Архивная статья из № 2 (20) за 2002 г.
Совсем недавно из Мексики возвратилась съемочная группа передачи «Русский Экстрим». На этот раз в состав подводной группы вошли: Игорь Галайда — президент клуба «Русский Дайвинг», Роман Прохоров — технический директор клуба «Русский Дайвинг», Александр Анисимов — независимый инструктор.
Очень немалая часть людей, серьезно или профессионально занимающихся дайвингом, после просмотра передач серии «Русский экстрим» плюются и выражаются о ней нелицеприятно. Обусловлено это главным образом всякого рода техническими несоответствиями и откровенными ляпсусами, постоянно присутствующими в сюжетах.
Большинство же зрителей, неискушенных познаниями подводной специфики, следят за развитием сюжета, широко открыв глаза, сопереживая похождениям героев и наивно завидуя их дорогостоящим находкам. А потом с нетерпением ждут новых душещипательных сюжетов.
С точки зрения профессионала с большим ныряльным стажем, «Русский экстрим» вызывает у меня массу нареканий, но если встать на позицию обывателя, то передача весьма волнительна и захватывающа, особенно в озвучании Владимира Вихрова. Так вот — основным зрителем «Русского экстрима» является именно обыватель, который радостно получает то, что он ждет. А так как передача именно на него, обывателя, и рассчитана, а совсем не на дайверов, продвинутых, составляющих мизерную часть от общего числа зрителей первого канала, то соответственно и рейтинг у нее весьма высок.
Когда нам предложили принять участие в съемках подводных сюжетов для «Русского экстрима» в Мексике, после некоторых раздумий мы охотно согласились.
Многие знакомые из числа дайверской тусовки, узнав о нашем решении ехать, восприняли его весьма негативно, призывая нас от данной затеи отказаться, дабы не потерять лицо и потом не «предстать в неприглядном виде, подобно команде МГУ».
Хочу заметить, что мы хорошо подумали, прежде чем принять это решение, и я не раскаиваюсь в его принятии, хотя пишу эти строки до того, как материал будет смонтирован и появится на экране, и не представляю себе, как он реально будет выглядеть. Окончательный вариант его зависит целиком и полностью от главного режиссера.
Тем же, кто смотрит и собирается смотреть «Русский экстрим», необходимо понимать, что это не документальное кино, это развлекательная программа в стиле экстрим. И как в любой другой программе подобного жанра, в ней обязательно присутствует постановочный и игровой момент. Когда много лет назад (когда у нас не знали слова «дайвинг») на наших экранах шли фильмы Бруно Вайнати, мы все с восторгом проглатывали ужасные фрагменты с откусанными акулой ногами и бьющейся в судорогах ныряльщицей, укушенной морской змеей.
Профессионализм подводной съемочной группы в данном случае определяется не умением глубоко и отважно нырять и снимать данную героиню, а способностью нырять и снимать это так, чтобы у зрителя создалось полное впечатление реальности и экстремальности происходящего на экране. Понимая, что от нас требуется, мы приложили все усилия, чтобы снять программу в духе требуемого жанра, в условиях сжатых сроков и в рамках финансовых возможностей.
Кстати, незадолго до нашего отъезда, одному из ярых оппонентов нашей поездки задали вопрос: «А если бы тебе предложили, ты поехал?» На что после продолжительной паузы он ответил: «Я бы подумал».
Вернувшись из Мексики, я полностью разделяю восторги Евгения Войдакова относительно мексиканских пещер и надеюсь в ближайшее время поделиться своими впечатлениями о них на страницах журнала «Октопус».
Игорь Галайда
Клуб «Русский дайвинг»
Метки: Дайвинг...