется, нужно соотнести стоимость перевеса при перевозке собственного гидрокостюма со стоимостью аренды последнего у «принимающей стороны». В случаях с теплой водой у нас так же есть несколько вариантов. Ну, во-первых, это аренда костюма. При этом, если вы не желаете натягивать на себя «шкурку» в которую кто-то справлял нужду — можно воспользоваться тонкими изолирующими поддевками из лайкры, либо сверхтонкого неопрена (0,5-1 мм), которые могут пригодиться и как самостоятельный костюм (очень теплая вода, сноркелинг, водные развлечения и т.п.). Второй вариант — покупка костюма на месте. Да-да! Это не шутка! Во многих азиатских странах (Тайланд, Mалайзия и т.п.) можно запросто приобрести трехмиллиметровый костюмчик «шорти» за 20-30 долл., а по окончании погружений — просто подарить его ДЦ. Если же желание везти собственный костюм настолько завладело вашим мозгом — везите свой. Только обязательно выясните, какая температура воды ожидается (или фактически наличествует) в местах погружений и берите минимально достаточный костюм. Если вы планируете нырять в воду температурой 28-30 градусов — никакого смысла тащить «пятерку» и тем более «семерку» нет! Купите недорогой 3 мм гидрокостюм — он сэкономит вам достаточно денег в последствии. Да и нырять в более эластичном костюме гораздо приятнее, чем в «скафандре».
На третье мы оставили самую популярную проблему — «чужие» загубники. Насколько часто задается подобный вопрос, настолько же легко решается данная проблема. Приобретите один-два удобных для вас загубника и упаковку пластиковых стяжек. И все! На месте, используя прокатное снаряжение (это может быть и трубка-шноркель, и регулятор) — просто замените «родные» загубники на привезенные с собой. Перед сдачей оборудования — произведите обратную замену. Просто. Эффективно. Доступно.
Комфорт и безопасность
Понятие комфорта индивидуально для каждого человека. Тем не менее, общие принципы совпадают почти для всех. Находясь под водой, в чуждой для нашего организма среде, отсутствие комфорта и мелкие неудобства легко могут стать причиной зарождающегося стресса или усугубить стрессовую ситуацию. Говоря о комфорте под водой, в первую очередь стоит задуматься о создании привычных условий для жизнедеятельности организма, т.е. о комфорте дыхания. Зачастую, прокатные фонды дайв-центров, в особенности в бедных странах, вроде Египта и стран Юго-Восточной Азии, пребывают в довольно плачевном состоянии… Нерегулярное обслуживание, значительный износ, устаревшие модели — классический расклад большинства недорогих центров подводного плавания. Где уж тут соответствие требованиям комфортного дыхания — не поступиться бы безопасностью. Как же быть? Решения есть. И решения эти предлагаются многими производителями снаряжения. На российском рынке представлены различные модели легких регуляторов: это и серия «Mikron» от Aqua Lung, и «Fly» от Apeks, и модели с первой ступенью MR42x от Mares. Все перечисленные выше регуляторы имеют сверхкомпактные легкие редукторы мембранного типа и предлагаются с облеченными компактными вторыми ступенями. Современные материалы и технологии изготовления обеспечивают прекрасную работу регуляторов в любом диапазоне глубин, доступных дайверам-любителям, а мембранные редукторы позволяют погружаться в загрязненной воде и при низких температурах. При этом вес подобного регулятора в сборе, практически, вдвое меньше других среднестатистических моделей.
Вторым важным фактором для комфортного пребывания под водой является плавучесть. Управление плавучестью — наиболее сложный в освоении навык и качество используемого компенсатора, удобство управления им — значат очень много, особенно для новичка. Да, и опытному дайверу гораздо приятнее погружаться в удобном, привычном и качественном снаряжении. Возвращаясь к теме снижения веса багажа, следует отметить наличие моделей «для путешественников», которые в последнее время стали появляться в продаже. Одним из первых в данной области проявила инициативу компания Oxycheq, выпустившая не только компактные компенсаторы типа «крыло» (Oxycheq Mach V), но и предложившая прекрасную замену традиционной металлической спинке, используемой с крыльями — Oxycheq Ultra Lite Travel Plate (ULTP). В линейках компенсаторов таких зубров, как и Dive Rite появились готовые решения для часто путешествующих дайверов — TravelPac и VotagerPac, представляющие собой реинкарнацию бестселлера «TransPac» в «немодульной» конфигурации с крыльями Travel EXP и Voyager EXP, соответственно. Подобное решение имеется и у Aqua Lung и называется Zuma — легкий компенсатор типа «крыло» (тенденция, однако!), сконструированный специально для путешественников. Т.е. имеющий сверхмалый вес и способный упаковываться в минимальный объем. Вообще, если говорить о весе — практически все модели для путешествий имеют вес от 1.5 до 2.5 кг в сухом виде!
Не последнюю роль в снижении веса комплекта может сыграть и транспортная упаковка. Задумайтесь: удастся ли избежать перевеса, если вы собираетесь везти, скажем, два комплекта для теплой воды, но сама сумка (модная, с колесами, выдвижной ручкой, кучей кармашков и прочих рюшечек) весит 6-7 кг? ШЕСТЬ или СЕМЬ КИЛОГРАММОВ! Это, практически, треть разрешенного на большинстве авиалиний, бесплатно провозимого багажа! Разумеется, никто не призывает отказаться от удобных сумок и чемоданов. Но, в некоторых случаях можно с минимальными потерями в удобстве расстаться, например, с колесами и выбрать вместо чемодана надежный и объемный специальный непромокаемый баул, которые предлагают, в частности O.ME.R., Aqua Lung и даже российская NeoPro. Собственный вес баула — порядка 400-800 граммов, что незначительно повлияет на общий вес багажа и уж, конечно же, не идет ни в какое сравнение с упомянутыми выше «тяжеловесами». В частности, подобные легкие сумки-баулы очень эффективны в поездках на дайв-сафари: как правило, по прилету в аэропорт вас встретят, погрузят в автобус и подвезут непосредственно к яхте. Иными словами, таскать на себе бесколесную сумку, практически, не придется. Если же условия передвижения не позволяют отказаться от прелестей роликовых сумок — следует присмотреться к специальным облегченным моделям. Таковые имеются, в частности, у Mares, Stahlsac и, опять же, у NeoPro. Выбор конкретной модели будет основан на ваших личных предпочтениях и потребностях. Кому-то подойдет сверхнадежный и неубиваемый «Штальзак» среднего размера, кому-то маресовский «РоллерПро», свободно вмещающий два комплекта вместе с регуляторами, кому-то бюджетный NeoPro…
Заключение
Объем, вес и прочие транспортные характеристики снаряжения имеют большое значение (собственно, поэтому и появился данный опус), но, как известно, в первую очередь следует руководствоваться здравым смыслом и готовиться к погружениям исходя из условий, потребностей и соображений безопасности. Это прописная истина, которую хороший инструктор должен прививать на самом начальном этапе обучения. И именно поэтому, конечный выбор того или иного комплекта снаряжения остается за вами, именно поэтому не существует одного универсального решения на все случаи жизни. Тем не менее, вдумчивый подход, планирование и оптимизация комплекта снаряжения — эффективный способ сэкономить средства в путешествии, да и просто облегчить себе дорогу (в буквальном смысле), не поступившись при этом безопасностью и комфортном.
Легкости, комфорта, безопасности и четности!
Рубрики: Обзоры, Снаряжение
Метки: Снаряжение и оборудование...