RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(20)2002 » Дайвинг-сафари или академический подход к «нырялке»

Просмотров: 3 380
Об авторе
Автор статьи:

Дайвинг-сафари или академический подход к «нырялке»

Архивная статья из № 2 (20) за 2002 г.

Искушенного читателя журнала «Октопус» уже тяжело чем-либо удивить. Тем более, если речь пойдет о Красном море, и все же я попробую рассказать об одной неделе, проведенной в окрестностях родного города Красноморска.

Египет, Хургада уже стали родными местами отдыха для большинства ныряющих сограждан. Многие здесь впервые открыли для себя красоту подводного мира и иной способ отдыха. Не исключая и меня. Приехав в Хургаду новоиспеченным OWD еще пять лет назад, я не смог устоять перед магией Красного моря и, как зачарованный, каждый год возвращаюсь к теплому и удивительно прекрасному морю. Море было панацеей от всех бед. Оно лечило, успокаивало, дарило бодрость, наполняя жизненной энергией. Встреча с морем была прекрасна! Но с каждой новой поездкой от ослепительной сказки востока оставалось все меньше и меньше. С каждым новым приездом начинаешь уставать от навязчивого сервиса местных торговцев и ненавязчивого гостиничной обслуги. Уже опытный взгляд на давно знакомых улочках начинает видеть не колорит востока, а следы упадка и обветшания, Реже стараешься после дневного подводного фейерверка выходить из номера (где в ванной нет пробки и аккуратно развешаны вчерашние полотенца) и куда-то брести, окликаемый и одергиваемый панибратствующими арабами. Все больше хочется постоянно оставаться в компании друзей и единомышленников, болтать о «нырялке», расслабляться и смотреть на море. Только радость встречи с морем позволяла подниматься каждый день на отдыхе рано утром. Нестись в дайв-центр в дико сигналящем басе, грузиться на корабль и устремляться на встречу с ослепительно красивым подводным миром. Пора было что-то менять. Решение было принято.

Очередной полет до Хургады, получение багажа и таможенные формальности прошли в обычном режиме. Протиснувшись сквозь толпу орущих туристических агентов, мы увидели встречающих нас.

Наши! Русский центр подводного плавания «AQUALINK». Приветливые, загорелые лица, крепкие рукопожатия и искренняя радость от знакомства. Минута — и машина со всем нашим скарбом уже покинула территорию аэропорта. Болтая о переменах и новостях, происшедших с нашего последнего приезда, мы въехали на пирс отеля «Marriott», где горделиво покачивался на прибойной волне наш корабль.

ANGEL OF FORTUNE

Сафари-бот, построенный на стапелях Хургады в 1997 году, имеет длину 25 метров и ширину 7 метров, может уютно разместить 16 человек в 8 двухместных каютах, оборудованных кондиционером и находящихся на нижней палубе. Душевых и туалетов четыре. Два на нижней и два на верхней палубах. Сердцем бота стали два высокооборотистых, 400 сильных, золотоголовых дизеля, немецкой фирмы «МАН». Два компрессора «Бауэр Маринер» и два дизель-генератора удовлетворяли практически все потребности. Два «Зодиака» 50 и 25 л/сил, два подводных буксировщика, гидромотоцикл решают все проблемы активного отдыха. Запасы пресной воды, топлива и скорости хода позволяют делать сафари на глубокий юг.

Вот этот красавец и стал нашим уютным и гостеприимным домом на целую надело, сразу покорил своими элегантными формами и веселенькой желто-зелененькой расцветкой кормы.




Побросав сумки в каюты и усевшись ужинать в просторном салоне на средней палубе, начали знакомиться и уточнять планы на предстоящую неделю. Команда бота состояла из четырех приветливые местные жителей, которые впоследствии напомнили мне скатерть-самобранку! Их не видно, но они всегда есть. Двое Наших: Боцман Евгений Матис и инструктор Иван Горелов.

ИВАН ГОРЕЛОВ

Если действительно у «Fortune» бывает «Angel», то у этой «Fortune» ангелом был Иван. С виду он совсем не напоминал библейского розовощекого с золотыми кудрями ангела. Этот состоял из конкретной двухметровой стальной воли и плоти, но его любовь к жизни, остроумие и, что самое главное, знание дела, превращали отдых в райское наслаждение. Бывший спецназовец, познакомившийся с водной стихией в рамках своих профессиональных обязанностей, после увольнения он не смог расстаться с морем. Три года работы в Египте привели его к вершинам подводного мастерства. Инструктор NAUI и TDI Advanced Trimix.

