… Облака внезапно расступились. Сквозь их пушистую кромку внизу появилась белая змея реки. Причудливо петляя, она то появлялась, то вновь скрывалась в синей морозной тени угрюмых сибирских гор. Постоянные изгибы не оставляли надежды найти подходящую площадку, чтобы посадить 15000-фунтовую машину и провести ремонт.
Все меньше рвения проявляет пропеллер левого «Райта». Долгий переплет и сибирский мороз измотали и ослабили полторы тысячи лошадей его мощи, табун явно нуждается в отдыхе. Еще в Фербенксе механик сказал о неполадках в системе смазки, и вот теперь указатель давления гнал стрелку к красной черте.
13 октября 2004 года группа сотрудников центра водолазной подготовки Морского государственного университета им. Адмирала Г. И. Невельского вернулась во Владивосток из Аяно-Майского района (север Хабаровского края). Там, в месте слияния двух северных рек – Мая и Мати еще весной 2004 года были обнаружены фрагменты корпуса неизвестного самолета времен Второй мировой войны.
Благодаря помощи авиационного отряда и администрации старательской артели «Амур» группа водолазного центра провела в течении двух дней предварительный осмотр фрагментов фюзеляжа и левой плоскости крыла с двигателем. Обломки находились под водой в самом центре русла реки Мая.
Несмотря на небольшую глубину, не более двух метров, работы сильно осложнялись низкой температурой воздуха и воды. К тому же, в это время на северных реках начинается ледостав. Несущийся по течению лед затрудняет процесс работ и идентификации фрагментов. Но худо без добра – не ныряет. И действительно, «низкая» осенняя вода и отсутствие паводковой мути позволили сделать отличные подводные фотоснимки, которые в дальнейшем легли в основу материала по идентификации фрагментов и помогли определить марку самолета.
Иней на спине могучего зверя серебрился и сверкал. На секунду, затаив дыхание и повернув голову с могучими рогами, лось прислушивался к незнакомому звуку. Рокот бежал по вершинам сопок и приближался с невероятной для живого существа скоростью. Тревожно. Глубоко выдохнув облако инея, гигант двинулся к реке. Несмотря на огромные размеры, среди густого кустарника двигался он бесшумно, переступая через стволы поваленных весенним паводком деревьев. Грохот все ближе и ближе. Выйдя на ровное полотно реки, зверь вновь остановился и прислушался.
До аэродрома Сеймчан не более 70 миль, и оставшихся галлонов бензина хватит до посадки с запасом. Но приближается ночь. Менее чем через час покрывало тьмы накроет землю. Чтобы дотянуть, убавив мощность, пилот «успокоил» датчик, оставляя резерв «лошадкам».
Вот первые звезды. Облачность почти исчезла, и по западу видны черные тени гор на фоне остатков красного заката. Температура за бортом быстро падает, уже 28 по Фаренгейту. И хотя в кабинете тепло, пилот вздрогнул от пробегающего по спине холода.
Изучив имеющийся материал и сравнив его с другими данными осмотра, можно предположить, что найденный самолет относится к серии поставляемых по ленд-лизу (историческая справка: Ленд-лиз – американское словосочетание, заем и аренда. Закон о ленд-лизе принят конгрессом США и подписан президентом Т. Рузвельтом 11 марта 1941 года. «Соглашение между Правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» подписано в Вашингтоне 11 июня 1942 года. Оно закрепило условия ленд-лиза за всеми поставками в СССР, начиная с 1 октября 1941 года) до середины 1945 года 2-моторных самолетов компании Дуглас (из-за большого количества заказов часть самолетов изготавливалась на заводах компании Боинг).
В СССР самолет был известен как средний бомбардировщик «Бостон» А-20. В период с 1942 по 1945 год по ленд-лизу по маршруту АлСиб Аляска (Фербенкс) – Сибирь (Красноярск) перегонялось 1355 машин такого класса.
Управляемые нашими пилотами «Бостоны» ковали победу на западном фронте, а затем и на востоке с милитаристской Японией. Они воевали как на суше, так и на море. В 1936 году в США конструктор самолета Джорж Нортроп не задумывал свое детище как бомбардировщик, но удачная конструкция самолета позволила эксплуатировать его как торпедоносец, минный заградитель, разведчик, военно-транспортный самолет и бомбардировщик в том числе.
