Архивная статья из № 1 (49) за 2007 г.
Ура! Этим летом я снова побывал на Камчатке! Самый экзотический край нашей Родины, бередивший сердце все последние годы, вновь распахнул свои гостеприимные объятия, принял, приютил, обогрел, открыл новые красоты и таинства, заставил влюбиться в себя еще крепче и, наверное, теперь уж навсегда.
Улетал я на край земли в самый разгар лета, просто к знакомым, плохо, в сущности, представляя себе предстоящую программу. Внутренне я был вполне подготовлен к будущим реалиям своим первым путешествием сюда в 2000 году. Одним из главных уроков той поездки стало понимание того, что на Камчатке сложно что-либо строго прогнозировать и строить точные временные планы, зато нужно во многих вопросах верить в Фортуну, надеяться на хороших друзей и благоприятную погоду. Уж больно далек этот край от столичных денег, менталитета людей и образа нашей «европейской» жизни географически, климатически и экономически. А вот люди здесь живут замечательные! Вековая оторванность от «материка», жизненные сложности и достаточно суровые природные условия выработали у потомков русских землепроходцев и переселенцев из центральных российских областей такие прекрасные человеческие качества как гостеприимство, открытость, искреннее радушие, доброта и щедрость, верность слову. И все это органично сочетается с предприимчивостью, смелостью в делах и начинаниях.
Вот и теперь, оказавшись за тридевять земель среди друзей, я со своей московской осторожностью недоверчиво слушал их оптимистичные планы на предстоящий летний сезон и ближайшую перспективу. Сразу отмечу, почти все из намеченного осуществилось. Непонятно как (для меня до сих пор), но произошло, несмотря на казалось бы некоторую авантюрность наших замыслов и теоретическую невозможность их реализации. Кое-что конечно же, осталось за «бортом», но в этих случаях обстоятельства уж совсем были против нас.
Июль и август на Камчатке, как и везде в стране – разгар лета и туристического сезона, а учитывая, что Петропавловск находится даже южнее Москвы, то вроде как следовало надеяться и на хорошую погоду в эти месяцы. Действительно, лето в этом году, по словам местных жителей, выдалось на редкость солнечным и теплым. Правда для нас, жителей центральной России, типично морской камчатский климат с его внезапными густыми туманами, затяжными моросящими дождями, переменчивостью погоды по несколько раз на дню может оказаться не совсем приятным сюрпризом. Поэтому потенциальному путешественнику в эти края следует быть готовым к природным аномалиям как психологически, так и материально. Теплые куртки, дождевики, резиновые сапоги – совсем не лишние предметы экипировки. Даже в по-крымски жаркий день ветерок с моря будет освежать и бодрить. Море всегда холодное, лишь в мелководных закрытых бухточках вода прогревается иногда до +16…+18°С, но обычная ее температура на поверхности – +10…+12°С, а глубже 10 метров она не теплее +2…+6°С. Получается, что по своей сути местные воды мало отличаются от арктических, несмотря на их объективную географическую широту, соответствующую нашей Туле или соседнему Минску. То есть широты-то самые что ни на есть средние, а вот воды почти приполярные. По этой причине (климатической) я не рекомендую приезжать в тур на Камчатку на очень короткий срок – неделя и менее. Из-за непредсказуемости погоды есть большая вероятность, что такой «наскок» закончится неудачей именно из-за затяжной непогоды. Море есть море (а оно формирует климат), особенно если это Северная Пацифика, как обозначают этот регион в географических справочниках. Приезжайте хотя бы на пару недель, а лучше на 3-4, вот тогда у вас будут все шансы посмотреть местные красоты и поучаствовать в увлекательных приключениях как на сухопутье, так и на воде, тем более – под водой.
А посмотреть путешественнику здесь есть на что! Камчатка, конечно же, прежде всего – это край вулканов. Еще на подлете к Петропавловску в случае ясной погоды вы будете поражены открывающимися под крылом самолета грандиозными горными пейзажами, яркими проявлениями вулканической деятельности, причудливостью береговой линии, обширностью и защищенностью чуть ли не лучшей на планете естественной гавани – Авачинской губы. Прямо в главном аэропорту Камчатки «Елизово» вы наверняка заметите в кажущейся близости величественные «домашние» вулканы – Корякский, Авачинский и Козельский. А чуть позже, любуясь по утрам или на закате Авачинской губой, непременно восхититесь нежными красками ее обширной глади с многочисленными силуэтами стоящих на рейде судов и возвышающимся над всем этим великолепием абсолютно правильным конусом Вилючинского вулкана. Близость вулканов к камчатской столице – яркое напоминание высочайшей сейсмической активности этого российского региона. Кстати, неказистые с виду каменные 3-4-этажки, в которых в своем большинстве проживает городское население полуострова, – не убогость архитектурной мысли градостроителей, а суровая местная особенность и необходимость. Здесь трясет, да еще как! Ежедневно множество незаметных, или почти незаметных подземных толчков – обычная статистика. А бывает (довольно часто, надо отметить), трясет весьма заметно. Мне, например, «посчастливилось» как-то застать на 4-м этаже типичной многоэтажки землетрясение в 5 баллов, еще раза три – по 2-3 балла. Остались очень неприятные воспоминания от сопутствующих ощущений! В такие минуты реально осознаешь всю мощь природной стихии (человек – Царь природы! Ха-ха-ха!!!), мизерность человеческих возможностей и никчемность нашенского бытия. Вот поэтому все современные более-менее дома построены по специальной технологии и рассчитаны на весьма серьезные подземные толчки. Посему и лифтов в них нет!