Наш путь лежал на север Красного моря. Заранее был расписан и уточнен во всех мелочах. Так традиционно повелось, что сафари на Красном море делятся на два направления: южное к удивительным коралловым садам, и северное — по затонувшим судам. За великолепным ужином, проходившем шумно весело, как и все, что происходило с участием Ивана, родилась невероятная идея — отправиться сначала на юг и нырнуть на Салем-Экспрессе и оттуда направиться на север — к Тистлегорму и Абу-Нукхасу. Такой маршрут действительно мог стать украшением любого сафари. Но техническое его исполнение мне представлялось с трудом. Большинство красноморских ботов имеют небольшую скорость хода, и при таком варианте большую часть времени занимали переходы. Я чуть не подавился блином, когда Иван, не задумываясь, принял предложение, обозвав все это академическим подходом к планированию сафари. Под радостные возгласы собравшихся мы продолжили поглощать яства, приготовленные коком Иссамой. Иссама проявлял действительно чудеса кулинарного искусства и тонкого знания вкусовых привязанностей наших соотечественников! Подаваемые блюда имели неповторимый местный колорит, по вкусу напоминая русскую кухню. Куда там поварам пятизвездочных отелей с их перцем, пряностями и моими проблемами с желудком потом. Трапеза затянулась глубоко за полночь, желания расходиться не было.

Утро следующего дня застало нас уже далеко в море. Свежий ветер, изумрудная гладь и летящий корабль привели всех в неописуемый восторг. Корабль действительно мчался. Два золотоголовых «МАНа» несли его с удивительной для сафарийного бота скоростью в 20 узлов. Попытавшись связать узлы с минутами, я понял, что в районе Сафаги мы будем через каких-то три часа! Сильно удивившись, я отправился искать того, кто подтвердит или опровергнет мои расчеты.

Евгений Матис — боцман «Angel of Fortune» — профессиональный моряк, проработавший более 15 лет на различных типах судов, включая и трансатлантические сухогрузы в должности штурмана Теперь он главный хранитель бота и дайв-гид инструкгор-NAVI.

На верхней палубе Евгений разбирал снасти для предстоящей рыбалки, попутно подтвердив правильность моих расчетов. Пригласив в ходовую рубку, он объяснил, что из-за малой осадки корабля, сравнительно небольшой длины и высокооборотистых двигателей, «Angel of Fortune» может развивать максимальную скорость до 24 узлов. Наличие современных навигационных приборов и огромного опыта капитана Абду и старшего матроса Юсефа, имеющего капитанскую лицензию, позволяет ходить ночью!

Бот действительно дошел в район Сафаги к рифам Торфи Торба и Рас абу сома за три часа. Удаленность этих рифов от Хургады и не такая сильно развитая сеть дайв-центров в Сафаге позволили сохранить этим рифам первозданную красоту с богатейшей флорой и фауной.

Дорвавшись до «нырялки», ребята не хотели вылезать из воды. Два компрессора «Бауэр Маринер» по 250 л/минуту легко удовлетворяли их потребности в свежем и чистом воздухе.

Унырявшись с аквалангами, наступил черед шноркелинга. Это самое то, что необходимо организму на следующий день после прилета. Мне доводилось видеть сафарийные боты, целиком заполненные одними шноркелингистами. Видят те же самые красоты, купаются, да еще и пиво пьют!

SALEM EXPRESS

Запустив двигатели еще до рассвета, «Angel of Fortune» подошел к месту гибели корабля с первыми лучами солнца. Море было поразительно спокойное, отсутствовало даже слабое течение.

