Архивная статья из № 1 (49) за 2007 г.
Любому, даже начинающему дайверу кажется, что он знает о компенсаторах плавучести все. Или почти все.
Да, сегодня нет недостатка информации о компенсаторах (или BCD), фирмы-производители и продавцы снаряжения наперебой расхваливают свою продукцию в прессе и в Интернете. Никого не удивишь компенсатором типа крыло, жаркие дебаты в сети на тему «жилет или крыло» давно прекратились. Но это не значит, что спустя полвека после того, как возникли первые компенсаторы, их эволюция прекратилась. Казалось бы, что можно улучшить в обычном классическом компенсаторе плавучести типа «регулируемый» жилет? Итальянские инженеры компании Seac Sub снова попытались достичь предела совершенства.
Я с воодушевлением отнесся к предложению представителя этой компании в России попробовать новые компенсаторы серии PRO. Модель для мужчин PRO 2000 и PRO LADY. Как практикующему инструктору, мне часто приходится помогать экипировать своих студентов снаряжением. Желание новичков иметь все самое лучшее и современное мне понятно и близко. Но прежде чем что-то советовать, лучше попробовать самому…
AHS. Классический жилет – все мы когда-то начинали свой путь под воду именно в таком компенсаторе. Помните, как вы свободно «болтались» в сдутом жилете? А, подогнав ремни по себе, после поддува не могли вдохнуть, и приходилось вновь все ослаблять?
Компенсаторы PRO лишены этого недостатка. Особенность этих моделей – независимая от воздушной камеры подвеска. Теперь как бы вы ни надували или сдували жилет, его крепление на вашем теле всегда будет надежным и уверенным. Подобная конструкция жилетов не является чем-то исключительным. Многочисленные конкуренты тоже производят компенсаторы с независимой подвеской. Но Seac Sub пошли дальше и разработали оригинальную систему регулировки длины плечевых ремней. Запатентованная ими система называется AHS (Adjustable Harness System) – или «Система регулируемой подвески». В чем ее смысл? Кто-то скажет, что все это лишнее усложнение конструкции, ведь можно просто подтянуть плечевые лямки потуже?! Можно, конечно. Но представьте себе две ситуации – вы ныряете в тропиках, в теплой воде в трехмиллиметровом костюме, затем вы возвращаетесь домой и собираетесь нырнуть в озере с холодной водой в сухом костюме с несколькими поддевками. Вот тут-то вам и пригодится возможность удлинить плечевые лямки у их основания, там, где они крепятся к спинке компенсатора. Чтобы разобраться, как регулировать ремни, не нужно иметь технического образования. Достаточно отстегнуть липучку, закрепляющую анатомическую мягкую накладку на пластиковой спинке, расстегнуть еще одну липучку, и можно регулировать длину ремней (фото 1). Причем одновременно регулируются сразу оба ремня (фото 2). Посреди анатомической накладки есть специальное окошко, где видны показания специально градуированной регулировочной ленты. Риски нанесены через один сантиметр для удобства регулировки (фото 3). Диапазон регулировки шесть сантиметров, по три сантиметра вверх или вниз. Этого вполне достаточного, чтобы точно подогнать компенсатор под анатомические особенности вашей фигуры и чувствовать себя максимально комфортно.
QRWS. Что еще новенького? Запатентованная фирмой Seac Sub система быстро сбрасываемых грузов QRWS или Quick Release Weight System. Компенсаторы оборудованы интегрированными грузовыми карманами (фото 4). Карманы рассчитаны на вес до 4 килограммов и спрятаны прямо под вместительными карманами на молниях, куда можно класть необходимое вам дополнительное снаряжение, например, фонарик или слэйт (фото 5). Новизна этих грузовых карманов в уникальной системе крепления и быстрого сброса. Она достигнута за счет применения фирменных пластиковых замков, устроенных, по принципу, похожему на всем известные, старые добрые быстроразъемные замки типа Fast Look (фото 6). На самом деле они, конечно, устроены посложнее, но мы не будем искать «десять отличий». Главное – как это работает. Я попробовал – работает отлично. Установка карманов занимает несколько секунд. Теперь не нужно решать головоломку – здесь дерни, тут потяни, здесь прилепи липучку, а здесь застегни еще замок. Одно движение внутрь компенсатора, и карман надежно зафиксирован в замке. Сброс груза в экстренной ситуации даже еще проще, чем установка. Пластиковая рукоятка грузового кармана, которая остается снаружи, легко обнаруживается, даже на ощупь. Остается только дернуть за нее вперед, с небольшим усилием, и груз сброшен. Да, еще все грузовые карманы унифицированы и подходят ко всем жилетам серии PRO.
Тест-дайв. Технический дайвинг привнес в любительские погружения множество инноваций. Одно из них– это постепенное смещение объема воздушной камеры на спину. Сейчас все реже выпускают новые модели компенсаторов с воздушной камерой в области плечевых ремней. Боковые участки воздушной камеры становятся все меньше, и они все больше смещены к спине дайвера. Главное преимущество такого расположения – обеспечение лучшей горизонтальной остойчивости ныряльщика во время плавания под водой. Меньше гидродинамическое сопротивление, следовательно, меньше усилий, меньше расход воздуха. Независимая камера плавучести не обжимает и не сковывает движений. Недостатком компенсаторов с расположением воздушной камеры на спине считается эффект опрокидывания дайвера на поверхности. У компенсаторов серии PRO этого недостатка нет. Во-первых, части воздушной камеры вынесены вперед, в область пояса дайвера, и находятся как раз в районе грузовых карманов. Так что, строго говоря, нельзя классифицировать эти жилеты как жилеты с спинной камерой (back buoyancy). Конструкторы жилета называют такой тип камеры SEMIback (или «полуспинный», по аналогии с «полусухим костюмом»). Две трети объема воздушной камеры компенсатора находится на спине, треть воздуха заполняют переднюю часть компенсатора, расположенную в области талии. Эта система распределения воздуха в компенсаторе позволяет удерживать ныряльщика на поверхности в строго вертикальном положении.