Огромную роль играла моральная поддержка бойцов на фронте, когда они видели в воздухе иностранные самолеты на своей стороне. Это поднимало их боевой дух. Да и весь наш народ, видя помощь по ленд-лизу, понимал, что за нас – не так уж мало народов во всем мире, что ресурсы США и Великобритании подключены к общей борьбе с фашистским агрессором, что это поможет одолеть врага и приблизит Победу.
Звук двигателя изменился, машина стала заваливаться на левое крыло. Всю нагрузку на себя взял правый движок и машина вновь выровнялась, хотя и теряла высоту. Судя по альтиметру, футы быстро бежали в сторону нуля. Но земли не было. Ночь уже покрыла тайгу черным платком до утра. Секунды раздумий превратились в вечность.
Вдруг вспомнилась летняя школа, когда во время тренировочного ночного полета при посадке какой-то новичок напутал и включил прожекторы общего освещения, и ослепленный «Митчелл» рухнул на полосу во время посадки. Каким-то чудом и инструктор, и пилот уцелели, хотя машина превратилась в груду обломков. Инструктор в тот день напился, и утром к полетам его никто не нашел. Но высотомер показывал 1000 футов. Нужно садиться — но куда?
История «Бостонов» в СССР заслуживает славы и почета. Поэтому работы по подъему фрагментов велись очень аккуратно. Извлекались из воды только те фрагменты корпуса, которые отделялись свободно от фюзеляжа и крыла без применения инструмента. Самый большой фрагмент, триггер элерона, характерный для самолетов данной модели, был поднят на поверхность. Его размеры полностью совпадают с размерами, указанными на чертежах того времени. Работая в сильном течении, водолазы уходили под воду только с фотокамерой, и отмыв грунта для извлечения фрагментов производился вручную.
Свет появился внезапно, он не был похож на тот прожектор, что указывал на посадочные полосы ночью, он был в тысячи раз сильнее и с каждой секундой становился все ярче и ярче. Он зажегся прямо над кабиной, но быстро перемещался влево и уже через мгновение светом было залито все пространство тайги внизу перед самолетом. Замелькали макушки деревьев, стволы и сучья не отбрасывали теней, свет был волшебно белым, отраженный поверхностью снежной земли, он заливал все пространство вокруг. Открылось ровное полотно заснеженной долины, это было замерзшее русло реки, зажатое с двух сторон глухим частоколом сибирской тайги. Машина, легко поддавшись, пошла к земле, с легким толчком шасси вышли из мотогондол. Гидравлика не подвела.
Тряхнуло машину сильно, и вырвавшийся из-под брюха снег завертелся в вихре потоков, залепляя кабину и скрывая источник света, который теперь удалялся, оставаясь таким же ярким. Двигатель уже затихал, сбавляя обороты.
Особое внимание было уделено шасси самолета. Колесо, или как его называют авиационные специалисты – пневматик, имеет исчерпывающую информацию в своей маркировке. За два дня работы левая стойка шасси была отмыта всего на треть. Расположение фрагмента шасси по течению реки было таково, что вся работа по отмыву элементов сводилась к нулю самим течением. И, тем не менее, к концу второго дня работ мы смогли прочитать почти всю информацию с колеса.
Самолет был «обут» в пневматики 1944 года. Они были изготовлены в США на заводах концерна «Good Year». Резина была всепогодной. «All weather» (в течение Великой Отечественной происходил обмен технологиями, и Россия передала США технологию морозоустойчивого каучука, на основе которого в дальнейшем и изготавливались колеса для самолетов).
Координаты расположения фрагментов (N 59 гр. 18 мин. 274’ и Е 138 гр. 39 мин. 311’) найденной машины говорят о том, что ее останки находятся в зоне перегона трассы Сеймчан – Якутск. Совершил ли экипаж вынужденную посадку (длина реки на этом участке вполне достаточна для посадки на лед), либо события развивались более трагично, мы не знаем…
В лучах удаляющегося света появился огромный зверь. Он уходил в сторону леса, не оставляя за собой ни тени, ни следов. Он шел по снегу как по текущей воде. Его спина серебрилась, а величественные рога были похожи на распростертые крылья дьявола. В это мгновенье снег, тайга и огромный таежный зверь запечатлелись яркой вспышкой в моей памяти. Свет погас так же внезапно, как и появился, и тьма обступила машину со всех сторон.
…Да и вообще вся история ленд-лиза и АлСиба в частности несправедливо забыта. Удивляет и то, что режим проявил явную неблагодарность за оказанную нашей стране помощь. Мало того, создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу, и все исторические материалы, с ним связанные, строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона… Однако времена меняются, и настало время рассказать историческую правду о единении великих держав устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.
