С недавних пор на Черном море с подачи «Октопуса» дайверской публике стал широко известен рэк парохода «Цесаревич Алексей Николаевич». Практически сто лет местонахождение и глубина сохранили это творение рук человеческих в узнаваемом состоянии, покрытое вековым слоем донных осадков, обросшим мидиями и морской растительностью.
Я помню свое первое погружение к «Цесаревичу», то впечатление, которое он на меня произвел, не забудется еще долго. Это было практически год назад в октябре, я нырял в паре с Алексеем Мардасовым. Мы были потрясены увиденным и радовались, как дети…
На конец октября этого года журнал «Октопус» планировал «плотную» экспедицию по разработке «объекта восхвалений». В этот проект имели честь быть приглашенными несколько подводников нашего клуба, включая меня. Но что-то не сложилось, и экспедиция отменилась в самый последний момент. Поскольку настрой у всех был боевым, мы решили поехать на Тарханкут самостоятельно, чтобы хоть немного удовлетворить жажду движения.
Слухи о том, что «Цесаревич» попал под разборку, стали доходить давно, но я не придавал этому значения.
Как можно «разграбить» пароход, который лежит на 50 метрах?
Мое юбилейное — 10-е погружение на «Цесаревич» началось легким проплывом в сторону буя, поставленным каким-то «добрым» человеком. «Рыбаки» на «Чибисе» немного недооценили возможности своего катера и промахнулись с постановкой на якорь. Зато буй был точно привязан к надстройке рэка синим пропиленовым концом.
…И вот мы видим все четче и четче знакомые очертания корпуса, чувствуется некая таинственность и вековое спокойствие. Я в предвкушении новой встречи чувствую легкое возбуждение, а может это азот дает о себе знать. Мы направляемся в сторону кормы, но вместо радости от прикосновения к истории я начинаю испытывать чувство горького разочарования от увиденного. Вековой слой донных осадков как будто метлой, нет, пылесосом, убрали. Кое-где блестит металл, явно дело рук, но вот кого? На надстройке еще не простыл след от телеграфной стойки, а рядом ждет своей очереди вторая несчастная…
Меня мучает вопрос — ЗАЧЕМ? Зачем снимать все подряд — чтобы другие не увидели? Как-то я общался с одним «хозяином моря», так он мне говорил: «Вы (имеется в виду экспедиция «Октопуса» в марте) сняли штурвал, который я отчищал…». Да его «сняли» на фотопленку, но после себя ВСЕ оставили как было. Я понимаю, когда поднимают остатки посуды и другой корабельной утвари. Я понимаю, хоть не приветствую, когда тащат мелкие элементы судна. Но когда ныряют с монтировками, методично поднимают все, что только можно отодрать, — зачем? Заработать денег? Так в лучшем случае это оценят как лом цветного металла, пусть столетний, но лом! Выставят в экспозиции военно-морского или торгового флота — сильно сомневаюсь. Украсят клубный музей, но для этого он должен быть. Скорее всего, все, что поднимут, растащат по «частным коллекциям» или свалят в виде реликвий, до которых не доходят руки, и они превратятся в хлам. Очень здорово — столетний хлам с реального парохода «Цесаревич Алексей Николаевич».
Текст: Максим Кривонос
Фото автора
Архивная статья из № 6 (30) за 2003 г.
Рубрики: 6(30)2003, Архив, Путешествия
Метки: Пароход, Тайны морей, Черное море, Экспедиция...