RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 1(01)1998 » Среди морских львов

Просмотров: 3 266
Об авторе
Автор статьи:

Среди морских львов

Архивная статья из №1 за 1998 г.

Что чувствует дрессировщик, находящийся в клетке со львами? Или охотник, окруженный стаей волков? Или незадачливый любитель экзотики, свалившийся в кишащую крокодилами реку?

Мне довелось испытать нечто подобное во время экспедиции на Курильские острова. Поставленная перед нами задача казалась не особенно сложной: нужно было поймать несколько детенышей сивучей (близких родственников морских львов) и помочь в проведении съемок этих зверей для передачи «В мире животных». Опыт в отлове морских котиков у нас уже был. Правда, сивучи в несколько раз крупнее (до полутора тонн) и несравненно агрессивнее, но щенки их совсем небольшие — размером с собаку. На берегу эти животные не очень подвижны, значит, нужно просто отвлечь внимание родителей, а затем справиться с «крошками».

Конечно, мы знали о неустойчивости курильской погоды и были готовы к самым неожиданным ее сюрпризам. Море в этих краях тоже довольно неспокойное. Но сомнений в успехе нашей экспедиции не было.

Первую остановку сделали совсем недалеко от обжитых мест, в нескольких километрах от Сахалина. Ночью на небольшом рыболовном судне мы подошли к заповедному острову Тюлений. В сильном тумане невозможно было разглядеть берег. Только к обеду туман начал редеть, и показалась макушка острова.

Еще утром мы обратили внимание на какой-то странный шум. Но лишь когда туман рассеялся, стало ясно, откуда он исходит. Все море, от судна до самого острова, было покрыто резвящимися морскими котиками. Чем ближе к берегу, тем больше их было. Порой казалось, что вода просто закипает. И мы уже не удивились, когда потом нам рассказали, что на этом острове скапливаются до семидесяти тысяч тюленей.

Спустив на воду надувной катер, мы высадились на сушу. С нашей стороны на берегу животных было немного. Но когда мы перевалили через гребень, то увидели потрясающую картину. Другая, более пологая часть острова была почти сплошь покрыта темными телами котиков. Среди этого огромного лежбища можно было рассмотреть несколько «детских садиков»: в каждом из них рядом с одним-двумя взрослыми животными на солнышке грелись не меньше десятка малышей.

А вот и компания сивучей. Они отличаются от котиков размерами и рыжеватым мехом. Их совсем немного, и они без детенышей. Но даже если бы рядом с ними были щенки, мы не смогли бы к ним подойти. Появление человека среди такого скопления животных может вызвать такую панику, что десятки малышей неминуемо будут задавлены. Но мы не слишком огорчились: ведь экспедиция только началась.

Наш путь лежал на Средние Курилы. Мы знали, что на одном из островов, которые называются Черные Братья, каждый год собирается много сивучей. Там появляются на свет и подрастают их малыши.

Курилы — поразительный край. Природа здесь не отличается богатством красок, буйной растительностью или необыкновенным разнообразием животных. Дикие скалы островов, серое море и почти постоянный туман — обычный пейзаж для этих мест. Но эти неяркие картины настолько грандиозны, что ежесекундно ощущаешь, насколько человек мелок перед природой — настоящей природой, а не той, которую видишь на экране телевизора или через окно автомобиля.

От Тюленьего до Черных Братьев судно шло всего около суток, но мы попали в совершенно другой мир. Разница была не меньше, чем между Черным и Белым морями. Да, здесь «покоритель природы» — тля. Особенно потряс нас остров Брат Чирпоев. Огромный зеленый конус, вершина которого пряталась за облаками, уходил в поднебесье. Нам рассказали, что под этим конусом прячется действующий вулкан.

Мы обошли остров и в прибрежных скалах обнаружили два лежбища сивучей. На одном из лежбищ было довольно много молодняка, рядом находилась удобная для «десантирования» бухта.

Стояла прекрасная погода, и это казалось немного странным. Ведь синоптики передавали, что в этом районе бушует сильный тайфун с нежным названием «Диана». К слову сказать, наше судно носило то же имя, да и жену нашего начальника звали Дианой. Такое скопление Диан в одном месте не сулило ничего хорошего. Но мы оказались в «глазе» тайфуна, то есть в самом центре, где обычно бывает совершенно безветренно.

