Архивная статья из №2 за 1998 г.
Плавно пошевеливая ластами, моментально охваченный очарованием седьмого континента, невесомо скольжу, а вернее — почти планирую в глубину по направлению к громаде кораллового рифа. Он таинственно манит меня. Впереди, также всецело отдавшись гармонии сказочного мира, плывет мой друг… Вот они, первые счастливые мгновения! Я, вечный пленник твоего очарования, снова с тобой, Красное море!
…Еще вчера казалось, что никакая сила не в состоянии вырвать из суеты и одуряющей гонки городской жизни. Но, слава Богу, наступает волшебный миг: и тебя властно призывает неведомый, прекрасный мир. И приносит чудесное избавление обычный телефонный звонок.
Хорошо, когда есть у тебя друзья.
Так уж случилось, друг мой, Дима Соловьев, в буквальном смысле слова спустился с небес под воду. Мы вместе работали в Московском авиационном институте, попутно занимаясь подводными делами — разрабатывали соответствующую фото- и осветительную технику для научных и специальных целей.
Потом много было зигзагов и в персональных наших биографиях, и в судьбе страны, одно оставалось неизменным: и Дима, и я по-прежнему сходили с ума от подводного мира. Случались и здесь фундаментальные вехи: курсы пловца CMAS, участие в VI чемпионате мира по подводной фотографии в Испании, 1-й Мировой кубок в Шарм-Эль-Шейхе, курсы инструкторов CMAS, работа в туристической фирме…
Друг мой тем временем уже не мог довольствоваться краткими вояжами к тропическим морям и решил задержаться в теплых краях подольше. Колоссальный опыт в туристическом менеджменте, блестящее знание английского помогли не упустить счастливый шанс. Ныне г-н Соловьев — менеджер-гид-инструктор «Panorama diving-center». Пользуется большим доверием руководства и уважением коллег. Работа у него, понятное дело, непростая, порой, надо полагать, даже однообразная. Но увлечение подводной фотографией сполна компенсирует сии профиздержки. Тем более у человека, который живет на Красном море, а фактически — живет в этом самом водоеме, есть уникальные возможности для совершенствования подводного фотомастерства. Да, приходится заниматься «протокольной» съемкой аквалангистов, но и для «чистого искусства» находится время. И его куда как больше, чем в любом, даже идеально организованном «наскоке».
Тем не менее, позвонив мне в Москву, Дима сказал: «Знаешь, приезжай поскорее. Надоедает поводырить. Вместе порезвимся, поснимаем. Клев, как говорится, беру на себя: индивидуальные экскурсии по самым экзотическим местам гарантированы. Не пожалеешь».
И вот волею счастливо сложившихся обстоятельств мы у Димы в гостях. Он здесь почти полновластный хозяин. Условия для работы и отдыха обеспечил идеальные. Белый джип центра позволяет оперативно перемещаться по городу, многие уголки которого воскрешают в памяти эпизоды предыдущих приездов. Но самое ценное, безусловно, — высокий комфорт обеспечения погружений и собственно фотографирования, а в первую голову — большая свобода во время «нырялки». Добавьте к этому атмосферу творческого накала — обсуждение процесса съемок, тактики действий, профессиональных хитростей — и вы согласитесь, что вся наша группа пребывала в состоянии благостной фотографической нирваны.
Ведь подводные фотографы — люди особые. Иногда им и плыть-то далеко не надо. Малость требуется: посидеть с фототехникой и ассистентом около какой-нибудь живописной коралловой кочки, которая, если разобраться, сродни городскому муравейнику. Тут и «бабочки», и «антенны», и «ангелы», и «сержанты», и «хирурги», и мурена вон в норе притаилась… А мелькнет в стороне барракуда или черепаха, тогда — в погоню.
С Димой вообще нет проблем. Он может позволить мне поплавать одному, чтоб я мог без суеты, спокойно и вдумчиво поискать заветные кадры, «ударные» ракурсы, поэкспериментировать со светом. Да и сам он парень не промах, при первой возможности готов всецело отдаться любимому делу. Особая опека не требуется, все же не «чайники»…
И вот мы с Димой уже на двадцатипятиметровой глубине. Мягкий голубой полумрак. Причудливые формы скал, сплошь обросшие кораллами, губками, вокруг снуют сказочной красоты пестрые рыбки. Из зияющего чернотой проема показалась мурена. Тут же к ней подплывает еще одна. На шее отчетливо видна рана. Может, задел какой-то хищник, а возможно, ткнул ножом аквалангист-варвар. Раненая животина ведет себя так, словно жалуется товарке на причиненную боль. Зрелище незабываемое. А над головой каруселью кружит стая молодых барракуд…
Естественно, все это мы пытаемся поймать на фотопленку. У меня — NIKONOS-V с гидрообъективом 19,5 мм плюс вспышка Ikelite Sub strobe 100. У Димы — Canon EOS-100 в боксе с «родной» вспышкой. Всполохи света от наших импульсных осветителей прямо-таки рвут голубой полумрак, проявляя фантастическую раскраску подводного мира тропиков.
Невесть откуда появляется рыба-«наполеон». Ведет себя, впрочем, не по-императорски — назойливо лезет в кадр, навязывается в компанию…
Время, материализованное в султанчиках пузырей из наших аквалангов, летит быстро. Да, счастливые часов не наблюдают. А на манометре уже около 70 Бар. Надо возвращаться, мы, что называется, на грани. Но на судно выходим как положено — с 50 Бар. Сказывается опыт: на обратном пути дышим очень экономно.
После остановки безопасности выскакиваем наверх почти у самого судна. Да, Дима мастерски ориентируется по рельефу, ему поистине знаком здесь каждый камешек, каждая веточка коралла…
Надо сказать, что наш товарищ чрезвычайно строг во всем, касающемся техники погружения и всплытия. Вольностей не допускает, строго выдерживая оптимальный режим по компьютеру.
Ну а на борту начинается старая как мир дискуссия: какая техника лучше, кто кого встретил, как вели себя подводные обитатели и все в том же духе. Но, кажется, все согласны, что именно зеркальная камера в боксе дает наиболее качественные снимки. Что же касается вспышек, фильтров и рассеивателей, дополнительных фонарей, то здесь консенсус будет достигнут нескоро…
Вечером — товарищеский ужин, плавно перетекающий в просмотр фотодобычи. Дима выкладывает свой материал. Немая сцена. Все встают, почтительно снимая шляпы. Полный отпад! Да… Как красиво и технично снято. Профессионализм высокого класса. Остается лишь исходить белой завистью. При всем желании нам трудно, практически невозможно отыскать такие сюжеты за шесть дней.
Но мы стараемся. Держим равнение на Диму и снимаем, снимаем, снимаем… Отказы техники вносят большие помехи в наши планы, но сообща противостоим коварной морской стихии. В последние дни уже и вспышки приходится одалживать у более везучих коллег. Кто-то заимствует у Димы даже его «Зенит 122» в боксе с «фиш-аем» и вспышкой «METZ». Диме для своих друзей ничего не жалко, тем более что он знает: как поэту — ни дня без строчки, так и нашему брату ни одного погружения без пленки не перенести.
И вот — пора расставаться. Все дни прожиты на едином дыхании. Не раз и не два хотелось вслед за классиком воскликнуть: «Остановись, мгновение! Ты — прекрасно». Впрочем, нам это удалось. Ведь мы уезжаем, унося в сердцах и на пленках отсветы прекрасного мира…
Текст: Владимир Гудзев
Метки: