RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(34)2004 » Сам себе подводный оператор

Просмотров: 3 508
Об авторе
Автор статьи:

Сам себе подводный оператор

Архивная статья из № 4 (34) за 2004 г.

Совершенно точно можно сказать, что уже после первого погружения в подводный мир людей четко можно разделить на две категории. В первой, надо признаться, очень незначительной, обитают те, кто плавает «просто» и поддерживает под водой этакий растительный образ жизни и потом «просто» делится с сухопутными собратьями своими восклицательными знаками по поводу всего увиденного. Ко второй смело можно отнести абсолютное большинство. Практически сразу их перестает удовлетворять «простоплавание». Они ищут действия, приключений и глубины впечатлений. Выбор велик – некоторых завораживают погружения в гротах, других привлекают археологические мотивы, третьи предпочитают отдать себя техническому дайвингу. Однако куда бы человек ни направил свои стопы, вернее ласты – как правило, ему не избежать встречи с камерой: будь то фото– или видеокамера, все свои открытия «любитель активного дайвинга» обязательно норовит вынести из-под воды. Он хочет снимать, снимать и еще раз снимать. Сегодня мы постараемся очертить некоторые ситуации, проблемы, которые, возможно, появятся у начинающего видеооператора, дать практические советы и рекомендации. В роли надежного советника рады представить вам одного из корпоративных членов PADI Дайвинг Сообщества – компанию «Российские подводные экспедиции». Надеемся, что некоторые из рекомендаций помогут вам избежать самых что ни на есть классических ошибок.

Итак, человек твердо решил: «Я буду снимать!». Сразу возникает вопрос – чем? Счастливый, полный творческих планов потенциальный подводный оператор с важностью знатока торжественно отправляется покупать камеру. КУПИЛ. Допустим, JVC или Canon – достаточно популярные бренды. А дальше пошел покупать бокс… И тут выясняется, что боксов под эти камеры нет. Или нужно специально заказывать. На самом деле, этой беды можно было легко избежать. Нужная информация уже собрана, постоянно обновляется, неустанно пополняется новыми данными о появляющейся с неуловимой скоростью видеотехнике. Практический опыт, тестирование, постоянное и тесное взаимодействие с вышеупомянутой техникой позволяют «Российским подводным экспедициям» выступить в роли действительно профессионального эксперта. Обращайтесь!

А теперь предположим, что камера куплена. Можно снимать. Скорей под воду! Получилось? Ан нет. Если положить руку на соответствующее место, – результат совсем не превосходный. Далеко не… (подписать какого-нибудь знаменитого оператора). Как же оно снимается, это подводное кино?

Что же делать? Можно, конечно, пойти в магазин. Купить красивые и умные книжки, благо их великое множество, обложиться ими с ног до головы и… отложить в сторону. Длительная это процедура, скучноватая, если не сказать скучная.

«Российские подводные экспедиции» приглашают вас на операторские курсы. Только не подумайте плохого – вечерние нравоучения в душной комнате вам не грозят.

Как обычно проходит обучение на обычных курсах? Лекция, перерыв, лекция, большой перерыв или очень большой перерыв. Семьдесят процентов информации либо улетучивается, либо откладывается в столь потаенные уголки нашего мозга, что потом требуются достаточно серьезные усилия, чтобы их при надобности извлечь. Курсы-сафари от «Экспедиций» совместно с Подводным клубом МГУ проходят совершенно иначе. Корабль. Теория, практика, разбор каждого погружения, и так весь день. «С утра обсуждаем моменты вчерашнего дня, потом готовим технику, предварительно перед съемкой оговариваем методы и технологии, которые собираемся применять именно сегодня, погружаемся, люди снимают, я снимаю, как люди снимают, с тем, чтобы уже на поверхности выявить ошибки или, наоборот, действительно успешные моменты. Всплываем, опять занимаемся техникой, обслуживаем ее, идем курить – обсуждаем, обедаем – обсуждаем».

В принципе, курсы подводной видеосъемки уже были разработаны ранее и успешно действуют, допустим, тот же курс PADI. Но обучение в «Экспедициях» строится не только на освоении операторского искусства под водой, но и на постижении режиссерского мастерства. Кто такой режиссер вообще? Это человек, который живет и постоянно собирает вокруг себя картотеку сюжетов. Потом вытаскивает из нее ранее отмеченные моменты и использует в нужный момент в своей работе. А еще настоящий режиссер может спровоцировать нужные ситуации. Это нормально – вся жизнь игра. Некоторые ориентиры задал, и оно все само покатилось, поменял – все покатилось в другое русло.