Но вулканы – это не только постоянная скрытая угроза. Человек научился извлекать пользу от опасных соседей. Мутновская термальная электростанция, работающая на дармовом тепле одноименного вулкана, обеспечивает электроэнергией весьма значительную долю потребностей Петропавловска-Камчатского и окрестных населенных пунктов. А такое традиционное использование подземного тепла, как природные термальные источники, издревле помогают вернуть здоровье и силы местным жителям и гостям полуострова, а также обогревают теплицы в агропромышленных комплексах.
По окрестностям близлежащих вулканов проложены многочисленные пешеходные и конные (а зимой и лыжные, и горнолыжные) маршруты. Практикуются туристические восхождения на некоторые из них. Например, каждое лето на Авачинский вулкан организовывается массовое восхождение горожан и гостей Петропавловска. В этом году, несмотря на не самую лучшую погоду, сразу несколько сотен человек в ходе многочасового воскресного восхождения покорили его вершину и заглянули в «пасть преисподней».
Популярны среди туристов и сплавы по быстрым хрустальным рекам на надувных плотах и катамаранах. Речки все рыбные, по ним в течение лета и осени поднимаются на нерест разнообразные лососи, посему здесь возможны (и почти гарантированы) увлекательные рыбалка и подводная охота. Но будьте осторожны! До красной рыбки весьма охоч и хозяин местных лесов – камчатский мишка, ближайший родственник канадского гризли. Он совсем не прочь полакомиться свежей лососятиной, и встречи с ним на крутых речных зигзагах весьма вероятны. Пользуйтесь услугами профессиональных гидов!
Рыбалка возможна не только на реках и озерах. Не менее интересна и добычлива она и на море. В Авачинской губе отлично ловится вкуснейшая камбала нескольких видов и огромные бычки, скорее даже «быки», судя по размерам их крутолобых голов. А, выйдя на катере на просторы океана, можно удачно половить проворных ленков и терпугов, крупную треску и жирного палтуса. Каждое лето на пляжном мелководье массово и одномоментно мечет икру мойва. Тогда все свободное от ежедневной рутины местное население собирается на побережье с сачками и самодельными подъемниками. За несколько дней этого природного феномена холодильники под завязку набиваются мелкой, но очень вкусной и жирной рыбешкой.
Для подводных пловцов камчатские воды – почти нетронутое Эльдорадо. Погружения в местных водах нельзя назвать простыми. Осложняют их холодная вода и довольно сильные морские течения, в том числе ярко выраженные приливно-отливные, достигающие в высоту двух, а то и трех метров. Первая особенность требует почти обязательного применения сухого гидрокостюма в случае, если планируются повторные погружения в один день. Хороший 7-мм (и толще) мокрый костюм вполне подходит для однократных спусков под воду, особенно если есть условия для комфортного переодевания (в судовом кубрике, например). Второе обстоятельство требует организации надежной страховки и известного дайверского опыта. Уходя под воду, нужно всегда четко помнить про изменчивость местной погоды, которая может скоротечно ухудшиться за время, что вы находитесь под водой. Вполне вероятно, что всплывать уже придется и при густейшем тумане, и при поднявшемся волнении…
Нырять на Камчатке при известном опыте возможно во многих местах, в основном на восточном побережье. В самой Авачинской губе, на берегах которой раскинулись самые крупные населенные пункты – Петропавловск и Вилючинск, есть ряд неплохих дайв-сайтов, сконцентрированных у выхода в океан. Но гарантировать хорошую видимость в пределах губы крайне проблематично. Зато в ближайших окрестностях Петропавловска есть действительно «райское» место для ныряльщиков, особенно если они увлечены подводной фото- или видео съемкой. Это остров Старичков. Он уже давно стал «визитной карточкой» всего камчатского дайвинга. Расположенный всего в десятке километров на юг от Авачинской губы, в открытом море, остров представляет, пожалуй, самые большие возможности для знакомства с местным подводным миром. В омывающих его водах сконцентрированы все возможные формы жизни, доступные пытливому наблюдателю и исследователю.