Система регулирования объема воздушной камеры жилета или Volume Adjustment Band отлично зарекомендовала себя уже в нескольких моделях жилетов Seac Sub. Ничего сложного: эластичные ремешки с D-кольцами прикреплены к нижней части воздушной камеры жилета и проходят внутри правого и левого карманов, их затягивание или ослабление изменяют объем нижней части камеры компенсатора (фото 7).
Кроме этого у компенсатора PRO 2000 сзади есть два дифферентующих грузовых кармана, каждый для груза весом до двух килограммов (фото 8). Вес этих карманов вместе с силой плавучести создают опрокидывающий момент, который удерживает дайвера, всплывшего на поверхность, в вертикальном положении. Оба компенсатора во время тест-дайва в бассейне оставили у меня и моей бадди только положительное впечатление. Горизонталь под водой – 5 баллов, плавание в вертикальном положении на поверхности – 5 баллов. Особенно понравился инфлятор у PRO 2000, точно таким же массивным механизмом с большими металлическими кнопками снабжен технический компенсатор IKAR. Он отлично зарекомендовал себя во время глубоких погружений в холодной воде, он удобно ложится в руку, и их удобно нажимать в толстых перчатках (фото 9).
Детали. Хороший компенсатор отличается от обычного продуманностью деталей, мелочей и аксессуаров. Именно эти «мелочи» превращают устройство, призванное регулировать плавучесть, в комфортную «зону обитания» дайвера. Компенсатор становится удобной «квартирой», в которой каждой вещи найдется свое достойное и удобное место. Есть куда положить фонарик, доску для записей, крышку фотоаппарата, насадку на объектив, прицепить катушку и сигнальный буй. Для этих целей у компенсатора PRO 2000 два больших кармана на молнии, один большой карман с быстро расстегивающейся пряжкой и один маленький карман на молнии на поясном ремне с липучкой. У PRO LADY два больших кармана на молнии и один маленький карман на поясе, как у своего «старшего брата». А вот для закрепления дополнительного оборудования у PRO LADY семь металлических D-колец из высокопрочного облегченного авиационного сплава, а у PRO 2000 их шесть. Еще новинка – в добавление к D-кольцам установлены новые крепежные элементы из высокопрочной нейлоновой ленты. Назначение этих элементов такое же, как и у D-колец. На них с помощью карабинов можно крепить все, что вам необходимо во время погружения (фото 10). Это дает еще шесть точек крепления на компенсаторе PRO 2000 и четыре точки крепления на PRO LADY. Простое и элегантное инженерное решение позволило снизить вес компенсатора за счет уменьшения количества металлических деталей. Из приятных мелочей – держатель октопуса на правом плечевом ремне (фото 11). Просто вставьте загубник в петлю эластичного шнура, нажмите на кнопку фиксатора и закрепите его.
Взять октопус у партнера теперь не проблема, он на видном месте, дерните за него, и он ваш.
Но, в отличие от «магазинных» октопусодержателей, он отлично держит октопус на своем месте и не отстегивается от входа в воду гигантским шагом. Да и вдобавок вы никогда больше его не потеряете (фото 12). Три аварийных травящих клапана – в инфляторе, на правом плече и сзади, внизу воздушной камеры – помогут в экстренной ситуации быстро сбросить воздух и избежать выброса на поверхность. Материал жилета – тоже дань «технической» моде: внутренняя часть воздушной камеры сделана из нейлона плотностью 1000 Den, снаружи «броня» из супервысокопрочной кордуры плотностью 1000 Den. Как говорится в набившей оскомину рекламе: «Прослужит долго!».
Он и она. На первый взгляд, оба компенсатора очень похожи. Но отличия все же есть. У PRO LADY по-другому скроена воздушная камера, чуть меньше объем карманов. Но в основном он и она похожи, как муж с женой. И у него и у нее есть еще одно удобное новшество. Нагрудный ремень можно закрепить на плечевых ремнях на разной высоте в трех положениях на PRO 2000 (фото 13) и в двух положениях на PRO LADY. Это очень удобно, в первую очередь, для женщин, и дает возможность учесть индивидуальные особенности женской фигуры при его подгонке. Внутренние края на плечевых ремнях на PRO LADY подбиты мягким материалом (фото 14). Приятная забота о нежной женской коже. Вдруг она захочет понырять на Мальдивах в одном купальнике? Мне как подводному фотографу всегда радостно видеть своих фотомоделей не просто в утилитарном, но и красивом, дизайнерском снаряжении. Компенсаторы серии PRO не просто красивы, они стильны. Единая, ненавязчивая, но элегантная цветовая гамма, единый стиль деталей, швов, оторочек, светоотражающих накладок. Ваше увлечение подводным плаванием разделяет ваша «боевая подруга»? Теперь вы знаете, что подарить ей на 8 марта (но это не дает вам право забыть про давно обещанное кольцо с бриллиантом). И последнее, подобрать размер не проблема, выпускаются модели от детского с подъемной силой воздушной камеры в 7 килограммов до «реально взрослого» размера с подъемной силой в 22,6 килограмма.
Негатив. Увы, после завершения моей «субъективной» экспертизы пришлось вернуть компенсаторы законному владельцу. Как жаль, что день рождения ждать еще целый год!
Текст и фото: Алексей Зайцев (Инструктор CMAS)
Рубрики: 1(49)2007, Архив, Снаряжение
Метки: Снаряжение и оборудование...