Высадиться в этот день так и не получилось. Тайфун смещался, и срочно пришлось взять курс на юг, к большому острову Уруп, чтобы спрятаться за его крутым берегом.

Вот тут и начались закавыки. При подходе к Урупу выяснилось, что мы намотали на винт капроновую сеть. Потерять ход в такой ответственный момент означало верную гибель судна. Капитан обратился за помощью к водолазам.

Посудина легла в дрейф. Я надел мокрый гидрокостюм и вывалился за борт. Всего сутки назад у берегов Сахалина мы купались в плавках. Здесь даже через толстую шкуру подводной одежды обожгло холодом. С помощью хорошего водолазного ножа освободить винт оказалось совсем нетрудно. И это было сделано вовремя — волнение начало нарастать.

Усилился и ветер. Через пару часов замерили его скорость. Оказалось — 36 м/с: стометровка за три секунды — неплохой результат для подхваченной таким потоком воздуха пушинки.

Задраили люки, закрепили вещи. Скорость ветра еще удвоилась, если не утроилась. Но замерить хоть что-нибудь мы уже не могли — невозможно было открыть ни одну дверь. Стемнело. Все разбрелись по каютам, но уснуть так и не удалось. Койки в каютах расположены поперек судна, поэтому при такой качке лежащие на них «становились» то на ноги, то на голову. Неудачными были и попытки налить воды из умывальника: струя воды оказывалась то по одну сторону умывальника, то по другую, а порой вода лилась параллельно полу.

Утром встали с изрядно потертыми спинами и боками. Постепенно волны начали стихать, а через двое суток шторма как не бывало. Теперь можно возвращаться к Черным Братьям.

На мелководье еще не очень спокойно, но на надувном катере мы подходим к берегу. Под прикрытием скалы, защищающей от волн прибоя, высаживаемся в небольшой бухте. Но это место окружено отвесными скалами, не дающими пробраться в глубь острова. Пришлось лезть наверх, вооружившись двумя ножами и веревкой. По закрепленной веревке можно подняться наверх и осмотреть лежбище сивучей.

Утром, взяв с собой самодельные сачки, на катере отправляемся на охоту. Увидев нас, взрослые животные неохотно покинули скалы и плюхнулись в море. Только один секач — самый большой и старый — остался на месте.

И вот наконец удача! Отлов прошел успешно. Восемь щенков перекочевали в заранее приготовленные клетки. Через двое суток они уже были на Черном море, на биостанции нашего института. А мы через некоторое время отправились дальше на юг.

У южной части острова Итуруп находится пролив Екатерины. На его неприступных скалах — самое крупное лежбище сивучей. Утром подходим к нужной точке. Плотный туман. Берег «видно» только по приборам, да иногда в разрывах белесого марева мерещится земля.

Да, здесь совсем не курорт. Скорость течения 4,8 узла (около 8 км/ч), температура воды 7 градусов. Вся поверхность моря вокруг покрыта беспорядочными бурунами — результат сильного течения и небольшой глубины (около 20 м) и скорее напоминает бурлящий поток горной реки.

Готовим катер к спуску. Основная задача дня — подводная киносъемка движения сивучей в естественных условиях. В съемках должны участвовать два водолаза: фотограф и кинооператор.

И вот катер на воде. Мотор ревет во всю мощь, но мы еле-еле движемся против течения. Судно скрылось в тумане, а берега еще не видно. Вот он показался в разрывах тумана. Чуть в стороне на воде — большая группа сивучей. Мы взяли курс прямо в центр этой компании. Звери расступились и окружили лодку со всех сторон.

Никто не знал, как поведут себя сивучи, когда среди них в воде появятся «чужие». Может быть, я больше других понимал, какой потенциал скрыт в этих грациозных животных. Летом в Черноморском дельфинарии мне довелось увидеть, как один из дрессированных сивучей Николая Тимченко, приревновав во время кормления своего тренера к дельфину, схватил его зубами за руку и слегка мотнул головой. Николай упал в воду метрах в восьми от помоста.

Стараясь не показывать страха, мы вдвоем с кинооператором вываливаемся за борт. Лодка отошла немного в сторону, и вот мы одни среди зверей. Сивучи сразу же окружили нас. Стараемся держаться не глубже пяти — восьми метров. Вода насыщена пузырьками воздуха, поэтому видимость довольно плохая. Под ногами — полная чернота, и нет никакого желания туда забираться. Мы снимаем и изучаем сивучей, а они изучают нас, подходя все ближе и ближе. Замечаем, что это в основном самки.

