Каждый день на пятнадцатиметровой глубине, всего лишь в полутора километрах от острова Большая Багама, происходит подводный спектакль – настолько захватывающий и фантастический, что его необходимо увидеть своими глазами, чтобы поверить.
Стремительно сужающийся круг голодных подводных хищников, матадоры в серебряных кольчугах, пластиковые ящики, наполненные окровавленными тушами тунца, и наэлектризованная атмосфера – так начинается ритуал кормления карибских рифовых акул. Чем он закончится, не знает никто…
Шоу контролирует сотрудник дайв-центра, которого можно смело назвать профессиональным кормильщиком – акулы знают его, а он – их. Он отлично разбирается в сложных акульих повадках и не растеряется, если ситуация выйдет из-под контроля. В девяносто девяти случаях это – свойский загорелый парень в залатанной кольчуге, вооруженный электрошоком и завидным запасом оптимизма. Всего лишь в трех метрах от него, на белоснежном песчаном дне стоят на коленях восемь сосредоточенных дайверов. Над дайверами витают невозмутимые ангелы-хранители – страхующие инструкторы – вооруженные разящими мечами, в простонародье именующимися электрошоком. Рядом с кормильщиком – неофиты в кольчугах, готовые на собственном опыте познать, что чувствует человек, глядя в раскрытую акулью пасть.
Все готово. Можно начинать. Кормильщик достает куски рыбы из ящика и, пока акулы еще спокойные, начинает кормить их с рук. Облаченные в кольчуги храбрецы следуют его примеру. Сначала хищницы подплывают к добыче по очереди – они еще не распробовали вкус крови и оттого кажутся флегматичными и неторопливыми. Их уже около пятнадцати особей – серые рифовые, белоперые, няньки, перемешанные с сотнями ярких суетливых тропических рыбешек. Ситуация напоминает подводный час пик. Постепенно движения акул становятся более резкими и хаотичными, они кидаются к кормильщикам группами и раздраженно огрызаются друг на друга. Начинается пищевая лихорадка. Акул становится все больше, они слетаются со всех сторон, напряжение нарастает. Их число может дойти до шестидесяти и даже ста, а на кормление, организованное на Багамах специально для съемочной группы Discovery Channel за пару недель до нашего приезда, их собралось двести с лишним особей.
Командующий представлением предусмотрительно достает припасенное заранее копье – кормить акул руками становится небезопасно даже для него. Поразительно, но акулы не обращают никакого внимания на других дайверов, все их внимание сосредоточено на людях в титановых кольчугах. Они знают, у кого еда, и кажутся достаточно разумными для того, чтобы не нападать на того, кто ее поставляет. Но, как показывает практика, у этой медали есть-таки обратная сторона…
Все началось во Флориде в начале 90-х годов прошлого века. Один из дайв-центров в районе Палм-Бич стал ненавязчиво предлагать своим клиентам поучаствовать в процессе кормления акул – и, неожиданно для всех, оказался зачинателем нового сверхпопулярного направления в индустрии дайвинга. Число операторов, равно как и дайверов, заинтересовавшихся процессом, неуклонно росло. А вместе с этим увеличивалось и количество пострадавших, среди которых были и те, кто отделался легким испугом, и такие, кто попал в больницу с тяжелыми травмами…
В конце 90-х годов отмечается более агрессивное поведение акул при встрече с группами дайверов, они начинают все чаще появляться в береговых зонах, рядом с пляжами. Количество жертв увеличивается как среди дайверов, так и простых отдыхающих. Первой об официальном запрете на кормление акул в 2002 году объявляет Флорида, за ней следуют Каймановы острова, Египет и Мальдивы. Гавайские и южноафриканские власти также выносят данный вопрос на обсуждение. Волны акульих атак следуют одна за другой: Австралия, Мексика, США, Фиджи…
В апреле 2002 года известный специалист по поведению акул Эрик Риттер во время съемок программы «Бычьи акулы: самые смертоносные на планете» для канала National Geographic, посвященной кормлению бычьих акул на Багамах, подвергся нападению и в результате лишился левой ноги. В больницу он был доставлен в шоковом состоянии, операция по спасению того, что осталось от травмированной конечности, длилась несколько часов. Впереди Риттера ждали годы, проведенные в инвалидной коляске. Он потребовал, чтобы страшные кадры, запечатлевшие нападение, никогда не демонстрировались по телевидению…
А ритуал кормления у берегов Большой Багамы, тем временем, выходит на новый уровень: кормильщик осторожно обхватывает морду приблизившейся к нему акулы руками, и она опускается на дно и замирает. Это не фокус и не трюк: просто самки серых рифовых акул, превосходящие самцов по размерам, обладают удивительной и необъяснимой особенностью впадать в транс при поглаживании металлической перчаткой. Конечно, столь необычная реакция наблюдается не у всех особей, но она достаточно распространена.