«Я когда начал всем этим заниматься, пошел учиться на режиссера документальных и художественных фильмов. Школу получил хорошую, и многое из того оказалось полезным для съемок под водой и я пытаюсь это передать на курсах. Есть некие законы, по которым нужно идти. Их невозможно четко сформулировать и описать в учебнике, как бы этого ни хотелось. Описать, как, например, пользоваться регулятором, компенсатором и прочими составляющими дайверского оборудования, можно. А в съемках присутствует нечто, что невозможно описать в книжке».

Олег Божок, основатель компании

Этому трудно научиться по книжкам. Накапливается некий опыт, некая методология того, как нужно относиться к окружающей обстановке. Как фильтровать, что нужно и что не нужно, помечать себе – вот это надо было снять. И уже в дальнейшем, предвидя аналогичную ситуацию, быть готовым, чтобы снять. И даже если эта ситуация не случается – ее нужно спровоцировать и тут же ее отснять.

Нельзя не сказать еще про одно ценное преимущество такого обучения. «Российские подводные экспедиции» дают возможность человеку попробовать себя во взаимодействии с разными вариантами видеотехники. И уже окончательно для себя выбрать именно то, что нужно.
Главный вопрос, возникающий у людей, которые собираются опуститься под воду с камерой, можно сформулировать таким образом: «Чем принципиально отличается съемка на поверхности от съемки под водой?»

Во-первых, над водой мы передвигаемся в одной плоскости – влево-вправо, вперед-назад – все! Под водой добавляется еще одна степень свободы – вверх-вниз – и здесь съемки идут совершенно по-другому. Перепад с десяти до сорока метров можно сделать за один кадр съемки. На поверхности для достижения такого же эффекта придется использовать аэросъемки или специальные большие краны.

Есть в операторском искусстве такое понятие, как баланс белого. Поверхностные съемки, если освещенность одинаковая, не требуют постоянной корректировки. Один раз взял – можно продолжать. Под водой же толща воды работает как фильтр. Баланс белого, взятый на метре от объекта, обязательно будет отличаться от баланса, взятого на расстоянии двух или трех метров.

Еще нужно учитывать тот факт, что человек – существо все-таки сухопутное. Снимая на поверхности, он чувствует себя достаточно привычно – твердая почва под ногами не колеблется, соответственно, и камера даже в руках новичков если и подрагивает, то не значительно. Вывод нужно сделать следующий – прежде чем брать под воду камеру, обязательно нужно довести плавучесть до совершенства. Чтобы это было автоматически, на уровне пищеварения. Опытный водитель ведет машину и не задумывается, какие педали ему нажимать. Так же должно быть и здесь. Нужно работать инфлятором, легкими, ластами. Надо опуститься – опустился, а как это сделать – дело самого организма. Кстати, на курсах обязательно поведают о маленьких секретах и тонкостях, которые помогут этого добиться.

«Я, например, одно время практиковал съемки камерой в бассейне. Когда на разной высоте стоят обручи и задача заключается, чтобы через эти обручи проплыть. На самом деле это довольно сложно, но если это освоить на маленьких глубинах, то на больших будет намного проще. Кроме скоропалительной покупки видеокамеры, у начинающих видеооператоров очень часто встречаются совершенно одинаковые ошибки, которые даже можно назвать классическими. Одну из них можно озвучить так: увлечение съемкой под водой и неконтролирование ситуации вокруг».

«Бывали случаи, когда я вылавливал учеников, за считанные секунды вылетавших с тридцати метров, уже почти на поверхности. Человек просто «воткнулся» в окуляр – увидел рыбку и начал ее снимать, а рыбка вверх идет и он ее стойко держит в кадре и сам идет вверх. А потом он просто становился синим от этих перепадов».

Следующей распространенной ошибкой является «съемка всего подряд». Сначала это интересно. Можно посмотреть потом самому, жене показать, детям, родителям – «вот я, несравненный, плыву, а это рыбка золотая. Но как такового интересного видеофильма не получается. Скапливается куча кассет, и потом неясно, что с этим материалом делать…. Теперь про свет. Многие считают, что чем больше света использовать, тем лучше. Ничего подобного. В теплых морях, например, в Красном море, свет вообще не нужен.

