Клубы фридайвнга HOMO-AQUATICUS и AQUALIBRIUM провели в Обнинске курс обучения незрячих людей нырянию на задержке дыхания. Это мероприятие оказалось первым не только в России, но и в мире.
Подготовка методики обучения и технологии тренировки заняла более года. Вначале была разработана система для горизонтального подводного плавания в бассейне, состоящая из буйков, направляющих тросов и присосок. Систему для одиночного плавания протестировали зрячие инструкторы и опытные фридайверы с повязкой на глазах. Затем опробовали технологию плавания в парах «ведущий-ведомый».
Следующим этапом команда провела курс для начинающих фридайверов с повязками на глазах. Были смоделированы все этапы обучения вслепую: рассказ теории, перемещение по зданию бассейна, разминка, использование оборудования, обучение дыханию на суше, а также полноценные занятия в воде по статической задержке дыхания и динамическому апноэ. На курсе было четверо студентов, и все они великолепно справились с задачами. Опыт оказался интересным и ценным как для участников, так и для инструкторов; обнаружились значительные отличия в преподавании для незрячих студентов. Тренеру естественным образом приходится подбирать другие слова, говорить медленнее, выбирать, чем заменить привычные жесты, плакаты и видеоролики.
Наконец, был организован реальный курс, в котором согласились принять участие двое незрячих людей с активной жизненной позицией. Оба участника успешно завершили обучение. Наблюдение студентов и полученная от них обратная связь показали, что предшествующая тщательная подготовка была больше нужна тренерам, чем студентам. Например, ориентироваться в пространстве людям, привыкшим к отсутствию зрения, намного проще, чем ожидали организаторы.
Были и другие неожиданные выводы. Так, выяснилось, что преподавание теории для незрячих занимает меньше времени, чем для людей с нормальным зрением. В обучении были использованы теоретические пособия, напечатанные по системе Брайля, и 3D модели, например, модель человеческого уха. При этом оказалось неверным адаптировать язык тренера, заменяя такие фразы как «я покажу вам» на «вот потрогайте», поскольку такая адаптация языка воспринимается слепыми негативно и создает напряжение. Так что инструктору рекомендовано говорить с незрячими студентами своим обычным языком. Зато ношение тренером повязки на глазах во время лекции по теории показало себя оправданным. Это помогает адаптировать поведение для большей эффективности преподавания: замедляет речь, модерирует привычку использовать жесты.
В работе над методикой и технологией обучения фридайвингу для незрячих выяснились полезные приложения для тренировки людей с нормальным зрением. Например, оказалось, что зрячий человек с завязанными глазами легко проплывает более длинную дистанцию на задержке дыхания, чем без повязки, сам того не замечая. Теперь организаторы разрабатывают и используют упражнения, которые тренируют расслабление в динамике при помощи визуальной депривации.
Команды HOMO-AQUATICUS и AQUALIBRIUM делятся выводами и технологиями тренировки с инструкторами разных стран, заинтересованными в обучении людей с ограниченными возможностями. Сейчас организаторы готовят документ, содержащий отчет и рекомендации по обучению фридайвингу людей с ограниченными зрительными возможностями, на русском и английском языках.
Метки: Задержка дыхания, Люди с ограниченными возможностями, Обнинск, Обучение, Россия, Страна, Фридайвер, Фридайвинг...