Уважаемые коллеги!
За три года работы с дайверами с инвалидностью мне довелось столкнуться с превратным представлением об инвалидах, бытующем в обществе, которое проникает также и в дайвинг-сообщество. Мне хотелось бы поделиться с вами информацией о базовых заблуждениях, мешающим в работе с дайверами с специальными потребностями. У меня есть надежда, что мои коллеги дайвинг-инструкторы узнают об этих заблуждениях, сумеют их преодолеть, и станет меньше барьеров между инструктором и человеком с инвалидностью, который мечтает стать дайвером.
Этих вредных заблуждений я бы выделил три:
1. Люди с инвалидностью могут обучаться дайвингу только в специально отведённых местах, и только со специально подготовленными инструкторами.
2. Человек с инвалидностью не может стать сертифицированным дайвером. Сертифицировать инвалида – это значит, неизбежно нарушить стандарты.
3. Дайвинг для инвалидов – это большие затраты, чем для обычных людей. Для инвалидов дайвинг – это дорого, денег у них нет.
Мой опыт взаимодействия с командами дайверов и инструкторов из России, Великобритании, Израиля, Германии, Греции, Бельгии показал, что проблемы перечисленные выше существуют, но они имеют решения. Никак нельзя чтобы эти заблуждения оставались настолько сильны, что закрывали людям с инвалидностью путь к мечте стать дайвером.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ #1. ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ ДАЙВИНГУ ТОЛЬКО В СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЁННЫХ МЕСТАХ, И ТОЛЬКО СО СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ИНСТРУКТОРАМИ.
В этом утверждении есть доля правды. Но утверждение в целом не является абсолютной истиной, а его категоричность отвращает инструкторов от попыток работать с дайверами с инвалидностью.
Конечно лучше, чтобы инструкторы, которые работают с дайверами с инвалидностью, имели специальную подготовку, лучше, чтобы были специально оборудованные бассейны, были специально оборудованные входы в воду, специально оборудованные лодки для погружений. Но если чего-то из перечисленного нет, то это совсем не повод отказать человеку с инвалидностью.
Инструктор имеет возможность, опираясь на свой опыт, на более, чем достаточную, информацию в интернете, на поддержку профессионального сообщества, найти решение, как помочь студенту с инвалидностью обрести максимум свободы и самостоятельности при погружениях с аквалангом. PADI приободряет и поддерживает инструкторов, которые не отталкивают от себя человека с инвалидностью, а вместе с ним проходят и путь открытий:
При наличии медицинского разрешения вы можете обучать людей с различными физическими ограничениями, фокусируясь не на их заболеваниях, а на их желании заниматься дайвингом.
(Справочник по методике обучения PADI)
Сразу оговорюсь, что формы инвалидности бывают разные. В силу выбранного мною направления я имею дело с людьми переживших травмы, имеющих проблемы опорно-двигательного аппарата: ампутации, различные ограничения возможности движения: гемиплегия, параплегия, миопатия. Людей с такими видами ограничений здоровья тысячи, если не десятки тысяч. И многим из них (естественно, тем, кто хочет) может помочь грамотный инструктор, имеющий в распоряжении обычную инфраструктуру, в которой он обучает дайверов без ограничений здоровья.
Конечно, если инструктор возьмётся работать с дайвером с инвалидностью, ему придётся поломать голову над тем, как студенту добраться до воды, как одеть костюм, подогнать оборудование, кто ему, инструктору, будет ассистировать на бортике и под водой. Уверяю, всё это не является неразрешимыми задачами.
Заблуждение #1, что люди с инвалидностью могут обучаться дайвингу только в специально отведённых местах, и только инструкторами, прошедшими спецподготовку, приводит к тому, что у инструктора формируется убежденность, что:
- Раз нет оборудованных бассейнов и мест погружений, погружаться с инвалидами, обучать их дайвингу нет возможности;
- Раз нет специальной подготовки, инструктору не следует начинать работать с студентом с инвалидностью.
И, как результат, инструктор выносит приговор инвалиду, дерзнувшему обратиться к нему по поводу обучения: «Батенька, дайвинг – это не для вас!»
Коллеги, создается абсурдная ситуация: хрупкому ребёночку десяти лет мы можем дать возможность погрузиться с аквалангом, а взрослому человеку, скажем с ампутацией, не можем: дайвинг не для него!
