RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(30)2003 » Таинственный остров Монерон

Просмотров: 4 780
Об авторе
Автор статьи:

Таинственный остров Монерон

Все, что связано с этим островом, окутано легендами и тайнами. Самое интересное, что загадочное для нашего уха название острова (на ум сразу приходят аналогии с пушками острова Наварон) на поверку является единственным однозначно объяснимым. Так звали одного из офицеров из экспедиции Лаперуза. Все остальное, что связано с островом, имело как минимум по два объяснения. И это не удивительно, хотя остров последний раз вошел в состав России уже лет как шестьдесят (со времен Русско-японской и до Второй мировой войны он принадлежал Японии), побывать на нем повезло немногим.

Даже для многих жителей южного Сахалина, в полусотне километров от которого расположен Монерон, он представляет собой остров-призрак, который виден из морского тумана лишь несколько дней в году, поэтому многие считают, что остров нельзя увидеть с берега. Наша экспедиция внесла свой вклад в разрешение этого вопроса, увидев и документально зафиксировав на пленку и на цифру столь редкое появление манящего острова на горизонте.

Наше знакомство с островом началось с километровой военной карты пятидесятого года, аккуратно расстеленной на столе председателя подводного клуба «Немо» Валеры Михайловского, который добивался разрешения обследовать подводные окрестности острова уже более пятнадцати лет. Сейчас остров объявлен национальным парком (и как мы увидели на острове, там есть что охранять), поэтому побывать на нем удавалось лишь избранным везунчикам. Одним из таких людей был Александр Аристархов, который сделал фоторепортаж для «Октопуса» несколько лет назад, где рассказывал о необычной природе острова. Организовывать подводные погружения вдали от цивилизации нам помогли сахалинские коллеги-подводники — Олег и Андрей, они избавили нас от необходимости везти из Москвы с собой компрессор, баллоны и грузы. Так желаемая нами, столичными жителями, романтика жизни в палатках была приятно дополнена прекрасной едой, светом и даже душем, который местные ребята соорудили во время нашего пребывания на острове.

Сборы в клубе, небольшой девятичасовой перелет от столицы до Южно-Сахалинска, ночь в гостинице, уютно расположившейся в долине реки Ясноморка. и утренние хлопоты, связанные с погрузкой на быстроходную моторную яхту «Лагуна», 2.5-часовое путешествие из Невельского порта до острова прошли как одно мгновение. Все мы жили лишь одним вопросом: «А какой ты, остров Монерон?».

Чуть вытянутый с севера на юг овал размером семь на пять километров, в результате подземных катаклизмов поднявшийся почти на полкилометра над уровнем моря. Крутые, почти отвесные скалы из вулканического камня, окружающие остров, поросли зеленым кустарником и небольшими кривыми березками. Многочисленные горные речушки разрезают оврагами склоны и встречают посетителей живописными водопадами, которых на острове насчитывается более двадцати. Пейзаж острова мог бы вполне быть использован для экранизации сказки про хоббитов, эльфов и гномов.

Сейчас остров практически необитаем. Кроме исправно работающего маяка все остальные объекты острова представляют собой осколки былой жизни. Жесткая дальневосточная погода камня на камне не оставила от того, что построил человек. Лишь сильно заросшая горная тропа, остатки опор, по которым по слухам ходила небольшая узкоколейка, соединявшая ковш с рыбзаводом, от которого ничего не осталось, да бетонный мост, загадочным образом соединяющий два обрыва и ведущий из никуда в никуда, вот все, что говорит о том, что на острове когда-то жило много людей. Хотя на карте пятидесятого года было отмечено три населенных пункта (нам рассказывали, что до войны на острове умещалось несколько тысяч японцев), сейчас там постоянно проживают не более 10 человек — смотрителей маяка и инспекторов, охраняющих национальный парк. Все остальное кануло в Лету. Время не пощадило ничего. С тех времен остался лишь сработанный на славу японцами бетонный ковш, который более пятидесяти лет не ремонтировался, но все еще успешно противостоит волнам, и почти в упор расстрелянный из корабельных орудий домик телеграфистов.

Наш палаточный лагерь находился на небольшом уступчике, примерно в пятистах метрах от ковша. Это единственное место на острове, где могла пришвартоваться «Лагуна». Оттуда на 12-местном надувном «АПЕКСе» с 90-сильным мотором каждый день мы начинали свои подводные путешествия.