Однако почему же компания называется «Российские подводные экспедиции»? Все дело в том, что она была создана для того, чтобы объединить вокруг себя всех снимающих людей. Так как помимо непосредственного обучения у снимающих под водой часто возникают и другие проблемы. Сюда можно прийти и смонтировать свой материал, снятый в поездке. Как правило, люди бывают заняты. А нужно сесть и смонтировать. Что это значит? Отсмотреть материал, загнать в компьютер, обработать, наложить титры, подобрать музыку. Это время. В нашем бешеном ритме жизни не всегда получается его найти. Не до этого. А потому – приходите в «Российские подводные экспедиции». И выразите свои основные пожелания. И получите готовый фильм. Можете даже заказать тираж.

Следующим моментом может быть такой. Собирается компания людей, которые имеют на примете интересные места. Они организуют экспедицию. Техника у них есть. Они обучены снимать. Но нужно получить какой-то выход этой экспедиции. В «Экспедициях» помогут сделать документальный фильм с хроникой, со сценарием, с оригинальной музыкой. Полноценный фильм по стандартам телевидения. С получением авторских прав, прокатного удостоверения, вплоть до получения удостоверения национального фильма. А потом этот фильм можно даже продавать. Можно самому, можно через «Экспедиции». Компания принимает активное участие как в российских, так в зарубежных телерынках. А видеопродукция для телеканалов – как бензин для машины, его нужно постоянно заливать: нет бензина – стала машина. И львиная доля бюджета всех каналов отводится именно на закупку видеоматериалов. В зависимости от направления канала закупаются соответствующие фильмы. Сняв фильм, вы, возможно, захотите послать его на международный фестиваль. Для этого нужно каким-то образом списаться с организаторами, отправить документы. Даже сейчас из России это довольно тяжело. Опять же, обращайтесь.

Одна из целей компании сегодня – выйти на международный уровень. Уже запущен новый проект сериального плана. В производстве уже сейчас около 12 серий.

А еще у человека, пришедшего в «Российские подводные экспедиции», появляется реальная возможность отправиться в настоящую экспедицию, где снимается настоящее кино, которое потом будет показано по телевидению. Это реальное приключение. Например, экспедиция на Баренцевом море. Поиск неизвестного затонувшего корабля.

Но бывает так, что фильм уже сделан. Например, в Красноярске. Студия кабельного телевидения сняла фильм, смонтировала его, полностью оформила и хочет продавать его на кассетах, DVD-дисках. Но чтобы все это завертелось, нужно оформить кучу бумажек. Нужно получить прокатное удостоверение. Его просто так не купишь, потому что денег за это не берут. Но это очень долго. Оформление бумаг, хождение в Министерство культуры. Этот механизм в «Экспедициях» полностью отработан. Обязательно помогут.

Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются начинающие видеоператоры. Сняли фильм, наложили текст. И начинают подбирать музыку. Выбрали музыку, но для того, чтобы она легла, обладателю этого трека нужно заплатить очень много денег. Либо это будет трактоваться, как нарушение авторского права. Какой же выход? Оригинальную музыку можно заказать. «Экспедиции» найдут музыканта, который напишет музыку обязательно в нужном настроении, но это будет «своя» музыка. И деньги это уже совершенно другого порядка.

«У меня даже был такой случай. Приехали люди с Мосфильма. Смотрели съемки.
– А в каком это вы павильоне снимали?
– Это не павильонные съемки.
– Не может быть.
– Да я при всем желании не мог бы корабль в натуральную величину в павильоне снять.
– Да? Ну, вы тогда, наверное, туда тонну света погрузили.
– Ни одного светильника.
Полчаса пытаюсь убедить – не верят. Хорошо. Говорю – там было четыре люстры, три генератора и так далее…
– О! – говорят, – теперь приблизительно понятно».

Есть в компании банк данных по подводным съемкам из разных уголков земли. Оператор едет. Снимает. Иногда снимает уникальные, очень красивые кадры. Но отдельно с этим кадром ничего не сделаешь. Материал поступает в базу данных «Экспедиций», заключается договор. И потом, если это где-то используется – либо самой компанией, либо третьей стороной, например, все тем же телевидением, человек получает свой гонорар.

Какое же сделать резюме после всего вышеизложенного? А резюме очень простое – это очень интересно! Подводное плавание интересно, а подводное плавание и видео, да еще с выходом на аудиторию – это архиинтересно.

Рубрики: 4(34)2004, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111