Архивная статья из № 6 (48) за 2006 г.
Один, два… двенадцать раз в году, или даже больше, каждый уважающий себя дайвер испытывает потребность в том, чтобы промочить жабры.
Кто-то поедет на выходных нырнуть в подмосковные озера, кто-то метнется на недельку на Красное море, кто-то будет тщательно планировать дальнее путешествие на тропические острова… Естественно, подход у каждого свой и в выборе места, и в выборе способа организации. Как правило, самый простой путь – присоединиться к группе одноклубников, которые едут нырять. Но, как показывает практика, этот путь не единственный, да и не всегда удобный. Слыша с разных сторон от представителей дайв-индустрии сетования на спад интереса к путешествиям и к дайвингу в целом, мы обратились с каверзными и не очень вопросами в компанию, которая совмещает и туризм, и дайвинг, к директору отдела туризма Евгении Артемьевой.
Ок: Девиз компании «Алькона Тур» – «С нами легко отдыхать!» Что стоит за этим слоганом?
Е.А.: Да, это один из слоганов, которые используются и в Интернете, и в наших буклетах. «Алькона Тур» как лицензированное турагентство появилось на свет не так давно – всего четыре года назад, но как часть группы компаний «Акванавт» впитало весь опыт клуба и до сих пор работает с ним в тесном контакте.
Мы стараемся соответствовать своим девизам и сделать все, чтобы у нас было действительно легко учиться, легко покупать оборудование, легко ездить по всему миру. Конечно, это постоянная работа с персоналом. Я слежу за тем, чтобы все, кто работает в турагентстве, посещали тренинги, семинары, изучали страны. Ведь прежде чем предложить продукт клиенту, его нужно изучить самим хорошенько. К тому же мы всегда на связи, т.е. клиенты знают все телефоны менеджеров, и в любое время человек может позвонить и сказать, что возникла такая-то проблема. У нас не было до сих пор такого, чтобы кто-то оказался брошенным на произвол судьбы. Мы работаем, для того, чтобы клиенты возвращались довольными.
Ок: Кто разрабатывает новые программы и новые направления? Вы в большей мере ориентируетесь на пожелания ваших клиентов или сами разрабатываете новые программы и выступаете с этим предложением?
Е.А.: У нас бывает и так, и так. Например, недавно пришел человек в клуб с вопросом: «Почему вы не ныряете на «Зенобию»?». Единичные поездки у нас были, а программ постоянных до сих пор не было. Мы подобрали материал, нашли партнеров, составили программу, и уже в следующем году у нас будут поездки на Кипр на регулярной основе. Ведь всегда приятно работать, когда можешь действительно предложить клиенту интересные программы в разные места, когда это наработано, когда это востребовано, когда людям это нравится. А тем более, когда у нас человек может получить весь спектр предложений и ему не приходится метаться по всей Москве в поисках именно того, что он хочет. Ведь мы можем сделать все сами так, чтобы ему было комфортно и удобно на каждом этапе: от момента заказа поездки до момента возвращения в Москву. Клиент даже не будет знать, каким способом было все организовано.
Хочу отдельно выделить, что все программы мы разрабатываем сами, независимо от того, групповая это поездка или индивидуальная. Стараемся организовывать и наземную программу, экскурсии. Потому что если человек летит за несколько часовых поясов, было бы нелепо только нырять и не познакомиться с такими странами, как Мексика, Австралия, например, или Япония (так как перелет в Австралию обычно через Токио, где есть один-два дня стыковки, то, конечно, нужна интересная наземная программа). Продумываем и такие варианты, когда люди захотят задержаться на пару дней дополнительно, разрабатываем дополнительные экскурсионные программы. Вариантов очень много…
Ок: Бывают ли у вас «разведывательные» поездки, когда небольшая группа из клуба или турагентства выезжает, чтобы своими глазами посмотреть, своими руками пощупать, поплавать в новом, еще не освоенном месте?
