В Новороссийск из Севастополя мы с бывшим главным корабельным старшиной с ПКР «Москва» Вовой Крючковым должны были ехать рейсовым автобусом с комплектами снаряжения и с огромным деревянным крестом.
Накануне я оставил его в камере хранения автовокзала и с нетерпением ждал возможности сфотографировать старшину с сумкой «Камаро» и крестом на плечах. Однако наши друзья в Новороссийске дали отбой и крест мы оставили на «Фрегате», который был зафрахтован под акцию «Поклон кораблям Великой Победы» и выходил вечером 4 мая курсом на Керчь. Ден Самков и Костя Богданов своей неукротимой энергией в это время уже двигали с места мэрию Новороссийска и даже командование Новороссийской Военно-морской базы. В город прибывали журналисты центральных газет, съемочная группа НТВ и радио «Маяк». Цели и задачи проекта были предельно ясны и понятны – почтить память павших на советских кораблях во время Великой Отечественной Войны в акватории Черного моря. Маршрут экспедиции должен был пройти через города-герои Новороссийск, Керчь, Севастополь по территории России и Украины, минуя границы, как в былые времена, когда народы сражались вместе и отдавали жизнь за одну страну. На погибшие советские корабли дайверы установят православные кресты и памятные венки.
В марте эта идея забрезжила на уровне «кухонного» обсуждения среди членов подводного клуба ветеранов флота «Юникон Дайверз» и общественного движения «Крымский мост», а затем неожиданно вылилась в масштабную акцию, которую поддержали неравнодушные люди из большого бизнеса («ТНК-ВР», «Хлебобанк», группа компаний «ICT») и наши коллеги из Российской подводной федерации. Нам удалось заразить своей энергией некоторые правительственные организации и получить поддержку от Госдумы РФ и правительства АР Крым, которые направили в адрес участников акции приветствие. Распоряжением главкома ВМФ России командование Черноморского флота обещало оказывать нам всемерную поддержку в церемониалах, оркестре, салютных командах и других важных делах.
Новороссийск встретил ясной погодой. Цемесская бухта радовала отсутствием ветра и почти полным штилем. После небольшого, но эмоционального митинга у мемориала павшим воинам все присутствующие погрузились на суда: ветераны, оркестр и военные со священнослужителями – на корабль связи (КСВ), все остальные — на пассажирский теплоход. В районе Малой Земли святые отцы отслужили панихиду, моряки спустили венки на воду, грохнул салют… Ветераны не сдержали слез. Мне кажется, они почувствовали как неформальность наших действий, так и то, что все затеянное – это ради них и ради Памяти, и ради Жизни…
Через час военный корабль отправился в сторону берега, а группа наших дайверов при полном обеспечении подводного клуба «Адмирал Нельсон» вышла в район гибели буксира «Миус» (45м). 28 февраля 1943 года он возвращался из района Мысхако в Геленджик, когда в 6:15 минут был атакован катерами противника.
Долго и тщательно составляли дайв-план с учетом транспортировки на объект венка и креста с положительной плавучестью. Первым спускался Женя Абрамов, инструктор из Геленджика, затем наша группа севастопольцев-новороссийцев из трех человек с крестом и венком, и замыкали шествие на «Миус» еще двое местных ребят со спарками и двое НТВшников с камерой.
Мы немного недогрузили крест и спускали его на погибший корабль, держась за ходовой конец. На глубине около 40 метров я попробовал отпустить его и увидел, что он бодро всплывает. Видимость на объекте составляла метров 5-6. Состояние вполне приличное, по крайней мере серьезных видимых разрушений я не заметил. Место для крепления выбрали на леерах, по левому борту, который был выше из-за заметного крена.
Несколько минут мы с Богдановым и Дунаевым крепили крест, и, когда нас начали снимать журналисты, было уже достаточно мутно. Миссия была выполнена, и, сделав круг почета над погибшим судном, мы стали медленно подниматься по ходовому концу.
