RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 1(01)1998 » Эхо войны

Просмотров: 2 343
Об авторе
Автор статьи:

Эхо войны

Архивная статья из №1 за 1998 г.

Как тихо. Эти посеревшие от яркого солнца склоны скалистого берега с пожухлой растительностью, почти неслышный шелест воды, лениво и нехотя облизывающей прибрежную гальку, сухая, осыпающаяся под ногами мелким крошевом земля и бездонное светло-голубое небо над головой, казалось, были из другого мира. Мы, привыкшие к богатой гамме звуков современного города, часто как-то теряемся в обстановке такой давящей, гнетущей тишины природы.

Не исключением был и человек, оказавшийся на берегу в этот яркий и тихий летний день, вдалеке от пляжей и городской суеты. Его не покидало надоедливое чувство неловкости и дискомфорта. Чего-то не хватало. Он уже шел почти три километра, неся на себе тяжелый самодельный рюкзак, в котором лежали акваланг, прочая амуниция ныряльщика и небольшой целлофановый мешочек с продуктами. На зубах поскрипывали песок и пыль, поднятые проносящимися машинами, пот заливал лицо и без того испещренное грязно-серыми полосами. Ремни рюкзака скользили в потных руках, что вызывало раздражение и глухое недовольство человека. Он сплевывал грязную слюну, тщательно отирал грязные ладони о трико и снова брался за лямки.

Море было далеко внизу, и предстояло еще найти удобный спуск. Впереди показались какие-то старые развалины. Местами, казалось, хаотично разбросанные глыбы известняка при более внимательном рассмотрении обрисовывали вполне читаемые архитектурные формы. Из-под ног лихо вынырнула ящерица и, извиваясь, пропала меж камней. Человек коротко вздохнул, видимо пожалев, что природа не наделила его способностями вот так просто и сразу избавляться от палящих лучей южного солнца. Обломки строений подходили к самой воде, и, спускаясь по ним, он удовлетворенно размышлял, что лучшей точки и не придумать для спуска под воду в этом забытом всеми богами месте.

Прохладная вода приятно освежила тело и голову. Замерев на мгновение, человек прислушался к журчанию пузырей из дыхательного автомата, сделал несколько глубоких вдохов-выдохов и, взглянув через стекло маски из-под воды на колеблющееся по поверхности солнце, решительно пошел в глубину. Его тело неслышно и мягко скользнуло вдоль склона. Испуганные подводные обитатели, кто пятился, прячась в нору, кто втягивал свое тщедушное тело в хрупкую скорлупу раковины, кто, прикрывшись камнем или пучком водорослей, наблюдали за таинственным пришельцем, выпускающим какие-то странные пузыри, с опаской и настороженностью. Достигнув дна, он остановился и, замерев, мягко опустился на подушку белого, испещренного бликами-зайчиками, песка.

Тут царил свой, неизвестный и неведомый многим землянам мир звуков и цвета. Где-то что-то скрипело, пищало, шуршало… А вот послышался утробный, глухой звук проходящего в отдалении крупного корабля. Человек лег на спину и с удовольствием вытянул ноги. Стало тяжело дышать. Он знал, что это нормальная работа аппарата при таком положении тела, поэтому, поправив во рту загубник с дыхательным автоматом и расслабившись, впал в какое-то спокойное оцепенение. Сквозь полуприкрытые глаза он наблюдал, как зеркальные пузыри выдыхаемого воздуха, покачиваясь и дробясь, уносились к далекой поверхности. В колеблющихся солнечных щупальцах лучей, пронизывающих воду, они казались пришельцами из какой-то неведомой сказки, живыми и суетливыми существами, которые, спеша и сталкиваясь, уносились прочь, туда, где их дом.

Своеобразный колорит в эту картину вносили и стайки мальков, невесть откуда взявшиеся. Юркие серебристые искорки весело купались в ворохе пузырей. Красиво, тихо, спокойно. Человек закрыл глаза и приказал себе не о чем не думать. Что-то легкое, почти неуловимое, коснулось лица и тут же исчезло. Но нет, вот снова нежно торкнулось, и он почувствовал, как «дуновением» воды обдало щеку. Человек нехотя открыл глаза. Прямо в стекло маски смотрели несколько любопытных черноморских ласточек. Тычясь в него, они с упорством, достойным лучшего применения, пытались понять, чего дальше-то не пройти? Несколько секунд они рассматривали друг друга: одна сторона с чувством ленивого любопытства, другая — из чисто практического интереса — что там хлопает ресницами за стеклом?

