Погружениями на задержке дыхания люди занимались испокон веков. Изначально это было прикладное занятие, до сих пор у многих народов, живущих у берегов теплых морей, существуют профессиональные ныряльщики за дарами моря. Военно-прикладное значение фридайвинга тоже известно издавна. Древние греки, римляне, карфагеняне использовали для проведения военных операций против флота противника специально обученных воинов-апноистов.
История фридайвинга
Однако само понятие «фридайвинг» возникло лишь в середине XX века, причем уже после 1943 года, когда был изобретен акваланг. В 1949 году эксцентричный итальянец Раймондо Буше поспорил на бутылку шампанского, что сможет без всякого снаряжения нырнуть в Неаполитанском заливе на ту глубину, где в тот момент работали водолазы, и выиграл спор. Измеренная глубина составила фантастическую по тем временам величину в 30 метров.
Прототипами главных героев культового фильма Люка Бессона «Голубая бездна» послужили реальные пионеры фридайвинга, его идеологи и законодатели — «несгибаемый» Энцо Майорка и «просветленный» Жак Майоль. В 1960-1970-х годах между ними развернулась настоящая спортивная дуэль за рекорды во фридайвинге. В фильме друзья-соперники борются друг с другом и с собственными внутренними противоречиями. В реальности же первым чемпионам в те годы приходилось сражаться еще и со стереотипами, господствовавшими в обществе и в официальной науке, установившей теоретические пределы человеческих возможностей и отвергавшей любые контраргументы.
Физиологи того времени склонны были рассматривать человеческое тело, погруженное в воду, как простую механическую систему конечной прочности. В этой системе помимо малочувствительных к давлению конечностей присутствует условно полая, а значит, хрупкая грудная клетка.
При погружениях с аквалангом сжатый воздух из баллонов повышает давление газа внутри легких и уравновешивает внешнее давление воды. Фридайверу же, как считалось, возрастающее гидростатическое давление компенсировать нечем, кроме как собственными костями и мышцами. Физиологи во главе с французским медиком Кабарру отмерили человеку абсолютный предел глубины — 50 метров. Однако уже в 1961 году Энцо Майорка преодолел этот рубеж.
Железобетонный довод Энцо и последующие рекорды заставили ученых пересмотреть свои теории и взяться за изучение подводных погружений всерьез. Немаловажное значение стало придаваться сотрудничеству с самими спортсменами, и в первую очередь с Жаком Майолем, чье научное чутье и собственные исследования очень серьезно расширили в XX веке представления человека о самом себе.
Земная жизнь зародилась в мировом океане и вплоть до палеозойской эры существовала исключительно в воде. Бесследно ничто не проходит — человеческий эмбрион, например, к четвертой неделе своего развития имеет четко выраженные жаберные дуги.
Эволюция привела к появлению сухопутных млекопитающих, но под воздействием меняющегося климата часть из них была вынуждена вернуться в воду, как это произошло с дельфинами и китами. Жак Майоль всерьез рассматривал теорию, по которой наши предки-обезьяны также составили им компанию, но впоследствии повторно перекочевали на сушу. Было ли это на самом деле, неизвестно, но Майоль верно заметил идентичность внутреннего строения человека с морскими млекопитающими: за время пребывания в воде, ни киты, ни дельфины не обзавелись принципиально новыми приспособлениями, позволяющими выдерживать огромное давление и адаптироваться к длительному кислородному голоданию. Напрашивался вывод, что и у человека должны быть некие скрытые ресурсы для глубоководных погружений.
Нырятельный рефлекс
Такие ресурсы вскоре обнаружились. Их полный комплекс получил название «нырятельного рефлекса млекопитающих». Суть его заключается в нескольких процессах, позволяющих организму резко увеличить сопротивляемость давлению и снизить потребление кислорода.
Разумеется, нырятельный рефлекс мало поможет неподготовленному человеку. Для того, чтобы уметь задерживать дыхание и погружаться на десятки метров, требуются тренировки — дыхательные упражнения, экономичная техника плавания, а самое главное — серьезная психологическая подготовка. В части постановки дыхания и психологической подготовки фридайвинг очень тесно пересекается с йогой.
При этом уровень физической подготовки и объем легких далеко не самое главное. Гораздо важнее ментальный настрой и умение использовать те ресурсы, которые уже есть в распоряжении конкретного человека. В результате отнюдь не атлетичные люди зачастую демонстрируют лучшие результаты по сравнению с профессиональными пловцами. История фридайвинга творится и по сей день, все новые и новые спортсмены удивляют научный мир способностями человека одинаково комфортно и естественно чувствовать себя на суше и под водой.
Источник: www.free-diver.ru
Читать блог Максима Гурьянова…
Метки: Апноэ, Жак Майоль, Задержка дыхания, История фридайвинга, Нырятельный рефлекс, Фридайвинг, Энцо Майорка...