Пример. В Питере живет отличный парень Сергей Александров. Из-за падения при восхождении на Эльбрус он сломал и обморозил ноги, которые пришлось ампутировать. Сегодня он катается на горных лыжах, занимается пауэрлифтингом и легкой атлетикой. И не может найти в Питере инструктора, который бы взялся его обучить дайвингу. Конечно, с таким положением дел нельзя мириться.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ #2. ЧЕЛОВЕК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ СЕРТИФИЦИРОВАННЫМ ДАЙВЕРОМ. СЕРТИФИЦИРОВАТЬ ИНВАЛИДА, ЭТО ЗНАЧИТ, НЕИЗБЕЖНО НАРУШИТЬ СТАНДАРТЫ.
В прошлом году в Марс-Аламе у меня состоялся спор с директором одного крупного дайвиг центра. Предметом спора было «Может дайвер без ног выполнить упражнение CESA (аварийное контролируемое всплытие)». Мой оппонент, дайвер и инструктор со огромным опытом, убежден, что это невозможно. На все мои аргументы, примеры, фотографии, которые я ему показывал, он отвечал лишь одно: «Ну это же PADI!», намекая на то, что упражнение выполнено с нарушением стандартов, а сертификация студента проведена ненадлежащим образом.
И тогда я спросил его: если ты снимешь ласты и твои ноги будут связаны, ты сделаешь CESA?». Повисла пауза, он не мог сказать «Нет, не сделаю». Я уверен, что он сделал бы это упражнение, и сделал бы его хорошо. Он бы придумал, как выполнить аварийное контролируемое всплытие, в ситуации, когда нет возможности задействовать ноги в ластах.
Вывод из этой дискусси прост: мы должны обучать так, чтобы у дайвера без ног получилось упражнение CESA. Чтобы у него был необходимый навык для действия в экстренной ситуации. Это в равной степени относится и другим дайверским навыкам, определённым в стандартах.
Можно обсуждать долго вопросы обеспечения требования стандартов, адаптации техники преподавания применительно к людям с ограниченными возможностями здоровья. Я не буду тратить ваше времени, а приведу примеры демонстрирующие, что подобная адаптация процесса обучения возможна.
На мой взгляд, самым убедительным доказательством является факт существования действующих инструкторов по дайвингу, которые сами имеют сложные формы инвалидности. И я хочу вас с ними познакомить.
23-х летний Mark Slingo работал дайвинг-инструктором в Паттайе. 23 февраля 2005, после вечера, проведенного в баре, Марк вышел на балкон своего номера в отеле, чтобы покурить, и упал через ограждение с третьего этажа. В результате падения Марк сломал руку и получил повреждение спины.
«Итак, всего через полтора месяца, после выписки из госпиталя, я вернулся к обучению людей дайвингу.
С момента моего возвращения в дайвинг я продолжал учиться, поднимаясь по лестнице PADI до наивысшего уровня, который может достичь профессионал: курс-директора. А это значит, что я могу не просто научить дайвингу, а также научить других стать инструкторами».
Лео Моралеса, потерявшего ногу из-за агрессивной формы рака в 2008 году, его страсть к дайвингу не только удержала на плаву, но и побудила стать инструктором по подводному плаванию.
«Инвалидность – это вопрос восприятия. Вам под силу делать самые потрясающие вещи.
Подводное плавание вернуло мне мою жизнь».
Сегодня, в своей родной Мексике, он учит дайвингу других людей с инвалидностью и видит своей целью привлечение внимания к способностям тех, у кого есть физические проблемы.
Томас прошел непростой путь от начинающего дайвера до инструктора. Ему пришлось пережать немало разочарований в поисках инструктора, который бы взялся обучать его, не слышащего человека.
«Я решил стать инструктором по дайвингу, после нескольких лет ассистирования при обучении слабослышащих дайверов. Я осознал, что могу обеспечить прямую связь между собой и глухим студентом, лучше чем любой иной преподаватель. Я хотел принести сообщество глухих в мир дайвинга, без необходимости испытать то, что я испытал: без разочарования».