Мы всплыли на поверхность к ясному небу и тихому морю с чувством выполненного долга. Удовлетворения. С ощущением, что все у нас получится и что мы делаем большое и нужное дело.
Вечером вернулись в город, тепло попрощались с местными дайверами и двинулись на автобусе в сторону паромной переправы и порта Крым. Коллектив в это время уже спаялся – ехали по Тамани, и Денис бурно вспоминал расцвет своей археологической молодости в этих местах. Выходило, что и тут и там он копал и знает все окрестные станицы до уровня – где какое вино лучше.
Потрясающий закат сопровождал экспедицию до порта Кавказ. Около двух часов потратили на паромную переправу и легальный переход границы России и Украины. Таможенники долго мучили НТВшников с их огромными камерами и аппаратурой.
В Керчь, на «Фрегат» прибыли уже далеко за полночь и, уставшие, сразу попадали в каюты отсыпаться.
Ранним утром меня поднял старпом нашего судна – на причале одиноко стояла милая женщина с папочкой «Правительство Автономной Республики Крым». Она привезла приветственное письмо крымского премьера В.В. Матвиенко в адрес участников экспедиции, поздравила с началом акции и пожелала успехов. Поддержка крымского правительства очень пригодится нам в дальнейшем, когда всплывут «подводные камни» при общении с пограничниками и портовыми властями.
На украинской территории нам было гораздо сложней организовать погружения и выходы в море. Разыгрался ветер, море штормило и «Фрегату» долго не давали выход из Керчи – так что у ребят хватило времени на экскурсию в знаменитые Аджимушкайские каменоломни.
В это время мы с Костей Богдановым встречались с капитаном Феодосийского порта, который сразу понял, что нужна помощь, и обещал решить все вопросы, связанные с организацией погружений в акватории порта Феодосия. Благодаря поддержке этого доброго, излучающего мощную энергию человека, нам не пришлось ломать график экспедиции, и на следующий день мы смогли нырнуть на «Жан-Жорес».
После обеда погода начала успокаиваться, и власти Керчи дали добро на выход в море. До темного времени суток мы успели бы нырнуть лишь на один корабль и выбрали неизвестный объект в районе мыса Такиль. Надо отметить, что дайвинг в акватории Керченского пролива и дальше, по направлению к Феодосии, весьма затруднен интенсивным судоходством.
Чудом получив разрешение на погружения в районе мыса Такиль, мы спустили на воду «Бриг», и Макс Коненкин из команды «Фрегата», нащупав эхолотом по нашим координатам объект на глубине 17 метров, мастерски попал в него маркировочным буем. Солнце уже садилось, и приходилось торопиться. Мимо, на дистанции 200 метров, прошли три многотонно-дедвейтных баржи и горизонт очистился. В составе первой группы я упал в море и на глубине 15 метров увидел крутой борт небольшого судна, плотно укутанного рыболовными сетями. Объект размером метров 25, заилен, лежит с креном на правый борт. Непропорционально высокая рубка, очень крупные кнехты. Выступающий из ила и песка борт неплохо сохранился. Видимость – 1-2 м. Следы сильного взрыва в кормовой части и несколько находок, среди которых была пряжка краснофлотца, патронная сумка и патроны калибром 7,62 мм, позволили определить, что это скорей всего небольшой десантный корабль или обломок более крупного судна, возможно, принимавшего участие в десантной операции. Местом для установки креста выбрали верхнюю часть надстройки.
