RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(30)2003 » Последний полет борта 42-31044

Просмотров: 3 320
Об авторе
Автор статьи:

Последний полет борта 42-31044

Утром 14 февраля 1944 года 10 самолетов 340-го эскадрона бомбардировщиков, 97-й группы (Н), 15-й бомбардировочной миссии ВВС Главной Армии Фоджии (Foggia) поднялись в воздух с аэродрома и взяли курс на Верону (Италия).

Их целью являлась железнодорожная фабрика рядом с городом. Бомбардировщик «B-17G», бортовой номер 42-31044, под командованием лейтенанта Франка Дж. Чаплика (Frank G. Chaplick) замыкал левый фланг эскадрильи.

Из воспоминаний Арманда Седжли (Armand С. Sedgley)

«…Мы на небольшой высоте, в позиции ромб, звеном из самолетов летели к Вероне. По пути к цели три самолета нашего эскадрона покинули построение и вернулись на базу, оставляя нас в количестве 7 машин…

Выйдя на точку сброса мы по-прежнему сохраняли строй. Бомбовые люки были открыты у всех самолетов и, по моему мнению, несмотря на облачность в районе цели, бомбы должны были быть сброшены. Мой прицел был настроен, и я пытался взять цель. До точки оставалось около трех минут, когда подняв взгляд от бомбового прицела я увидел два истребителя, летевшие к нам снизу по направлению 11 часов».

Показавшиеся два немецких стодевятых «Мессершмитта» («Bf-109») открыли огонь из всех пяти орудий по флангам эскадрильи. Первым же залпом они разнесли верхнюю пулеметную башню машины и тяжело ранили в обе ноги радиста самолета Роберта Хаузхолдера (Robert F. Householder). Радиосвязь с другими самолетами была потеряна почти сразу.

«Когда они были на расстоянии выстрела я начал стрелять. Хвостовой пулеметчик доложил об истребителях по направлению 6 часов и открыл огонь. Следующее, что я услышал, был его крик о том, что его орудия заело».

Командир американской эскадрильи приказывает прервать выполнение боевого задания из-за плохой видимости и принимает решение о возвращении самолетов на базу не сбросив бомбы. Эскадрилья начинает медленно разворачиваться в воздухе, однако это маневр происходит слишком долго.

Во время войны самолетами «В-17» было сброшено 640036 тонн бомб. К концу войны из 12731 действующего бомбардировщика были сбиты 4750, а те летающие крепости, которым удалось уцелеть, впоследствии были использованы в качестве учебных целей для наведения новых ракет «Bomarc».

«На повороте я заметил, что наш самолет повернул плавнее и вышел из общего построения. Следующее сообщение по интеркому было голосом Тони, говорившего, что он умирает. Понимая опасность ситуации, я немедленно сбросил все бомбы. Рядом в воздухе рвались 20-мм снаряды немцев, без устали грохотали наши боковые пулеметы. Я понимал, что мы подбиты сзади, так как нос был полон дыма и пыли. К тому времени мы были вне построения эскадрона и ниже, так как пилот пытался занять эту позицию для прикрытия».

Обстреляв хвост бомбардировщика, один из истребителей обогнул его по правому крылу и поравнявшись с носом сделал резкий левый поворот.

«Через прицел боковой орудийной башни я внимательно следил за «Bf-109» как раз до того момента, как он повернул. Когда он вышел по носу, я открыл огонь и бил по нему пока он не взорвался. Это произошло по направлению 12 часов снизу. Спустя несколько секунд я заметил два «Р47 Thunderbolts», приближающихся к нам спереди. Мессеры немедленно оставили нас в покое. Похоже, что интерком был поврежден, поскольку я не слышал ничьих голосов…».

«В-17» был первым тяжелым бомбардировщиком, который американцы начали использовать во время второй мировой войны.

Самолеты «В-17» (модель 299) были разработаны компанией «Boeing» с учетом требований военно-воздушных сил США и объединяли в своей конструкции хорошие аэродинамические характеристики своего прототипа — тяжелого бомбардировщика «ХВ-15» и транспортного самолета (модель 247).

Командир и второй пилот из всех сил пытаются удержать поврежденную машину в воздухе. В стороне еще один американский самолет, сильно поврежденный, пикирует вниз, охваченный пламенем. Одному из летчиков горящей машины все же удается выбраться из кабины. Он вытаскивает парашют, пристегивает его и прыгает, но спустя секунду разбивается о хвостовую часть собственного самолета.

«Пока продолжался бой, я заметил другой «В-17» из 341-го эскадрона, летящий ниже слева от нас, ему повезло больше — его так и не атаковали. Пролетев некоторое время с нашим крылом, он ушел. Когда немцы покинули нас, мы все еще были на большой высоте (приблизительно 6300 м). У штурмана закончился кислород. Я дал штурману свою кислородную маску и пошел в кабину, чтобы взять морфин у пилота. По дороге из кабины в радиорубке обнаружил Роберта ничком лежащим на полу лицом вниз. Перевернув его, я увидел серьезное ранение в голову в районе глаза…

Я вышел из радиорубки и пошел к средней позиции, Джорж, левый средний пулеметчик, лежал на полу лицом вверх. Джозеф, правый средний пулеметчик, был ранен и сидел. Я увидел маленькую царапину на его брови. Орвил помог мне отнести Джоржа в радиорубку, где было теплее. Я снял с него артиллерийский костюм и расстегнул электрический. На теле зияли серьезное ранение в грудь и крупная дыра в животе. Он был мертв. Вернувшись назад, приступил к осмотру Джозефа. У него было несколько ранений в ноги, но серьезных повреждений не было. Предложил ему морфин, но он отказался и сказал, что все O.K. Наложив серную мазь на его раны в ногах, я пошел в хвост. Тони (хвостовой стрелок) лежал на полу. Он был в сознании, но истекал кровью так сильно, что весь пол был в крови. Повреждений головы и тела я не нашел. Сделав укол морфина, я начал раскрывать его ноги. Они были очень сильно повреждены и почти отделены. Попытка перенести его в радиорубку не увенчалась успехом. Также не удавалось остановить кровотечение. Я хорошо укрыл его летными куртками и продолжил работать со жгутами. Вскоре он потерял сознание. Больше я ничего не мог для него сделать…».

