Разговор с этим человеком, излучающим положительную энергию, добрые эмоции, полон лирических и насыщенных информацией отступлений — о службе в армии, о жизни в других странах, об арабском языке с ливийским акцентом, о докторской диссертации, но все это — темы совсем других историй.
Сейчас — интервью с Геннадием Груця не как с президентом Союза подводных фотографов России, и даже не как с хозяином рекламно-издательского холдинга, а просто — подводным фотографом.
«Октопус»: Увлечение фотографией было с детства. А с чего началось подводное плавание — ты был аквалангистом или сразу стал дайвером?
Геннадий Груця: Скорее дайвером, чем подводным фотографом. Я пришел в 1996 году в «Акванавт», там научили погружаться, а с 97-го стал регулярно, как минимум 5-6 раз в год, ездить нырять. Первое, что пришло на ум, когда стал регулярно посещать красивые места: это преступление перед человечеством, если не показать другим то, что увидел сам! Так появился первый фотоаппарат — Nikon-50 в боксе Sea&Sea. Я предпринял специальную поездку в Германию, чтобы себе все это приобрести, и с 97-го года практически не расстаюсь с камерой. Когда по какой-то причине нет возможности пойти с камерой под воду, я под воду не хожу.
«О»: Есть ли приоритетные объекты съемок?
ГГ: Пожалуй, есть такой, с точки зрения технической, простой вид съемки — макро. По техническому подходу съемка достаточно простая: выставишь одну выдержку, одну диафрагму… Но вот найти объект для макросъемки, я считаю, это самое сложное. Поэтому всегда с собой какая-нибудь книга о подводном плавании, благо два языка позволяют читать. Пожалуй, макро — приоритетно, и то, что мне действительно удалось снять — это макро. Обычно беру под воду 2 фотоаппарата: Nikon F-100 в боксе Sea&Sea. а над ним на специальной площадке — Nikonos V. Таким тандемом, достаточно неудобным, снимаю. Если есть помощник, отдаю Nikonos ему. Конструкция, универсальная для съемки: снизу — макро, сверху — широкий угол, широким углом можно снять и средний кадр. 3 вспышки: 2 — на широком угле и 1 — на макро. Катастрофически неудобная конструкция, но делать нечего.
ГГ: Видел у нескольких фотографов, но настойчиво мне рекомендовал Лионелл Поззоли, президент фотовидеокомиссии CMAS. Мы близко познакомились в 2000 году в Египте на чемпионате мира по фотографии. Сборная России тогда первый раз участвовала в большом составе — фотографы, модели, капитан, флаг, гимн, форма. Поззоли отметил, как организованно русские подошли к чемпионату, было много разговоров, советов. Я считаю, что максимальный опыт фотограф получает, когда участвует в чемпионате мира.
«О»: Приоритетные моря? Холодная или теплая вода?
ГГ: Однозначно теплая вода — и без ограничений, чем теплее, тем лучше. Я из семьи военнослужащего. 6 лет провел с отцом в Магадане, потом сам 5 лет в Заполярье, так что 11 лет в холоде мне на всю жизнь хватило.
Нельзя сказать о каком-то море или океане, что оно лучшее, в каждом что-то специальное. Кокос — это крупные животные, манты, акулы-молоты; Манпело (Индонезия) — это макро, чудовищное макро, заросли макро. Красное море — универсальное: чуть-чуть кораллов, чуть-чуть крупных животных. Средиземное море — сложное: холодная вода, мало животных, практически нет красивых красных кораллов, все зависит от удачи и желания хорошо снять. Неудобное море.
Когда мы приехали на Средиземное море в 2003 году на чемпионат мира, думал, что вообще ничего не снимем, а в паре с Зайцевым получили 4-е место! В каждом море своя прелесть. Съездите на Белое — поймете, что красивее моря, чем Белое, нет. Хотя на свете есть и более красивые места.
«О»: Геннадий, ты хорошо знаешь объекты съемки (названия и по-русски, и по-английски, и на латыни, что редко встречается среди дайверов). Это приходит потом, или есть изначальная «биологическая» подготовка?