Е.А.: Во-первых, если у нас возникает идея какого-то нового направления, которое не представлено или представлено слабо, мы в первую очередь ищем партнеров, рассматриваем варианты из Москвы. Когда собрана информация о стране, когда уже составлена программа пребывания, едем на разведку. Так мы ездили в Каш – небольшой городок в Турции. Сначала провели всю подготовительную работу, приехали на место сами, и только сейчас выступили с новым предложением для наших клиентов. И сегодня есть несколько направлений, которые мы вот таким образом прорабатываем, но какие– пока это наш секрет. Как только все подготовим, конечно, расскажем об этом Думаю, на выставке уже будут представлены все наши новые программы. Во-вторых, т.к. турагентство – это часть группы компаний «Акванавт», поэтому есть свой постоянный штат инструкторов, которые, выезжая с группой даже в новом для клуба направлении, всегда рассказывают, какие плюсы и минусы были во время поездки.
Ок: Вот мы сейчас рассуждаем про новые программы. А ведь одно из ключевых ваших направлений – это Египет… Не утомил ли еще дайверов? Не надоело ли туда ездить?
Е.А.: Как это ни удивительно, не утомил. Ездят туда регулярно. И не только сдавать открытую воду. Я, честно говоря, сама удивляюсь, потому что многие по несколько раз в год бывают в Египте, и это не надоедает абсолютно. Ездят в разные места: в Марса-Алам, в Хургаду, в Шарм-эль-Шейх, на сафари… Можно сказать, что это такой стиль жизни…
Ок: А поездки на тропические острова, в дальние страны? Насколько они популярны, насколько востребованы? Ведь это удовольствие значительно дороже поездки в Египет.
Е.А.: Все зависит от страны… Филиппины у нас популярны, и в сезон довольно много ребят туда ездят. Для нас это уже освоенное направление. Сейчас будет три поездки в Австралию – на ноябрьские праздники, на Новый год и в феврале на акулью неделю. Австралию раскупили еще летом, не успели появиться программы на сайте. Клубные поездки на Палау, Андаманские острова, в Мексику, Турцию, Южную Корею. Это уже довольно регулярная программа, составленная в зависимости от лучших сезонов… Ну и, конечно, индивидуальные поездки, когда не нужно ждать, пока соберется группа. И география этих поездок куда шире… все зависит от желания клиентов.
Ок: Насколько вам помогло то, что вы выделились в отдельную структуру? Пошло ли это на пользу? Какая динамика?
Е.А.: Конечно, пошло на пользу. Помимо того, что это самостоятельная структура – турагентство для дайверов, мы еще работаем как полноценное турагентство со всеми соответствующими услугами. Кроме дайверских поездок от нас ребята ездят и кататься на горных лыжах, и в SPA-курорты, и в подмосковные пансионаты… Это очень удобно, когда, собираясь в дайв-сафари, к примеру, бабушек-дедушек отправляют «на воды» в Карловы Вары, детей – в летние лагеря… И мы в одном месте помогаем это спланировать и организовать. Как туристическое агентство мы предлагаем широкий спектр услуг, в том числе можем оформить страховку, заказать SIM-карту за границей, сделать паспорт и многое другое. Достижением считаю, что к нам, как к турагентству, приходят и не ныряющие клиенты… Это все на пользу и нашим клиентам-дайверам, потому что мы таким образом расширяем и географию наших поездок, и набор услуг.
Ок: До сих пор мы говорили в основном про зарубежные поездки. А организуете ли поездки по России?