Сделав легкое движение, человек плавно повернулся на живот. В глазах потемнело, но зато стало легче дышать. Закрыв глаза, он решил побыть немного в темноте. После яркого, солнечного подводного неба освещенность дна оказалась куда более скромной. Легкий взмах ласт — и тело послушно поплыло в невесомости гидрокосмоса.

Целый мир пространства под человеком. Как деликатный гость он старался не мешать его жизни, осторожно касаясь неровностей дна и не делая резких движений. Чуть сбоку его сопровождал эскорт ласкирей. Они двигались рывками и сохраняли постоянную дистанцию. Осторожничают.

Стрелка глубиномера медленно подошла к отметке 14 метров. Появилась белесая дымка, вокруг стало сумрачнее и заметно прохладнее. Вдруг за глыбой, обросшей бурыми водорослями, появился черный овальный проем грота. Человек невольно оглянулся. Что там может быть? Рука потянулась к манометру аппарата. Стрелка стояла на отметке 110 атмосфер. И уже не раздумывая, он решительно вошел в грот.

Сразу стало непривычно темно, и человек включил небольшой фонарик, расположенный у него на маске. Узкий холодный его лучик выхватил из густых сумерек грота неровности стен, небольших актиний, прилипших к шероховатому камню. А вот вверх ногами прикрепился к потолку небольшой морской петух. Исчезли практически все звуки, и только свистящая работа дыхательного автомата да стук собственного сердца человека нарушали гнетущую тишину этого каменного мешка. Леденящим холодом накатила волна страха. Он уже начал жалеть, что решился на эту явную авантюру, как вдруг впереди, ему так показалось, впереди появился слой посветлевшей воды. Так показалось, или — явь? Подводный пловец выключил фонарь и на мгновение опять прикрыл глаза, а когда открыл, то увидел сероватую полоску под сводом потолка грота. Она была неподвижна и смотрелась такой блеклой, что у него появились сомнения. И человек решил пройти еще немного в глубину этой манящей западни.

Полутемная зала отозвалась на появление странного бурлящего и шипящего существа гулким эхом. Человек судорожно ухватился за небольшой выступ на краю площадки и, подтянувшись, тяжело, животом, рискуя порвать неопреновый костюм, вполз на нее. Откуда-то сверху просачивался слабый лучик света. Однако его было вполне достаточно, чтобы осмотреться. Сняв снаряжение, он аккуратно его сложил рядом с небольшим черным озерцом, из которого только что вышел. Через него дорога назад. Он вдруг спохватился — воздух! Стрелка манометра показывала чуть менее 90 атмосфер. «Хватит, — подумалось ему, — доберемся, а сейчас посмотрим, куда это мы попали». Поражала тишина. Он сделал несколько шагов, и только хлюпнувшая в носках гидрокостюма вода нарушила вековую тишь пещеры. Вернувшись, человек взял маску с фонариком. Он уже заметил в глубине залы черный проем и решил высветить его. То, что он увидел, озадачило и удивило. Арка была выложена человеческими руками из прочного, темного бута. Откуда все это тут? Человек медленно обвел взглядом своды залы, ища следы «рукоприкладства». Странно. Подумав, он осторожно переступил порог, высвечивая себе дорогу фонариком.

Вечернее море всегда завораживает. Даже — в шторм и ветер, морось и ливень. А уж летом… Особенно, когда к неповторимому его запаху примешивается аромат теплых трав и садов соседних деревень.

В один из таких тихих вечеров на развалины дозорной башни прибрежного старинного бастиона забрела парочка влюбленных. Они сидели обнявшись и молча смотрели на огромный красный шар. Как бы нехотя проваливался он в безбрежную синь моря, увлекая за собой еще один день их счастья. Они были полны надежд, эти двое влюбленных, все вокруг казалось им радостным, и даже скоротечность времени совсем не омрачала их лиц. Они жили уже не наступившим еще днем.

Вдруг раздался резкий глухой звук. Земля вздрогнула, посыпался с камней сухой песок. Еще толчок — и прямо на глазах испуганно вскочивших влюбленных земля, как живая, стала вспучиваться и проваливаться в черные дымящиеся дыры.

Пройдет всего несколько дней, и в обвалившейся земле найдут присыпанное крошевом камня снаряжение. Манометр акваланга будет все также показывать чуть меньше 90 атмосфер. Чей он? Многие зададутся этим вопросом, но ответа так и не удастся найти. А еще через некоторое время установят, что взорвался архив одной из крупных гитлеровских частей, которая была прижата в этом месте к морю и разгромлена в далекое лихолетье войны.

Текст: Аркадий Чикин
Фото: Михаила Семенова

Рубрики: 1(01)1998, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111