Первый же день принес нам знакомство с обитателями Японского моря, среди которых конечно выделяются морские звезды. Нас поразило многообразие всех расцветок и форм. Бело-синие, оранжево-синие, бело-лиловые, бело-серые эти хищные обитатели моря были повсюду. В основном это были пятилучевые звезды, хотя иногда нам попадались экземпляры с шестью и даже семью лучами. Другой тип звезд, который встречался нам, более всего напоминал солнце со средневековых гравюр Дюрера, которое широко раскинуло свои тридцать и более лучей. Нередко под водой можно увидеть картину охоты звезд за моллюсками, из которых чаще всего встречаются гигантские мидии, вкуснейшие гребешки Свифта, и перламутровые морские ушки — эндемики Монерона. Несколько раз нам удавалось заснять актинию, которая как подводная хризантема расправляла свои розовые щупальца-лепестки.

Входя по камням в воду с берега надо быть внимательным и аккуратно смотреть под ноги, чтобы не омрачить радость купания острой ядовитой иголкой другого обитателя моря — морского ежа, которого можно встретить практически везде. Черные, красноватые и зеленые колючие шарики покрывают практически всю поверхность морского дна. К сожалению, из-за вкусовых пристрастий наших восточных соседей их колония на острове постепенно сокращается. Также потихоньку выбираются человеком трепанги, ранее нередкие в этих местах, и гребешки Свифта.

А однажды мы видели звезду всего лишь с двумя лучами. По-видимому, она стала жертвой другого подводного обитателя Монерона — нерпы. Если идти вдоль берега острова, то вы обязательно увидите, что уже обзавелись спутниками, с любопытством разглядывающими вас недалеко от берега. Чувствуешь себя как в зоопарке, только наоборот, в качестве объекта наблюдения. Стеснительность — другое врожденное качество этих удивительных животных — они страшно не любят фотографироваться, по-видимому, пугаясь наших больших желтых боксов под камеры и фотоаппараты. Но однажды одному из нас повезло, и нерпы даже сыграли с ним в игру «делай как я», проплывая по очереди несколько раз через большое каменное кольцо.

На острове есть несколько лежбищ этих милых животных, одно из них расположено на севере острова, в бухте Кологераса (так звали еще одного спутника Лаперуза), именно здесь у нас случилось ЧП. После одного из погружений во время возвращения на базу мотор неожиданно начал чихать и после непродолжительной болезни окончательно заглох. Пока лодка плавно покачивалась на волнах, медленно дрейфуя вдоль берега, мы судорожно пытались найти причину неисправности, которая была до банальности проста, — в лодке кончился бензин. Шестеро мужиков оценивающе посматривали друг на друга и на пятилитровую канистру с питьевой водой, лежащую в лодке, прикидывая свои шансы на участие в финале передачи «Последний герой Кологераса». К счастью, в этот день дул слабый ветер, и мы еще не успели выйти далеко из бухты. Через полчаса нас прибило к небольшому мысу — крайней северной оконечности острова. Кстати, на этом мысу обычно располагалось лежбище сивучей, которых, к счастью для обеих сторон, в это время дня там не было.

Доплыв до берега, мы развели костер из собранных деревяшек, кои обильно выбрасывает на берега нередкие в этом районе шторма. Над живописной бухтой нависало большое плато, на котором когда-то находился поселок японских рыбаков и от которого за полстолетия ветер и вода не оставили ни одного фундамента. Неподалеку журчал водопад одноименной с островом реки, в море резвились нерпочки. Райскую идиллию нарушали только медленно опускавшиеся сумерки и мысли о том, что до лагеря, находящего где-то далеко за горами, нам на лодке не дойти.

Мы знали, что где-то должна проходить тропа, которая ведет к противоположной стороне острова. Она была обозначена на старой военной карте, которую мы видели еще в клубе. Оставив ребят в нашем импровизированном лагере, мы вдвоем с Александром пошли искать тропу, найти которую нам помог памятный знак, сделанный в виде небольшого каменного столба, покрытого с четырех сторон иероглифами. По всей видимости, тропу не расчищали со времен издания карты. Она вся поросла гигантскими лопухами и травой выше человеческого роста, которыми так славен Дальний Восток. Местами деревья, изначально посаженные по краям тропы, дали побеги по ее центру, неимоверно затрудняя наше продвижение вперед. Наш путь вел вдоль реки Монерон вверх на перевал, находящийся на высоте более 400 метров. Сразу за перевалом остатки тропы снес каменный обвал, и нам пришлось пробираться наугад. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить фирму «Aqualung» за прекрасные костюмы, благодаря которым поход обошелся для меня и Александра без ссадин, потертостей и мозолей.