Американские и советские летчики-перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а также титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период Второй мировой войны с 1941 по 1945 год не должны быть преданы забвению. Поиски пропавших без вести экипажей и самолетов мы обязательно продолжим в следующем году.
Возвращаясь из Хабаровска во Владивосток в купе фирменного поезда, я разговорился с охотником-промысловиком. Климентий, так звали охотника, рассказал, что долгое время он с братом промышлял в верховьях реки Мая и слышал от других охотников о самолете, стоявшем на речной косе и занесенном речным галечником под самые крылья. Говорили охотники, что самолет совершил вынужденную посадку и что экипаж, якобы американский, спасся.
Уже в конце октября, когда уровень таежной реки Мая совсем снизился, старатели артели Амур, проявив все свое старание, подняли из речного песка один из двигателей найденного самолета. Да! Это был 14-цилиндровый двигатель компании «Райт» (WRIGHT). Именно такими и оснащались все поздние модели выпускаемого самолета «Бостон» А-20. Угол загиба лопастей воздушного винта говорит скорее о вынужденной посадке, чем о крушении найденной машины.
А вот что касается экипажа, то тут сказать, кем управлялся самолет, крайне сложно. Дело в том, что все самолеты, перегоняемые по территории СССР на данном участке АлСиба, да и по всей территории СССР, управлялись советскими перегонными экипажами из состава пяти скомплектованных перегонных авиаполков (ПАП).
Американские экипажи, если и попадали на территорию СССР, то лишь на машинах, поврежденных в результате боевых действий в районе Курильских и Алеутских островов. Реже по погодным и техническим причинам. Про «Рейд Дуллитла» я вообще не говорю. Если говорить о принадлежности найденной на косе реки Мая машины, то место нахождения ее фрагментов лежит гораздо южнее перегонного участка Сеймчан – Якутск. Если же подключить версию о поврежденной машине с американским экипажем, то представляется маловероятным, что поврежденная машина дотянула до такой континентальной глубинки…
Не исключен и наиболее вероятен третий вариант – что данная машина принадлежала одному из дальневосточных авиаполков и была передана в эксплуатацию в самом конце войны. Конечно, более точную информацию можно получить, изучив архивы и исследовав другие фрагменты, которые так и не удалось извлечь из реки.
А архивы – держатели военной истории – не спешат. Выявление исторической миссии не требует суеты. Было бы желание…
Разговор с Климентием не прекращался. Он внимательно пересмотрел все мои подводные таежные фотоснимки самолета, выслушал историю о чудном изумрудном налиме, который выплыл из разорванного топливного бака затонувшего самолета. И вдруг задумался, глядя в окно нашего купе.
Белый светящийся шар плыл за окном почти со скоростью нашего вагона, его яркий свет четко отчерчивал нижнюю границу облаков. Источник света был очень сильным, но через доли секунды, набрав максимальную яркость, он начал удаляться и исчез так же быстро, как и появился. Черная мгла за окном купе не была отмечена ни единой искрой. Лишь отражения наших удивленных лиц на черном стекле вывели нас из оцепенения.
– Что это было? – спросил я.
– А ты веришь в это…?! Я тебе сейчас расскажу…
* * *
Их архива Министерства иностранных дел (рассекречено 9.10.1990 г.). Секретный политический архив Народного комиссариата иностранных дел. Из книги Аллы Хаимовны Паперно. Ленд-лиз. Тихий океан. Отчет о поставке самолетов (о бомбардировщиках А-20) из США по Красноярской трассе через Аляску за время с 1 сентября 1942 года по 1 декабря 1942 года.
Движение по трассе:
Прибыло в Фербнекс (Аляска) — 61
Принято нашей стороной — 52
Перегнали в СССР — 41
в т.ч. сдано в ВВС Красной Армии — 2
Находятся на трассе — 38
Из них неисправных — 12
Из них погибло на трассе — 1
Осталось на Аляске — 11
* * *
Текст: С.П. Горбунов (в статье были использованы материалы с сайтов: AVIA-COM.RU, AIRWAR.RU, BELLABS.RU, материалы из книги А. Х. Поперно. «Тайны истории. Ленд-лиз. Тихий океан».)
Фото из архива автора
Архивная статья из № 1 (37) за 2005 г.
Метки: Великая Отечественная война, История, Призраки дна, Самолёт...