Вторая группа присоединилась минут через десять. Мы довольно быстро привязали крест с венком к корпусу судна. Фото- и видеосъемка, к сожалению, была невозможна из-за низкой видимости. Заглянув в нижнюю часть рубки, в илу Володя Крючков обнаружил сгнившую пулеметную ленту и остатки солдатской каски. Покружив возле объекта и натыкаясь на старые рыболовные сети, мы всплыли на поверхность, чтобы успеть увидеть последние лучи заходящего солнца… С ходу, на дайв-палубе «Фрегата» мы ответили на вопросы журналистов и разбрелись по каютам в ожидании ужина. Позже, в кают-компании, один из участников экспедиции, Дима Чистилин, включил диск с душевными записями фронтовых песен и показывал фотографии своего отца, который прошел всю войну и был даже в поверженном Берлине. В эти минуты, кажется, каждый из нас вспомнил своих родственников, опаленных той войной…
Ранним утром 7 мая мы уже стояли на якоре возле Феодосии. Капитан Феодосийского порта выполнил свое обещание, и все вопросы, связанные со службой безопасности Украины и пограничниками были согласованы точно и в срок.
Теплоход «Жан Жорес» лежал в акватории феодосийского порта на глубине 13-14 метров и у меня сложилось впечатление, что нырять на него простые смертные никак не смогут.
Утром опять пошел под воду в первой группе, закрепил ходовой конец на леерах теплохода и начал в паре с Володей его обследование. Несмотря на плохую видимость, размеры судна впечатляли. Тени нависающих палубных надстроек, обширные внутренние помещения, машинное отделение, на палубе полевая кухня, остатки автомобиля на гусеничном ходу. Судно затонуло и упало на правый борт в результате подрыва на мине в 1942 году.
Члены экспедиции, побывавшие на всех значительных черноморских рэках от «Волго-Дона» до «Варны» и на большинстве красноморских объектов, были удивлены размерами корабля. Погрузившись на транспорт и словно прикоснувшись к трагической судьбе тех, кто находился на борту, ребята были несколько потрясены, представляя себя участниками тех далеких событий. Затем мы, подойдя на стремительном «Бриге», установили венок на плавучем памятнике кораблям, погибшим в этом районе.
Второе погружение на «Жан Жорес» было собранным и целенаправленным. Крест и венок нормально пригрузили, и нам не составило труда крепко привязать их на баке, ближе к левому борту. После этого дайверы продолжили обследование судна и смогли добраться до кормы, которая прекрасно сохранилась. Видимости на глубине 12-13 метров почти не было. На меньших глубинах видимость – 5-6 метров. Внутри палубных надстроек, кают и помещений застойная вода была почти прозрачна, но очень быстро поднималась муть. Если плыть на глубине 8 метров вдоль диаметральной плоскости – вероятности заблудиться меньше. Сверху просматривались тени от бортов и надстроек, и таким образом мы с Крючковым оказались на корме, возле аккуратных лееров, кормовой лебедки и люков, ведущих вниз. Спустились к грунту и тут же нашли остатки ремня, истлевшей кобуры с рукояткой пистолета и коленвал от грузовика. На обратном пути дошли до машинного отделения и, уже используя компас, чтоб не сбиться из-за низкой видимости, добрались до бака. Еще раз глянули на деревянный крест и вышли на поверхность по ходовому концу.
На боте народ делился впечатлениями от погружения. Братья-одесситы, постоянные участники дайв-туров «Железный капут», смогли зайти в машинное отделение и каюты на средней палубе. Инструктор из Екатеринбурга Игорь Кириллов (Клуб «Дайвекс») видел стволы орудий и большое количество боеприпасов в трюмах, Самков и Богданов («Крымский мост»)– полевую кухню и автомобиль. Аня Аржанова («РПФ») с Максом Коненкиным обследовали носовую часть.