Часть животных держится спокойно, другие кружат вокруг нас. Эти громадные звери весом в несколько центнеров носятся в воде легко и грациозно, как ласточки в небе.

Похоже, мы начинаем раздражать «местных жителей». Вот одна из самок решила попугать нас. Она разгоняется и торпедой летит к нам, но на последнем метре взмывает вверх. Это повторяется вновь и вновь. Понемногу мы начинаем привыкать к этим выходкам.

Но вот нами заинтересовался секач. Сначала он подошел метра на три и долго рассматривал нас. Потом начал приближаться. По сравнению с самками он огромен. Голова у него, как у бурого медведя, только гораздо больше. К счастью, на уме у него только любопытство. Кончилось тем, что он подошел вплотную, «понюхал» бокс, фыркнул и уплыл в сторону.

Опять вокруг нас самки. Видимо, мы действуем им на нервы. Куда ни бросишь взгляд, всюду они. Кинооператор завис в толще воды, слегка шевеля ногами. Снизу к нему тут же пристроился зверь, пытаясь укусить за ласту. Со стороны движение ласт и синхронное движение головы сивуча кажутся довольно забавными.

Но постепенно движения животных становятся все более агрессивными. В воде появились малыши, и самки пытаются защитить их от пришельцев. Пора выбираться отсюда, да и силы уже на исходе. В общей сложности, с небольшими перерывами, мы находимся в воде около восьми часов.

По сигналу лодка подошла к нам, и пока кинооператор подавал снаряжение, я решил сделать напоследок еще несколько кадров. Но не успел подплыть к группе сивучей, как они окружили меня полукольцом и начали наступать одновременно, оттесняя к берегу и пытаясь цапнуть за конечности. В одной руке у меня был бокс со вспышкой, а в другой водолазный нож. Отбиваясь боксом и плоскостью ножа, я отступал. Одно из животных зацепило правую руку и выбило из нее нож.

Смотрю, как нож плавно уходит вниз, но сейчас совсем не до него. Самки сивучей прижали меня к прибойной полосе. Очередная волна отступила, и я оказался на наклонной скале, скользкой от морской капусты. Вижу, как надвигается очередная трехметровая волна. А сзади вертикальная отвесная стена. Понимаю, что эта волна размажет меня по камням, но нет сил подняться. Да и снаряжения на мне — более 60 кг.

Волна падает на меня, накрывает и несет. Пытаюсь повернуться в потоке ногами к скале и жду страшного удара, может быть, последнего… Сразу же сорвало с головы маску. Последним усилием воли пытаюсь удержать бокс. Удара так и не последовало. К счастью, меня пронесло мимо скалы в соседнюю бухту, в которой не было сивучей и волн. Перевожу дух и ищу глазами лодку.

Она оказалась в такой же западне. Как потом выяснилось, пока второй водолаз висел за бортом, лодка дрейфовала и ее, так же, как меня, волной выкинуло на скалу. Следующие две волны залили ее водой.

И в этот миг моторист принял единственно правильное решение в такой ситуации. В момент, когда начала падать третья волна и лодку уже начало приподнимать на скале, он завел мотор и, чиркая винтом по камню, вывел лодку из ловушки. Риск был при этом огромен — ведь если бы срубило шпонку на винте, волны без труда закончили бы свое дело.

Но все обошлось, и, подобрав нас из воды, лодка возвращается к судну. Уникальные кадры кино- и фотосъемки доставлены на борт.

На этом наша «одиссея» закончилась. Последующие две недели меня не покидало ощущение, что я побывал в стае львов, лицом к лицу с ними, один против всех, и они меня просто помиловали. Да так оно и было — не зря сивучей часто называют морскими львами. Через какое-то время это чувство прошло, но память о курильской экспедиции осталась на всю жизнь.

Хорошо рассуждать о покорении природы, сидя в уютном кабинете или копаясь в грядках на огороде. Но рядом с настоящей стихией, среди действительно диких зверей можно полагаться лишь на самообладание и волю судьбы. И пусть остается на Земле побольше таких уголков, напоминающих человеку, что, несмотря на все достижения цивилизации, его место в природе не так велико, как ему порой кажется.

Текст: Олег Савинкин,
сотрудник Института проблем
экологии и эволюции животных РАН

Рубрики: 1(01)1998, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111