ГГ: Образования никакого специального нет, просто с первого дня начал собирать по всему миру любой материал о подводной жизни. Со всех фестивалей, где я бываю, из морей, поездок везу DVD и книги. Не покупаю какие-то сувениры, а всегда покупаю DVD и книги о море. Перевод на русский? Если не хватает специальных знаний, спасает компьютер, где стоит программа с биологическим словарем. Есть хорошо изданные книги Хельмута Дебелиуса, постоянно с ними консультируюсь.
«О»: Образование?
ГГ: Два высших образования: Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО, специальность — инженер по эксплуатации радиоэлектронных средств; Харьковская высшая инженерно-радиотехническая академия — системный программист. 17 лет в армии, 3 языка: английский, немецкий, арабский.
«О»: Основная производственная деятельность все-таки связана с дайвингом?
ГГ: Да, но скорее в смысле спонсорства. Наша типография №11 — генеральный спонсор фестиваля подводной фотографии. Часто мы печатаем календари, плакаты, буклеты, лог-буки, иногда за деньги, а зачастую просят знакомые из клубов, помогаем.
«О»: Какова дайверская квалификация, специальные знания по фотографии? Сколько погружений?
ГГ: Дайв-мастер PADI, Advanced Nitrox Diver TDI, подводный пловец CMAS***, собираюсь сдавать на инструктора, окружающие говорят: «Ты обязан быть инструктором» — хотя для меня это не важно. Погружений более 500. В год, повторюсь, делаю минимум 5 экспедиций — дальних, куда лететь только часов 20. Я обычно пишу количество погружений и море. Все пленки сразу сканируются (имея издательский центр, можно себе это позволить), одних слайдов хранится три тысячи, они даже не разрезаны. А на поверхности я снимаю цифровым Nikon D100.
«О»: В воде — в одиночку или важно, с кем?
ГГ: Во-первых, в одиночку погружаться запрещено, как правило рядом кто-то находится. Обычно я езжу двумя группами друзей, в этих группах обязательно есть фотографы. В одной из групп — мои ученики, которых я не только затащил под воду, но и научил снимать, и зачастую погружение превращается в дополнительный курс. Поскольку я много снимаю макро, важно, когда рядом человек, который помогает искать объект. Люблю, когда рядом старшая дочь. Аня — грамотный инструктор, очень внимательная.
«О»: Ближайшие творческие планы?
ГГ: Недавно ныряли на Фиджи, следующая поездка — это Иордания, тренировочный заезд, так как в Иордании будет проходить летом Чемпионат мира-2004. В январе — Колумбия, Монпело, в апреле — Индонезия, в июле — западное побережье Австралии…
«О»: Как строится кадр? «Что вижу, о том пою» или идея снять что-то определенное возникает заранее?
ГГ: Когда я куда-то еду, много читаю, смотрю в литературе, стараюсь найти что-то определенное. Спонтанных погружений не бывает: подход зависит от того, что хочешь снять. Самый неожиданный снимок — постановочный.
«О»: Кадр мечты?
ГГ: Наверное, я его снял. В 2002 году в Марселе. Чемпионат мира, холодная вода, градусов 15, я в семерке с утеплителем, все равно холодно. Очень хотелось снять морского конька. Три дня его искали, и вот крайнее погружение — на 25 метрах натыкаюсь прямо на конька. 5 см, светло-коричневый, а у меня — насадочная линза в 3 диоптрии и 2 вспышки с красным фильтром, получился настоящий красный дракон. Это Рука Господа.
На самом деле, не хватит жизни, чтобы снять то, что я хочу снять… Каждое погружение — что-то новое. Море — это вторая жизнь, мы из воды вышли и в воду возвращаемся.
Подготовила: Светлана Мурашкина
Архивная статья из № 1 (31) за 2004 г.
Рубрики: 1(31)2004, Архив, Путешествия
Метки: Макро, Подводная съемка, Подводная фотография, Портфолио, Путешествия...