Типовые ТТД В-17 «Flying Fortress» («Летающая крепость»)

Год выпуска: 1940 г.
Двигатели: 4 х R-1820-97
Мощность: 1 двиг. 1200 л.с.
Размах крыльев: 31,63 м
Длина: 22,65 м
Вес: 30000 кг
Макс. скорость: 460 км/ч
Потолок: 10900 м
Дальность: 5400 км
Экипаж: 10 чел.
Бомбовая нагрузка: 9500 кг
Вооружение (пулеметы): 13х12,7 мм

Первые «В-17» были поставлены в Англию в 1941 году с целью проведения бомбардировок объектов противника с большой высоты. Во время войны на них было установлено дополнительное вооружение и броня, что позволило дать им прозвище «летающая крепость» («Flying Fortress»).

Командир Чаплик держит курс на Корсику. Но бомбардировщику уже не суждено дотянуть до аэродрома. «В-17» хорошо планирует, но сильно поврежденные двигатели дают о себе знать. Из последних сил командир «приводняет» свою боевую машину в бухте Кальви.

«…Я повернул винт на телеграфном ключе в радиорубке и начал подавать сигнал бедствия, чтобы Воздушно-Морская Спасательная служба или кто-нибудь другой мог засечь наше местоположение и направление (вектор), по которому мы снижались. При ударе об воду стол с оборудованием для глушения радаров рухнул мне на грудь и пригвоздил к стене радиорубки. Открыв свой баллончик СO2, надул «Мае Vest» — спасательную куртку летчика. Все это время я продолжал бороться со столом, чтобы отжать его и выйти из самолета через люк радиорубки наверху фюзеляжа. Думаю, что я вылез из люка в фюзеляже, когда вода уже заполняла самолет. Я был последним, кто выбрался из тонущего бомбардировщика, поскольку остальные члены экипажа были уже на плотах».

Спастись смогли не все. Самолет медленно погружается в море, унося с собой Роберта Хаузхолдера, Джоржа Мерфи и Тони Дьюка. Только 21 год спустя их останки будут обнаружены и погребены корсиканским аквалангистом.

«Мы были в воде уже примерно минут двадцать, когда катер Британской Воздушно-Морской Спасательной службы подобрал нас. Они сразу же сняли нашу одежду и, дав простыни и стимуляторы, доставили нас в Кальви. Там были машины из 4-го эскадрона истребителей, ожидающие у причала. Они забрали нас в расположение их эскадрона. Майор Александрия (Major Alexandria), врач 4-го эскадрона истребителей, осмотрел каждого и оказал медицинскую помощь. Он отправил сержанта Бэрона (Sgt. Baron) на машине медицинской помощи в 15-й полевой госпиталь в Бэстии (Bastia). Нам выдали новое солдатское обмундирование и обеспечили транспортом до Бэстии…

…В Бэстии мы находились в 15-м полевом госпитале и пытались найти транспорт до нашей базы. «В-17» с нашей базы под управлением майора Причарда (Major Pritchard) забрал нас 17 февраля и мы вернулись на авиабазу Главной Армии Фоджии».

* * *

59 лет спустя.

Рэк «B-17G» был найден аквалангистом из Кальви — Паулем Валеани в 1965 году. В то время на погибшем самолете находилось два пулемета, предметы военной экипировки, несколько парашютов и останки трех членов экипажа. В настоящее время рэк находится в очень хорошем состоянии и доступен для самого широкого круга дайверов. Он лежит на глубине 27-30 метров в 250 метрах от берега. Благодаря хорошей видимости аквалангисты имеют возможность уже во время погружения охватить взглядом весь рэк. Отсутствует стеклянная кабина в передней части самолета и слегка покорежена передняя часть корпуса. Задняя часть самолета оторвалась при аварийной посадке и лежит рядом. Справа от хвостовой части в некотором удалении лежит отломанное шасси с колесом. Однако корпус и крылья в целом так хорошо сохранились, что если посмотреть сбоку, то возникнет ощущение, что самолет цел и может в любую минуту подняться в воздух.

Если вам доведется погружаться в тех местах, то, может быть, вы вспомните о последнем дне «бомбардировщика у Кальви».

* * *

Список экипажа:

Командир (Р): Frank G. Chaplick
Второй пилот (СР): Ward H. Skaggs
Штурман (N): Thomas M. Cowell
Бомбардир (В): Armand C. Sadgeley
Стрелок верхней турели (TTG): Frank E. Bradley
Радист (RO): Robert F. Householder
Боковой стрелок фюзеляжа (WG): George J. Murphy
Боковой стрелок фюзеляжа (WG): Joseph P. Baron
Стрелок шарообразной турели (BTG): Orville F. Grilliot
Хвостовой стрелок (TG): Tony Duca

* * *

Текст и фото: Сергей Спилка.

Архивная статья из № 6 (30) за 2003 г.

Рубрики: 6(30)2003, Архив

Метки: , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111