Транс может длиться от нескольких секунд до минут, во время которых кормильщик обращается с акулой так, словно она – пластиковая игрушка. А ведь эта акула одна из самых опасных в мире, гроза Карибов и самый страшный враг моряков. В отличие от белых и тигровых акул, которые достаточно избирательны в нападении, ее жертвы исчисляются тысячами. Но кормильщика биография серой рифовой, похоже, совсем не интересует. Он держит ее за морду, переворачивает, обнимает, заставляет делать горизонтальную стойку на ладони или вертикально висеть в воде в нескольких сантиметрах над песчаным дном. Другие дайверы могут подплыть, чтобы разглядеть акулу поближе, могут погладить серебристую кожу и дотронуться до плавников. Еще несколько секунд – и акула дергает головой и уплывает прочь. Пластиковая игрушка вновь превращается в смертоносного хищника. Научная загадка, так и не нашедшая объяснения…
На следующий день нашу группу ждет очередное приключение: встреча с бычьими акулами. Вообще-то на Багамах кормление этого вида акул – самого опасного для человека – практикуется неохотно, но в местечке Walker Cay время от времени это по-настоящему экстремальное родео все же организуется.
На ваш собственный страх и риск. Здесь находится крошечная пристань, откуда отправляются на промысел рыболовные суда, специализирующиеся на ловле крупной морской рыбы, и здесь же расположен пункт ее обработки. Внутренности, плавники и головы собираются в огромные пластиковые ящики и замораживаются. Полученная в результате ледяная глыба со стойким рыбным запахом и пропущенным через середину канатом – это приманка.
Корабль останавливается у дайв-сайта. В воздухе ощутимо витает волнение – все помнят историю, случившуюся именно в этом месте во время съемок документальной программы для известного канала два года назад. Глубина здесь не превышает 12 метров, до берега – рукой подать, дно покрыто водорослями, а вода мутная – именно в такой предпочитают охотиться бычьи акулы. Никаких кольчуг, никаких копий, никаких резких движений, никакой паники. Бычьи акулы непредсказуемы, и от них нужно держаться подальше. Мы прыгаем в воду и располагаемся на дне, вслед за нами с бота осторожно спускают приманку. Максимум пять минут – и море буквально кишит рыбой. Серые рифовые, черноперые, няньки… а вот и бычьи акулы. Говорят, их здесь собирается до двухсот особей, но мы видим только десятерых. Наверное, повезло. В течение 20 минут мы наблюдаем за безумным акульим водоворотом – держаться подальше от акул, правда, невозможно, потому что они повсюду, и периодически кто-то, воспользовавшись ситуацией, аккуратно дотрагивается рукой до серебряного плавника, хвоста или спины – потом еда заканчивается и дайв-гид делает нам знак рукой.
Пора всплывать… Багамские кормления акул – не первые в моей жизни, хотя одни из самых экстремальных. Я встречался под водой практически со всеми видами акул, обитающими в тропических морях, начиная от самых безобидных и заканчивая наиопаснейшими. Каждая из них по-своему индивидуальна и производит неизгладимое впечатление, особенно когда вас разделяют несколько сантиметров. Скажу честно: все, кто прошел через ритуал кормления акул, полностью изменили свое отношение к этим существам. Все ваши представления о них, полученные из книг, телевизионных программ и дайверских баек, начинают казаться безнадежно далекими от реальности. Я не хочу сказать, что акулы безопасны, но и не могу утверждать, что они убивают все живое, что встречается на их пути. По крайней мере, мы вернулись с Багамских островов живыми и невредимыми. Акулы не лучше и не хуже, они – другие.
Текст: Павел Маркелов
Фото: Ирина Боровикова
Архивная статья из № 1 (37) за 2005 г.
Рубрики: 1(37)2005, Архив, Путешествия
Метки: Акулы, Большая Багама, Бычьи акулы, Кормление акул, Путешествия, Рифовые акулы...