Томас подготовил нескольких глухих инструкторов PADI, его цель доказать, что не слышащие дайверы являются полноправными членами дайвинг-сообщества. А ряд вещей они могут делать лучше, чем слышащие, поскольку могут решать возникающие под водой проблемы гораздо эффективнее.
«Да, главное, мы не используем сигналы под водой, у нас беседа под водой не прерывается. Один хороший пример: глухие дайверы выходят на лодку тихо, а слышащие дайверы садятся на лодку, и много-много говорят. Слышащие дайверы вынуждены сдерживать в себе все удивительные вещи, которые они видели под водой, до тех пор пока они не садятся на лодку и не скажут: «А вы видели эту прекрасную рыбу?… а вы видели это… а вы видели то…». Глухие дайверы сидят тихо, потому, что они уже обсудили все на месте под водой».
Крис потерял ноги в результате взрыва мины в Афганистане. Он прошел программу реабилитации Deptherapy, некоммерческой организации, которая обучает дайвингу ветеранов вооруженных сил Великобритании, получивших ранения в ходе военных действий.
Крис не первый год участвует в обучении дайвингу новых членов проектов Deptherapy. В 2018 году он планирует пройти IDC ( Instructor Development course), чтобы стать первым инструктором PADI с ампутацией обеих ног.
Джейми Халлу было тридцать два года, когда его жизнь изменилась навсегда.
Летом 2007 года он совершал обычный одиночный тренировочный полет над аэродромом Ормонд-Бич во Флориде для лицензии частного пилота, когда заметил через окно кабины тонкую полосу пламени, исходящую от двигателя самолета.
Джейми попытался вывести небольшой самолет Liberty XL2 на место для аварийной посадки. Его усилия были бесполезны, поскольку спустя мгновения пламя охватило его кабину, в то время, как защитой на нем были только шорты и футболка.
Понимая, что его ждет неминуемая смерть, Джейми пришлось действовать без промедлений. Он выбрался из кабины на левое крыло, где стоял, пока быстро снижающийся самолет не был в двадцати футах от земли. В этот момент он прыгнул.
Самолет разбился и взорвался всего в шестидесяти футах от него. Джейми спасло то, что фермер, увидев взрыв, вызвал службу спасения, которая прибыла на вертолете и эвакуировала Джейми. Без этой мгновенной помощи у Джейми не было шансов выжить.
Джейми получил ожоги третьей степени – в общей сложности – 60% поверхности тела, он оставался в реанимации в течение 6 месяцев в Америке и еще 6 месяцев в состоянии искусственной комы в Великобритании. После этой трагедии Джейми перенес более 50 операций, что, по мнению врачей, оставляло ему 5% -ный шанс на выживание.
После длительной реабилитации, Джейми вернулся к занятиям дайвингом и стал обучать других ветеранов вооруженных сил Великобритании, получивших ранения и увечья во время военных действий.
«Я знал, что такое дайвинг, и я хотел попробовать вернуться. Я подумал, что если я смогу сделать это снова, тогда я бы хотел использовать свои навыки чтобы помогать другим.
Подводное плавание — это эффективный инструмент для реабилитации. Это чрезвычайно мощная среда в спортивной реабилитации».
В 1986 году во время тренировочного подъема на вертикальную стенку сорвался 23-х летний Fraser Bathgate (Фрайзер). Приземление на ноги было настолько жестким, что Фрезер получил тяжелую компрессионную травму позвоночника, приведшую к инвалидности.
После нескольких лет тяжелой депрессии открыл для себя дайвинг, который вернул для него интерес к жизни.
«Я обнаружил то, что я могу делать наравне с другими и даже лучше.
Моя прежняя страсть к жизни вернулась ко мне, и спустя короткое время я выполнил квалификацию инструктора PADI, и стал первым в мире инструктором с инвалидностью».
Фрейзер будучи консультантом Adaptive Techniques для PADI International, разрабатывал специальные методики, открыл обучение дайвингу людей с инвалидностью для тысяч инструкторов PADI. Участвовал в разработке специальных костюмов для дайвинга для людей с инвалидностью, перчаток с перепонками, специальных гибких ласт. Основал Deptherapy – некоммерческую организацию по обучению дайвингу ветеранов ВС Великобритании.
