Архивная статья из №1 за 1998 г.
Когда зима вступает в свои права и водная гладь наших водоемов покрывается льдом, основным местом регулярных погружений становится бассейн. Что делать, подводному фотографу в бассейне? Там где дно выложено кафелем, а по поверхности натянуты выцветшие дорожки. Остается либо убрать технику до следующего сезона, скопив денег, отправиться в коралловые сады тропических морей. Поэтому многие фотографы рассматривают бассейн только как полигон для испытания своей техники. Так или это на самом деле?
Прошедший в мае прошлого года в Париже Первый чемпионат мира по подводной фотосъемке в бассейне, организованный Всемирной Конфедерацией Подводной Деятельности, показал ошибочность такого мнения. На соревнования съехалось 20 фотографов из 14 стран Европы, Азии и Африки, которые своими работами показали, что художественная фотосъемка в бассейне имеет право на существование.
Чемпионат проходил в течении трех дней — 8, 9 и 10 мая. По условиям в нем могли принять участие подводные фотографы, имеющие квалификацию не ниже Пловца ** CMAS. Поскольку соревнования проводились в бассейне, фотомодели было достаточно иметь сертификат CMAS *. Хотя максимальный состав команды был 5 человек: два фотографа, две фотомодели и капитан команды, Россию представляли два человека — фотограф Алексей Бобков и модель Анна Волгина.
Соревнования по подводной фотографии можно сравнить с фотоконкурсом, на котором участники изначально поставлены в равные условия и снимают в одно и тоже время в одном и том же месте. В качестве «съемочного павильона» был выбран бассейн Hauts de Seine, который способен приятно удивить любого российского подводника привыкшего к прыжковым ваннам отечественных бассейнов. Построенный в 1992 году в парижском районе Villeneuve La Garenne, бассейн является самым глубоким в Европе и специально предназначен для занятий подводным плаванием. Бассейн представляет собой четыре ванны, соединенные между собой: мелкой — 20х5 метров и глубиной 2.3 м, и трех шахтах. Две боковые шахты имеют глубину 10 и 20 метров, а диаметр 6 метров, центральная шахта — глубину 5 метров, а диаметр 8 метров. В 20-ти метровой шахте смонтирована подвижная решетка, с помощью которой можно ограничивать глубину шахты. На время соревнований решетка была поднята до глубины 10 метров. Продумана система забивки баллонов воздухом. Для этого нет никакой необходимости тащить тяжелое железо в компрессорную. Баллоны, установленные в специальную тележку, подкатываются к стене, из которой выведено несколько шлангов высокого давления с манометрами и вентилями. Зарядка осуществляется прямо на бортике. На время соревнований бассейн был разделен на три сектора, и каждому из участников была предоставлена возможность снимать как в глубокой шахте, так и в мелководной части бассейна.
8 мая состоялась жеребьевка, то есть было определено в какой части бассейна и в какое время суток будет снимать каждый из фотографов. Так как одновременно в бассейне могли работать только три фотографа с фотомоделями, съемки были спланированы на 9 мая и первую половину дня 10 мая. В это же день, 8 мая, каждому фотографу была предоставлена возможность ознакомиться с бассейном и провести пробную съемку. Пленку, как для пробной, так и для зачетной съемки, предоставляли организаторы соревнований. Фотографам на выбор было предложено два типа пленки Kodak Ektachrom 100 SW и Fuji Provia 100 Пленки были проявлены и в тот же день розданы фотографам. Вечером в мэрии Villeneuve La Garenne состоялось торжественное открытие Первого Чемпионата Мира по Фотосъемке в бассейне.
С утра 9 мая начались зачетные съемки. Для проведения съемок организаторы предоставляли каждому участнику полный комплект снаряжения, за исключением «комплекта — 1». Количество баллонов с воздухом не ограничивалось. По крайней мере предоставленные мне пять баллонов я израсходовать не смог. Большое количество воздуха, предоставляемого фотографам, объясняется тем, что помимо дыхания фотографа воздух расходуется на различные эффекты при съемке.
Перед началом съемки судья, наблюдающий за работой команды, выдает фотографу пленку и забирает ее сразу после окончания времени съемки. Приятно отметить доброжелательное отношение судей, которые не только контролировали процесс съемки, но и старались всячески помочь фотографу (подать различные аксессуары, лежащие на бортике, принести второй баллон).
Каждому фотографу было необходимо в течении 90 минут отснять одну слайд-пленку и проявить себя по трем темам: «Широкий угол», «Кадр с участием модели» и «Свободная тема». Во время работы одного фотографа и модели другие члены команды, если таковые имелись,. могли ассистировать при съемке, например держать свет. В свободное от съемки время участники либо бродили по Парижу, либо наблюдали за работой других команд.
10 мая через два часа после того, как закончил съемку последний фотограф, участникам уже были выданы обработанные пленки для отбора зачетных слайдов. Ведь из 36 кадров необходимо отобрать всего 3 — по одному на каждую тему. Просмотр пленки и отбор кадров происходил в вестибюле бассейна за просмотровыми столами, после чего участники по очереди подходили к членам судейской коллегии, чтобы в их присутствии вырезать выбранные кадры, вставить их в рамки и сдать на суд жюри. Когда были сданы последние слайды, члены жюри отправились на совещание, а участники — ожидать своей участи и готовиться к праздничному вечеру.
Объявление результатов Чемпионата, награждение победителей и праздничный банкет состоялся на 56 этаже башни Monparnas. Программа Парижа, открывающаяся с высоты птичьего полета, придавала всему мероприятию неповторимый шарм. Шарм шармом, но каковы же результаты соревнований.
Призовые места в личном зачете распределились следующим образом: первое место занял Ricardo Cioni из Италии, второе Erich Jockel — Германия, третье Les Kemp — Англия. Собственное 16 место назвать успехом нельзя. Тем не менее было бы неправильным считать выступление Российской команды напрасным. Во-первых, было доказано, что подводная фотосъемка в бассейне является отдельным и весьма интересным направлением подводной фотографии, своеобразной «павильонной съемкой» под водой. Во-вторых, опыт, приобретенный на Первом Чемпионате, поможет в дальнейшем лучше готовиться к подобным соревнованиям, и, я надеясь, проводить подобные соревнования и у нас.
Текст: Алексей Бобков
Москва — Париж — Москва
Февраль 1998 г.
Метки: Фото и видео...