Е.А.: У нас есть программа «Белое море+Баренцево море». В августе как раз ребята ездили. Организуем обычный и подледный дайвинг в подмосковных озерах, погружения в озере Вад, группы регулярно ездят на Валдай, в Десногорск. В Десногорск выезды иногда до 60 человек! У нас очень насыщенное лето было в этом году – практически каждые выходные группы выезжали куда-нибудь в Подмосковье. Конечно, еще есть Байкал, есть Камчатка. Но это очень редко и, думаю, в будущем это получит свое развитие. У нас такой подход – одно направление освоим, отработаем хорошо, чтобы был сервис, был порядок, чтобы система работала. И так постепенно отрабатываем каждое направление. К примеру, в прошлом году была поставлена задача освоить летом Подмосковье. Я считаю, что мы эту задачу успешно выполнили– такие поездки стали очень популярны…
Ок: Но ведь это скорее клубное движение…
Е.А.: Конечно, это работа инструкторов, это работа руководства, это грамотная работа всей команды, в том числе и наша. Сейчас стало очень много людей в клуб приходить даже просто так… Поделиться впечатлениями после поездки, посмотреть фильмы, обсудить планы, на презентации, которые мы организуем.
Ок: Что презентуете? Кто это организует?
Е.А.: Помимо новых направлений, что естественно, рассказываем и о уже существующих, наработанных программах, т.к. в клубе есть постоянный приток новых дайверов. Если опытные дайверы уже знают, куда они хотят поехать, и приходят к нам с просьбой организовать вполне конкретную поездку, то новичкам нужно рассказать о существующих направлениях – что, где и когда можно увидеть… Мы помогаем такими презентациями сориентироваться и планировать дальше географию своих путешествий. Она из самых необычных, на мой взгляд, была презентация Южной Кореи – это был вечер в корейском стиле с национальными напитками, закусками и многим другим. В этом, безусловно, нам очень помогла Национальная организация туризма Кореи. Была большая презентация Австралии, в начале ноября – Яп… Будет также Россия. Можно сказать, что у нас это начинание уже перешло в фазу становления, и родилась традиция.
Ок: Как вы поощряете своих постоянных клиентов?
Е.А.: Помимо дисконтной программы на туристические поездки, когда компания может предложить скидки до 5%, есть еще дополнительные предложения. Так, покупая тур у «Алькона Тур», вы будете гарантированно иметь очень хорошие условия (скидку до 25%) при покупке снаряжения в магазине ProDive. Или если вы «опен-вотер», то на сафари может быть бесплатный курс AOWD… Есть еще масса приятных подарков в зависимости от стоимости тура. Не всегда клиенты об этом знают и при покупке тура получают еще и приятный сюрприз.
Ок: Какими достижениями вы гордитесь?
Е.А.: Я сейчас как раз наблюдаю за статистикой, и вот такие интересные тенденции прослеживаются. За последние два года количество клиентов увеличилось втрое. Очень радует тот факт, что к нам приходят и те, кто обучался в других клубах и начинают ездить с нами. Приятно, что все, что мы предлагаем, находит отклик… может, не всегда в том объеме, в котором ожидалось, но… Не может не радовать и тот факт, что к нам стали возвращаться и те клубники, которые несколько лет не участвовали в поездках и в жизни клуба. Значит, то, что мы предлагаем сегодня, им интересно. Мы предлагаем не только различные направления, мы предлагаем поездки различного бюджета, поездки выходного дня, которые могут быть и по России, и в Египет, и в Турцию. И если раньше основной упор был – групповые поездки, то сейчас мы еще активно сотрудничаем и с индивидуальными туристами. И несмотря на то, что география еще больше расширилась, наверное, раза в два, все равно есть направления, наиболее популярные среди дайверов. Но теперь мы можем предложить в каждой стране несколько вариантов программы. Но самым глобальным достижением я считаю тот факт, что из клубного агентства мы выросли на московский уровень и дальше. Уже сейчас к нам обращаются дайверы из других клубов и даже из других городов, частные инструкторы со своими группами, которым удобно общаться с нами на одном языке, нежели пытаться объяснить менеджеру из непрофильного агентства, что необходимо для его группы. Есть заявки из Уфы, есть постоянные клиенты из Украины, из Якутии, а это уже масштабы далеко за пределами одного клуба…
Подготовила: Юлия Голосий
Фото: George Tapan и из архива клуба Акванавт
Метки: Дайв-клуб...