История пути в дайвинг наших коллег показывает, что человек с инвалидностью может не только научиться нырять, соблюдая общепризнанные стандарты безопасности, но и, в буквальном смысле, стать эталоном, образцом, примером для тех, кто учит дайвингу, и для тех, кто хочет выучиться нырять с аквалангом.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ #3. ДАЙВИНГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ – ЭТО БО́ЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ, ЧЕМ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ. ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДАЙВИНГ – ЭТО ДОРОГО, ДЕНЕГ У НИХ НЕТ.
Как это было с заблуждением №1, о том, что заниматься дайвингом люди с инвалидностью должны только в специально отведенных местах, в данном заблуждении также есть доля правды. Вообще, всегда абсолютно ложное утверждение опровергнуть гораздо проще, чем то, в котором есть доля истины.
Это заблуждение крайне вредное. Оно создает прочный барьер для человека с инвалидностью на пути к дайвингу. Возводят это барьер, связанный с финансами, одновременно с двух сторон – и инвалид, и инструктор. И если первый убежден, что дайвинг это дорого и доступно только для богатых, то второй, инструктор – что для работы с инвалидом нужно много помощников, много времени в бассейне, и, вообще, с затратами на обучение человека с инвалидностью недолго вылететь в трубу.
Конечно, про деньги надо говорить, надо их обсуждать, но полезнее всего деньги считать. И что же нам показывают расчеты.
Поскольку в своих проектах мне приходится использовать и средства инвалида, и собственные, и средства, собранные краудфандингом, то расчет и учет затрат ведется точно, что позволяет видеть реальную картину.
Расчеты показывают, что около 30% затрат обеспечивается за счет труда волонтеров, около 30% затрат обеспечивается за счет скидок и льгот, предоставляемых партнерами проекта, и только для 40% затрат необходимы денежные средства. И это, как правило, связано с транспортными расходами и проживанием участников.
Конечно, это частный случай, и автоматически его нельзя распространять на любую ситуацию. Но в любом случае, когда встает необходимость организации обучения или погружений для дайверов с инвалидностью, есть ресурсы, которые недоступны при работе с обычными дайверами:
- труд волонтеров,
- скидки и льготы партнеров.
Соглашусь, что при работе с дайверами с инвалидностью зачастую требуются большие ресурсы (что означает и большие затраты), но в тоже время есть и больше возможностей, чтобы привлечь эти ресурсы. Просто, кто-то должен взять на себя труд «добывать» эти ресурсы: искать волонтеров, договариваться с владельцами бассейна или дайвинг-центра. Будет это инструктор или сам дайвер с инвалидностью – зависит от ситуации, конкретно от этих людей. Я в своих проектах большую часть хлопот беру на себя, в чем-то мне помогают сами дайверы. В любом случае, решение находится, было бы желание.
Я склонен думать, что ресурс для того, чтобы обучить одного-двух инвалидов в год можно найти всегда. Здесь сугубо вопрос жизненной позиции инструктора и наличия желания этим заниматься.
Также заблуждением является утверждение, что инвалид не хочет ни за что платить. Я многократно убеждался, что это не так. Ко мне приходят люди, которые горят желанием испытать себя, открыть в себе новые возможности, расширить границы своего мира. И они готовы, они заинтересованы в том, чтобы внести свою посильную лепту в достижение столь значимого для них результата.
Меня очень воодушевило открытие новой специализации PADI Адаптивные технологии. Я убежден, это очень эффективный инструмент, который поможет людям с ограниченными возможностями здоровья воспользоваться правом открыть для себя подводный мир. Их правом равного по отношению ко всем людям. И мы, как профессионалы дайвинга, должны научиться пользоваться этим инструментом.
Я хочу пожелать удачи всем инструкторам, которые решатся начать работу с дайверами с инвалидностью. Мой большой привет и огромная признательность моим коллегам, которые уже работают в этой сфере. У себя на сайте я веду список инструкторов, к которым люди с инвалидностью могут обратиться по обучению дайвингу. Я убежден, что благодаря инициативе PADI этот список будет расти и его география будет расширяться.
Источник:http://knyazevda.com/
Метки: Deptherapy Education, Disabled Divers International, OpenWaterChallenge, дайвинг с инвалидностью, Дмитрий Князев, инвалидность, КНЯЗЕВ DA...