Возвышающиеся над гладью океана скалистые кручи – царство морских птиц. Сотни и тысячи чаек, бакланов, уток и топорков образуют птичьи базары, шумом и гвалтом не дающие забыть о своем присутствии. На вершине кекура Караульный обосновалась пара великолепных белохвостых орланов. Прибрежье, богатое рыбой, моллюсками и планктоном, кормит все это крикливое пернатое сообщество. Кстати, остров получил свое имя по местному названию одного из видов обычных здесь птиц. Морские звери – дельфины, касатки, нерпы, сивучи и даже киты тоже не обходят стороной здешние воды, хотя встречи с ними и невозможно строго запланировать. Все здесь зависит от погоды и, конечно, удачи. Летом на острове даже действует наблюдательный пункт ученых, которые как раз и отслеживают миграции крупных морских животных. Во время моего пребывания на Камчатке нам, например, удалось два раза вплотную столкнуться со стаями касаток и один раз сопровождать на парусной яхте пару спешащих по своим делам китов. Причем, я подсчитал только встречи, которые длились не краткие мгновения, а продолжались от нескольких минут до получаса. К несчастью, а может, и наоборот, все контакты происходили не под водой, а с бортов катера и яхты. В любом случае, впечатлений и воспоминаний осталось масса, как и фото- и видеоматериалов.
Спускаясь с борта катера в воду, вы будете предвкушать интересные встречи с обитателями глубин. Но действительность может вас приятно удивить. Многочисленные представители подводной фауны и флоры в чистой и прозрачной воде способны привести в восторг любого ныряльщика. В сумраке глубин огромные колонии актиний-митридиумов кажутся призрачными и причудливыми. Их изящные кружева щупалец развертываются под струями течений и жадно ловят проносимый мимо планктон. Эти гигантские полипы, иногда превышающие полметра в высоту, на более мелких местах сменяются пусть невысокими, но очень ярко окрашенными актиниями-«астрами». Морские ежи в некоторых местах укрывают дно колючим ковром на десятки метров. Звезды, число разновидностей которых даже тяжело подсчитать, приведут цветом и формами в состояние экстаза любого импрессиониста. В складках дна покоятся пузатые голотурии-кукумарии, называемые также морскими огурцами. Их более теплолюбивые собратья под названием «трепанг» широко известны как гастрономический деликатес в странах Юго-Восточной Азии. Местные кукумарии на вкус не хуже, хотя и нетрадиционны на нашем столе. В случае удачи вы сможете найти и здешних осьминогов, которые относятся к одному из самых крупных по размерам видов. Двустворчатые моллюски и брюхоногие улитки, резвые раки-отшельники и юркие крабики, корковые и комкообразные разноцветные губки, мерно колышущиеся заросли водорослей, зависнувшие в толще воды медузы и гребневики – весь это мир здесь нетронут и девственно чист.
В некоторых местах можно наткнуться на целые полчища крабов. Знаменитые камчатские крабы здесь довольно редки, летом их трудно обнаружить на доступных глубинах. Если вам нужны именно камчатские крабы, то гораздо проще и дешевле съездить за ними на Баренцево море, где этот «новосел» успешно, даже слишком, по мнению многих ученых, акклиматизировался и стал подавлять местную экосистему. На Камчатке же обычны крабы «волосатые», «колючие» и, более редкие, «стригуны». Самые мелкие среди них, хотя и поболее черноморских, и при этом, пожалуй, самые вкусные – волосатые. Смешное название, но довольно точно характеризующее облик этого ракообразного. Все его тело и конечности покрыты относительно мягкими короткими «волосами», в то время как большинство дальневосточных крабов по привычке предпочитают надежные острые колючки. Волосатых крабов очень много в самой Авачинской губе, а вот «колючек» и стригунов лучше искать вне ее пределов, в частности – в районе острова Старичков. Иногда колючие крабы образуют большие скопления на весьма ограниченных пространствах. Если вам удастся натолкнуться на подобную «кучу-малу», то эта шевелящаяся масса колючих лап и панцирей с непривычки может показаться даже устрашающей. В любом случае впечатления будут гарантированы!
И, конечно же, рыбы. Они повсюду. На дне таятся пестрые бычки-керчаки и плоские камбалы, вокруг ныряльщиков барражируют гибкие стройные терпуги, более осторожная треска держится в некотором отдалении. Стайки рыбьей молоди вертятся у поверхности и жмутся к водорослям, где в любую секунду могут найти себе укрытие. И совсем на границе видимости порой мелькают стремительные мощные лососи, готовящиеся идти на нерест в многочисленные ручьи и реки. Жизнь кипит под пологом моря, и только озноб или заканчивающийся в баллонах воздух заставят вас покинуть голубую «стихию».
P.S. Автор выражает искреннюю признательность Сергею Перковскому и Игорю Комлеву за радушный прием и дружеское общение.
Большое спасибо Андрею Васильевичу Пазенко, председателю правления рыболовецкого колхоза «Народы севера» за гостеприимство и всемерную поддержку.
Текст и фото: Александр Аристархов
Рубрики: 1(49)2007, Архив, Путешествия
Метки: Путешествия, Страна...