Архивная статья из № 1 (49) за 2007 г.
Погружаясь на Красном море ночью, мы всегда обращаем внимание на большое количество морских ежей даже на тех рифах, на которых днем их вообще не видно.
Задумывались ли вы, почему ежики активны в темное время суток, а днем забираются в кораллы? Большинство тропических морских ежей – сверхколючие существа. Особенно это касается рода Diadema – у них самые длинные и тонкие иглы. Днем они прячутся в рифе, выставляя наружу острые иголки, а убежище свое покидают только ночью. Однако стоит какому-нибудь ежу задержаться на открытом пространстве с приходом нового дня или выбрать недостаточно надежное укрытие, и ему грозит быть съеденным. «Кто не спрятался – я не виноват», – гласит закон рифа. Так кто же – гроза морских ежей? Как съесть ежа, если он почти целиком состоит из иголок?
Прежде всего, разберемся, почему морские ежи в тропиках «вкуснее», чем их собратья в умеренных и холодных водах. На самом деле, и в Арктике, и в Антарктике, и на Японском или Охотском морях иглокожие, за небольшим исключением, вольны ползать, где и когда им хочется. Причина кроется в продуктивности морей. В отличие от вод высоких широт, где корма хватает всем, тропические – низкопродуктивны, жизнь вся сконцентрирована в основном на рифах, а все обитатели находятся в условиях сильной пищевой и территориальной конкуренции. Благодаря этому тропики так щедры на всевозможные формы и краски. В сравнении с умеренными экосистемами здесь больше всеядных видов рыб (например, спинороги или рыба-наполеон) и больше пищевых индивидуалистов, хорошо приспособленных к определенному виду еды (вспомнить хотя бы рыб-попугаев, способных разгрызать кораллы мощным клювом, или рыб-бабочек, ориентированных на мелкую пищу). И те, и другие приспосабливаются есть все, что возможно. Морские ежи в данном случае стоят далеко не на последнем месте.
В тропиках, в частности на Красном море, еж – лакомый кусочек для многих всеядных рыб, однако доступен он далеко не всем. Кроме того, чем он больше, чем длиннее или мощнее иголки, тем меньше охотников его съесть. Но даже крупные «матерые» ежи вынуждены прятаться днем. Некоторые виды всеядных рыб, активных в светлое время суток, знают, как пробить оборону иглокожих и добраться до съедобных нежных внутренностей.
Достоверно известны две группы рыб, в чей рацион входят морские ежи. Это – губаны (семейство Labridae) и спинороги (семейство Balistidae). И те, и другие – обычные жители коралловых рифов; и те, и другие – всеядны. Питаются донными беспозвоночными, живущими на песчаном и галечном дне, такими, как моллюски, черви, ракообразные и морские ежи. Челюсти губанов и спинорогов очень мощные, с крупными зубами, приспособленные разгрызать твердые покровы своих жертв. Несмотря на сходство в рационе, рыбы из этих двух семейств используют отличную друг от друга тактику в нападении на колючих обитателей рифов.
Авторы специально отправились в красноморский городок Дахаб, чтобы в пограничное между светом и тьмой время подсмотреть, как становятся добычей самые колкие из всех беспозвоночных – морские ежи-диадемы, не успевшие найти подходящее укрытие на день или покинувшие его слишком рано. Нам посчастливилось наблюдать охоту сразу двух видов рыб: перистохвостого хейлина (Cheilinus lunulatus) и оранжевоперого спинорга (Balistapus undulatus).
- Главное в охоте на морского ежа – не медлить, иначе он заберется под какой-нибудь коралловый куст, обратит наружу все иголки и станет недоступен. Атаковать можно только на открытом месте.
- Хейлины – по-настоящему отважные рыбы. Заметив ежа, которого губан может достать и съесть, он начинает кружить, примеряясь, с какой стороны лучше напасть, и оценивая свои шансы на успех, если потенциальная жертва велика. Хотя, может, он просто собирается с мыслями, поскольку еж – круглый и со всех сторон одинаково колюч. На фото — самки перистохвостого хейлина.
- Губан старается подобраться с нижней стороны ежа, где иголки короче. При атаке они неизбежно воткнутся в мягкую морду и губы рыбы, поэтому хейлин старается минимизировать столь суровую плату за лакомый кусочек.
- Определившись, какая сторона удобнее, рыба атакует. Резкий мощный бросок на уровне дна – и вот уже половина ежа во рту.
- Спинороги избрали для поедания ежей другую тактику. Задача номер один – добраться до оральной (там, где расположен рот) стороны иглокожего. Идея не лишена смысла: на ротовой стороне у ежа расположены короткие иголки, предназначенные в основном для передвижения. Но для начала надо определить, с какой стороны лучше подступиться. На фото: пара спинорогов готовится к атаке.
- Почувствовав, что можно подкрепиться, собираются и другие рыбы. Рыба-бабочка не в состоянии добраться до ежиной плоти самостоятельно, но рискует воровать из-под носа у агрессивных порой спинорогов.
- Методично и неторопливо рыба выгрызает кусочки ежиного скелета. Вся органика, какая в нем есть, годится в пищу.
- Еж – лакомое блюдо. Даже боль от иголок, пронзающих мягкие ткани хейлина, не останавливает его.
- В морском еже не так уж много съедобного, но и водянистые ткани годятся в пищу в условиях высокой пищевой конкуренции на рифе. Губан выплевывает только известковый скелет и иглы.
- Спинорог либо дует, выпуская струю воды под ежа, чтобы его подкинуло вверх, либо просто аккуратно берет за одну из иголок, поднимает над дном и отпускает. Пока еж планирует, рыба атакует туда, где иглы короткие, и обычно переворачивает его. Самое сложное самец в данном случае взял на себя.
- Перевернутый еж – блюдо, готовое к употреблению. Мощные зубы спинорога легко разгрызают известковый панцирь. Самец и самка вместе пируют на столь удачном завтраке.
Текст: Наталия Червякова
Фото: Наталия Червякова, Petr Slezak
Метки: Живая стихия...