Мы снялись с якоря и попрощались с Феодосией, а затем, проходя обрывистые скалы Кара-Дага, дружно сфотографировались на корме нашего дайв-бота. Нам предстоял ночной переход до Балаклавы. Утром 8 мая, уже в Балаклаве, в кают-компанию «Фрегата» прибыли ветераны армии и флота из Киева и Севастополя, представляющие различные общественные организации: Союз ветеранов Афганистана, Ассоциацию моряков Крыма, Крымский мост и др. Мы рассказали о проекте «Поклон кораблям Великой победы» и попросили поддержки для возможного продолжения нашей акции в следующем году перед майскими праздниками в районе Одессы и Новороссийска. Заслуженные люди с боевыми орденами и медалями поняли нас. Почувствовали, что наша экспедиция – это нечто, идущее из самого сердца, и иначе, искренней и понятней мы не смогли бы выразить свою гордость за наш народ, почтение и благодарность защитникам Родины, скорбь по ушедшим героям в то кровавое лихолетье…
После действительно нужной и трогательной встречи мы вышли из Балаклавы в направлении 35-й береговой батареи, чтобы провести несколько погружений в местах крестного пути Приморской армии, защищавшей Севастополь в 1941-1942 годах.
За мысом Фиолент упали на 18 метров и пошли к обрывистому берегу, минуя причудливые нагромождения камней и фигуры вымывания. Глубина постепенно уменьшалась, и мы шли уже вдоль стены, над валунами, скатившимися с обрыва. На глубине около 5 метров мы заметили разбитый грузовик и ящики со снарядами. Дальше на грунте были разбросаны запчасти от автомобилей, остатки деревянных бочек и арматура. Неожиданно Андрей Клочанко, представляющий неутомимых одесситов, обнаружил нечто, похожее на трубу, уходящую в грунт. У основания трубы угадывался обросший морскими отложениями и водорослями орудийный затвор, а по бокам неплохо сохранились колеса. Хорошенько очистив пушку, мы догадались, что это легендарная «сорокапятка», которую вероятно сбросили с обрыва наши, прижатые к морю войска. Наверняка из этой пушки советские артиллеристы вели огонь по врагу. Метрах в 50 от первого орудия другая наша группа обнаружила еще одну «сорокопятку», которая сохранилась несколько лучше. Вообще, надо отметить, что пушки на юго-западе Гераклейского полуострова за Фиолентом – не редкость. В 2004 году в июле, проводя поисковую операцию клубом «Юникон Дайверз», мы также нашли два орудия на небольших глубинах.
В память о героях обороны Севастополя сбросили на воду венок и установили крест на грунте, на глубине около 20 метров перед крутыми, обрывистыми склонами Фиолента…
Вечером, на Приморском бульваре состоялся праздничный концерт – и это тоже было запланированной частью акции. Мы рассказали севастопольцам о пути экспедиции Новороссийск-Керчь-Феодосия-Севастополь. В летнем театре ветераны Великой Отечественной войны, афганской войны, армии и флота выразили благодарность участникам проекта «Поклон кораблям Великой Победы». В тот момент мне показалось, что, возможно, это и является самым ценным и значимым итогом нашей работы. После выступления ветеранов со сцены зазвучали военные песни в исполнении нашего друга-афганца Ильи. А затем мы встретились с друзьями, которые были в трехдневном дайв-походе по акватории западного Крыма под руководством Игоря Егменова и Михаила Широкова. 9 мая они должны выйти на водолазном боте из Севастополя и установить крест на погибший в 1941 году возле бухты Камышовой минный заградитель «Дооб», тем самым завершив акцию «Поклон кораблям Великой Победы».
К вечеру 9 мая все запланированные мероприятия были завершены: одна часть группы совершила глубоководные погружения в районе мыса Айя, а другая установила крест и возложила венок на погибший в бою с немецкой авиацией корабль «Дооб».
Акция, которая готовилась три месяца, завершилась. Участники экспедиции сделали то, к чему побуждали их понятия чести, памяти и долга.
Текст: Алексей Мардасов (Инструктор IANTD, NAUI, водолазный специалист МЧС)
Фото: Анна Шелкова, Владимир Крючков
Архивная статья из № 4 (40) за 2005 г.
Метки: Призраки дна...