По внутреннему распорядку бота к 10 часам на транце собрались все, кто хотел нырять на Salem. Все когда-нибудь уже были на нем и без особой суеты и гомона приступили к сбору снаряжения. В местах трагедий такого колоссального масштаба начинаешь по-иному оценивать суть своего земного бытия. Проплывая по некогда оживленным коридорам и видя хаотично разбросанные чемоданы, тюки, детские коляски, понимаешь, что никакая идея или творение человеческих рук не может устоять перед законами природы. Тем более, если ты в познании самого себя опрометчиво возвысился над ними. Одно понимание этого вкупе с постоянно пополняемыми знаниями и безукоснительным следованием правил позволит нам рассказать много красивых историй нашим внукам. С каждым аккуратным движением ласт все дальше и дальше втягиваешься в глубь коридоров, переживая происшедшее…

Третьим погружением в этот день был великолепный дрифт на Панорама-рифе. Течение подхватило нас у поверхности. Провалившись на 15 метров, можно было ни о чем не думать, а двигаться в токе воды, созерцая подводный мир. Странное ощущение иногда посещало меня. Погружаясь под воду, мы попадаем в большую густонаселенную, подчиненную своему порядку, коммунальную квартиру, в которой мы действительно гости, и дай бог, чтобы званые. Мириады рыб суетятся в одиночку и стаями. Анемоны, актинии, мягкие кораллы, покрывая поверхность рифа, раскачивались в такт течению. На этот калейдоскоп можно смотреть и смотреть и каждый раз открывать для себя что-то новое.

День катился к концу. Довольные, веселые, полные жизненных сил, мы собрались в салоне. По-домашнему уютный салон нашего корабля, не отличался блеском дорогих красно-морских сафарийных ботов. Паркета, хрусталя, красного дерева и позолоченной бронзы в достатке было и на «Титанике». Салон «Angel of Fortune» обладал каким то особым магнетизмом и энергетикой. Он легко вмещал всех отважных мореплавателей, и они его не покидали. Разве что отличались на «нырялку» и сон. Здесь всегда было весело, каждый говорил друг с другом и со всеми сразу. Можно было одновременно смотреть видео — благо огромнейшая видеотека переведенных фильмов, слушать музыку, дремать и, самое главное, курить! Тебе никто не запрещает делать это. Прихлебывая ароматный кофе, лежа на диване и смотря телевизор, ты затягиваешься сигаретой «Кептен Блек». И… ну как? Сквозь узкую щель с камбуза по салону распространяется запах приготовляемой пищи, усиливая и без того зверский аппетит, который всегда утолялся стараниями кока Иссамы и быстрыми действиями Стюарта Мухаммеда (Мухи, по-нашему). В течение дня вся команда добывала, ловила, готовила и подчевала нас дарами моря. Рыба всевозможных видов и способов приготовления всегда подавалась к застолью.

Я тоже когда-то думал, что арабы не умеют готовить рыбу! У вас теперь появился шанс разубедиться в этом.

Команда заглушила двигатели. И наступившая тишина прозвучала как сигнал будильника. Утро следующего дня. Солнечные лучи, прорезая толщу воды, обозначили на дне силуэт Тистлегорма.

Мы опять были первыми и пока единственными. Удивительная прозрачность воды поразила нас. На «Тиселе» любой попавший сюда «оупен» чувствует себя «теком». Засовывает голову в проломы, проталкивает тело в узости, сидит на мотоцикле, крутит, отрывает, таскает — в общем, отравляет жизнь Всем плавающим рядом. Мы были лишены такой радости. Успокоенные просмотром фильма Русского экстрима о дезактивации радиоактивных отходов на «Тиселе», мы метнулись в пурину, на встречу со старым и уже не опасным другом.

Зрелище захватывало! Вся носовая часть с первых метров просматривалась до мельчайших деталей.

Грузовики, мотоциклы, джипы, спекшиеся в единый конгломерат винтовки — все лежало на своих привычных местах. Еще не распуганные рыбы не обращали на нас ни какого внимания. Два этих погружения на «Тисель» вспоминаются теперь, как один большой живительный глоток воды в жаркой пустыне.

Бот сорвался с места, чтобы через час мы смогли встать в лагуне Shag Rock и сделать еще один замечательный дрифт. Это погружение было действительно великолепным! Не стану описывать его самостоятельно, а приведу рассказ двух Сергеев. Сергей Грибов и Сергей с настоящей дайверской фамилией Бадин. «Уже не впервой мы отправляемся на «Angel of Fortune» бороздить просторы Красного моря, каждый раз открывая для себя что-то новое и удивительное. И сейчас в неописуемый восторг нас привел дрейф на рифе Shag Rock.