Через два часа продирания через буреломы мы вышли на другой берег острова. Перед нами расстилалось спокойное море. Где-то внизу в километрах двух лежал наш лагерь. И тут неподалеку мы услышали голоса спасательной экспедиции, которая отправилась к нам навстречу. Еще пять минут обниманий, сорок минут спуска, полчаса переговоров по спутниковому телефону, и в бухту Кологераса на своей лодке отправился смотритель маяка. Еще через час вся команда была в сборе в лагере. Хочется поблагодарить всех людей, кто принимал участие в этой хоть и небольшой, но спасательной операции.

Следующее утро началось с проверки бензина в лодке. Каждый посчитал своим долгом подойти к Виталию, капитану нашей надувной лодки, и поинтересоваться запасами бензина и питьевой воды. В этот день мы погружались на Красных камнях, больших скалах, расположенных примерно в двухстах метрах от южной оконечности острова. Погрузившись метров на двадцать, мы увидели необычное явление — кладбище гребешков Свифта. Огромные раковины, как заготовки для пепельниц, были разбросаны по морскому дну. По-видимому, здесь когда-то была большая колония этих моллюсков, но их всех поели морские звезды. Между камней тут и там плавали большие золотые морские ерши. Иногда попадались зубатки и камбалы, тоже типичные обитатели морского дна у Монерона. Неприятно было то, что дальше началось течение, с которым пришлось бороться, пока не выплыли в спокойную бухту между островами и вылезли на камни. Как всегда не обошлось без отказов оборудования, правда, к счастью, обошедшихся благополучно. У Михаила, который плавал в «сухом» костюме, под водой затравил клапан. Когда же он, как котик, выполз за мной полежать на камни, клапан заело и костюм начало раздувать так, что слезть с камней стало затруднительно, но в конце с поломкой удалось справиться. В большинстве мест погружений температура воды была на поверхности около 18 градусов и опускалась до 13 градусов на глубине 20 метров, так что плавать в пятимиллиметровом костюме с утеплителем было вполне комфортно.

Как рассказал нам Владимир Ильич (старший инспектор национального парка), в районе Камней Титова, расположенных на северо-восточной оконечности острова, было в качестве мишеней расстреляно несколько старых кораблей. Хотя к вечеру поднялась волна, мы решили исследовать это место. Сильный ветер нехотя позволил нашей лодке подойти к камням, постоянно стремясь оттащить ее подальше. Мы опустились метров на 15 и против течения поплыли к камням. В одной из расщелин на дне мы обнаружили какие-то части от парохода. По утверждению Сергея, который более десяти лет плавал в научных экспедициях гидрокартографом, это были «фланцы», хотя мне показалось, что мы видели просто ось с насаженной на нее шестерней.

Согласно одной из легенд во время войны остров использовался японцами как база для подводных лодок, управляемых камикадзе. Наверное, основанием для такой легенды является наличие нескольких гротов, расположенных на северо-восточной оконечности острова. Мы исследовали одну из пещер, настолько большую, что в нее можно было въехать на нашей лодке и проехать метров тридцать вглубь. После долгой подготовки, захватив фонари суммарной светосилой под две тысячи люкс, мы отправились штурмовать подводную часть пещеры. Увы, но проплыв еще метров двадцать под водой, мы были остановлены каменной стеной и были вынуждены повернуть обратно. Отсутствие японских подводных лодок было с лихвой компенсировано разнообразной флорой и фауной, причудливо спрятавшейся у входа в пещеру.

К сожалению, этот день, в который мы сделали еще три дайва, оказался последним днем на острове. Под вечер начал дуть ветер, который потихоньку перешел в штормовой. Капитан «Лагуны» пообещал нам «в случае, если мы затянем сборы больше чем на полчаса, то увидим такое, чего никогда не видели в кино». Во время эвакуации ребята проявляли чудеса героизма: компрессор, который во время приезда с трудом перегружали восемь человек, был запросто перенесен из лагеря и закреплен на пирсе вчетвером. Еще через два часа бегства по бушующему морю, сидя в комфортной гостинице, смертельно уставшие, вымокшие до нитки, но страшно довольные, мы открывали бутылку шампанского за наше суперпутешествие на таинственный остров Монерон.

Текст: Андрей Гершун
Фото: Александр Аристархов

Архивная статья из № 6 (30) за 2003 г.

Рубрики: 6(30)2003, Архив, Путешествия, Экспедиции

Метки: , , , , , , , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111