Просторный «Зодиак» с 50-сильным двигателем доставил нас к месту предполагаемого погружения. Оказавшись в воде, начали медленный спуск на запланированную глубину, ограниченную 15 метрами. На пяти метрах на течение не было и намека, но через секунду нас буквально сорвало с места. Стремительный поток, подхватил всех как нечто невесомое, и понес вокруг рифа. Картинки подводного мира сменялись стремительно, рассмотреть что-то конкретно не представлялось возможным. Течение было настолько сильным и постоянным, что любая попытка задержался, а тем более остановиться, была тщетна Обернувшись назад, увидели всю группу, летящую вместе со мной и Сергеем. Максим, сложив руки на груди, сплавлялся вверх ногами. Дмитрий, улегшись на спину, наблюдал за несущейся в метре от него Мариной, Геннадий, как бы лежа на животе, дрейфовал вперед ластами, пытаясь что-то показать замыкающему группу Александру. Гидросфера — пришло на ум! Обогнув риф, течение стало ослабевать. Замедляя скорость, вся группа увидела прекрасный коралловый сад. Огромнейшая черепаха, судя по времени, доедала свой обед, не обращая на нас внимания. На грани видимости проплыл силуэт рифовой акулы с белыми плавниками. Пара мурен высунулась из норки и медленно раскачивалась в такт уже ослабевшему течению. Мы обогнули практически весь риф! Эмоциям не было предела!

Вернувшись на бот, как нам рассказали Михаил с Володей, мы пропустили самое главное! На втором «Зодиаке» они отошли в противоположном направлении буквально на 30 метров от корабля и плавали с трубкой, маской и ластами. Стая любопытных красноморских дельфинов окружила их и не пугаемые бульканьем аквалангов сопровождала их все время. Молодые дельфины подплывали на расстояние вытянутой руки, кружились, поворачивались, подставляя живот, приглашая принять участие в танце.

Насладившись общением с человеками и сделав прощальный круг, стая симпатичных дельфинов отправилась продолжать только им ведомый путь. Стоя на палубе, слушая удивительный и очень эмоциональный рассказ Володи, в подтверждение ему на горизонте, в уходящих лучах солнца, мы увидели спины уплывающих морских животных. Отважные головы сорвались с места, оседлав гидромотоцикл, бросились догонять уплывающую за горизонт стаю дельфинов. Катание удалось на славу! Погружающийся в море полукруг солнца известил нас об очередном окончании еще одного замечательного дня. Дня, проведенного рядом с морем, солнцем и настоящими друзьями.




Рассвет седьмого и последнего дня погружений мы встретили на палубе. Нас ждали жемчужины Абу-Нухаса — «Джайнес Ди» и «Карнатик». Затонувшие суда, нашедшие свое успокоение на дне Красного моря в разное время. Суда парусного флота, движимые силой ветра, всегда восхищали современников и потомков. Их грациозность и величавость сподвигала художников и поэтов на создание великих шедевров, посвященных морю и кораблям, оставляя нам в наследство портреты горделивых парусников. Карнатик как раз был одним из последних представителей парусной винтовой эпохи. Даже лежа на дне, он восхищал совершенством линий. Его обводы были стремительны и элегантны. Воображение само рисовало, как скользящий по волнам белокрылый корабль, под ослепительным солнцем, прогуливает по палубе шикарно одетых мужчин и женщин. Кожаные чемоданы с бронзовыми застежками стоят в комфортабельных каютах, а трюмы наполнены сокровищами и дарами жаркой Африки.

Стрелка манометра приблизилась к красному сектору. Окинув прощальным взглядом корму Корнатика, начали медленный подъем. Это было последнее погружение в этот приезд. Огромнейшая манта проплыла совсем рядом. На одном из ее плавников, висели врезавшиеся в тело куски сетей. Помахав нам подбитым крылом, она растворилась в искрящейся синеве моря.

«Angel of Fortune» снялся с якоря и взял курс на Хургаду.

Выбор был действительно сделан правильно! Дайвинг-сафари!

Текст: Геннадий Гусев
Фото: Александр Аристархов

Рубрики: 2(20)2002, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111