Архивная статья из № 2 (32) за 2004 г.
В целом, дайверов можно разделить на тех, кому нравится наблюдать животный мир морей и океанов, и тех, кому от погружений нужно нечто другое, нежели потаскать за хвост китовую акулу или покататься на черепахе. Отличие этой «извращенной» породы дайверов состоит в том, что им не то чтобы совсем не нравятся подводная флора и фауна, но ко всему этому просто необходимо добавить всяческие железяки, да не просто металл, а железо с историей.
Это нормально, ведь все люди разные. Места массового туризма интересны лишь поначалу. Когда же количество погружений переваливает за сотню, то начинаешь ожидать от погружения чего-то большего. Одни становятся на путь инструкторства, другие идут в технодайвинг, третьи, в поисках новых ощущений, начинают кататься по самым затерянным точкам планеты. А есть люди, которые выбирают для себя сразу все три дороги. Конечно, эксклюзивные места требуют времени и денег, однако как это здорово и интересно — оказаться там, где ты первый! Ну пусть не первый, но там, где почти никто не бывал!
Есть места на нашей маленькой планете, которые пока остаются недосягаемы для меня, но стоят в списке мест обязательных к посещению, эдаких «дрим дайв».
Первый раз, узнав о Скапа-Флоу года четыре назад, я понял, что побывать там просто обязан. Это место долго держало мировое первенство по количеству «металлолома» на небольшой акватории, и несмотря на то, что американцам во Второй мировой войне удалось превзойти этот показатель, Скапа-Флоу остается культовым местом для любителей wreck-дайвинга и истории.
Бесконечно мои мечтания продолжаться не могли, поэтому в ноябре 2003 года я сказал себе — «если не сейчас, значит никогда» и стал собираться в путь.
Местоположение и история:
Оркнейские острова, где собственно и находится Скапа-Флоу, простираются к северу от берегов Шотландии и омываются Северным морем. Благодаря теплому течению климат здесь достаточно мягкий и влажный. Снег выпадает, но держится недолго. Местность гористая с небольшими долинами, выходящими к морю. Снаружи Оркнейские острова окружены туманом, и все в них серо: серые невысокие дома под террасами серых крыш на серых улицах. Но внутри серого панциря — уютный мир, согревающий душу. Светло-бежевые плитки мостовой, кривизна узких улочек, запах жареных пирожков и ванили, глиняные и кожаные изделия в витринах… Сплошная лавка древностей.
Две трети островов, а всего их более семидесяти, необитаемы. Столица — Киркуолл — обосновалась на крупнейшем из них, на «Главной Земле» — острове Мейнланд (как раз там и находится аэропорт). Этот город населяют семь с половиной тысяч жителей, а на всем архипелаге проживает девятнадцать тысяч жителей. Для шотландского графства Оркни и это много. Во втором (и последнем!) городе графства Стромнессе населения и того меньше. На языке кельтов, первооткрывателей архипелага, по одной из версий «Оркни» означает «Лесной остров». Но исследования показали, что лесов здесь никогда не было. Острова — как и в древности — покрыты вересковыми пустошами, травами и мхами, растущими на торфяниках. Зато на островах всегда был и есть камень. Камень — властелин Оркнейских островов, главное их богатство и их летопись.
Луга, на которых пасутся стада, отделены друг от друга метровыми изгородями, сложенными без всякого связующего раствора — серые камни положены в несколько рядов один на другой и придавлены сверху тяжелыми валунами, поставленными на ребро. Камнем покрыты дома, заросшие сверху толстым слоем мха. Камень хранит на себе загадочные знаки прошлого. Капище Мэйшоу находится всего в получасе езды от столицы. Каменные плиты капища испещрены тысячами загадочных знаков, не разгаданных полностью по сей день. Каменная усыпальница в Куотернессе старше египетских пирамид — она ровесница древних построек Месопотамии.
Еще полчаса отделяют путника от Скара-Брэ — одного из древнейших человеческих поселений в Северной Европе. Здесь жили пикты — те самые загадочные «синие человечки», описанные Киплингом. На острове Мейнланд, главном и крупнейшем, самое большое в Британии скопление живописных доисторических монументов, святилищ и мегалитов. Возраст их датируется третьим и вторым тысячелетиями до нашей эры.
В 715 году острова стали частью королевства пиктов, занимавшего территорию нынешней Шотландии, в IX веке на них обосновались вездесущие викинги, а в конце XV века они перешли под Шотландскую корону.
Обо всем этом можно узнать в Оркнейском музее, расположенном в центре Киркуолла. Кроме того можно посетить кафедральный собор Святого Магнуса, заложенный в 1137 году, развалины епископского дворца середины XII века, руины дворца, построенного шотландским графом Патриком Стюартом в 1600 году в изящном стиле французского ренессанса. Административно острова входят в состав Шотландии, и поэтому на зданиях можно увидеть три разных флага: британский, оркнейский — красный крест на желтом полотнище, и шотландский, похожий на наш, «Андреевский», только наоборот: белый косой крест на синем фоне. Во время Первой и Второй мировых войн залив Скапа-Флоу использовался Британским королевским флотом в качестве якорной стоянки. Так почему же в самом сердце базы британского флота оказался флот немецкий?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется перенестись во времена Первой мировой. По условиям перемирия здесь были интернированы 74 немецких корабля, в том числе 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев. Судьба флота должна была определиться после 21 июня 1919 года — даты официальной капитуляции Германии. Солнце, взошедшее в тот день над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных водах бухты Скапа-Флоу. В то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление. Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора «Фридрих Великий» — флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней взвился сигнал: «Свистать всех наверх!» Спустя 10 минут: «Одиннадцатый параграф сегодняшнего приказа — признание…».
Приказ адмирала еще передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а «Фридрих Великий» уже начал крениться на левый борт. Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт. Над тонувшими гигантами забили фонтаны; потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны. Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики с кранов-кингстонов.
К пяти часам вечера все было кончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты. Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.
Свою отметку в истории Скапа-Флоу оставила и Вторая мировая, добавив к этому скорбному списку множество подводных экспонатов, и таких известных, как линкоры «Роял Оук» и «Хемпшир» (погружения на которые запрещены, так как считаются братскими могилами), и малозначимых, и не обнаруженных до сих пор.
BRUMMER. Brummer был построен на верфи города Штеттин (Щецин). Строительство началось 11 декабря 1915 года, а закончилось в 1916 году. Корабль имел водоизмещение 4308 тонн и приводился в движение 2 турбинами и 2 винтами; мог развивать скорость до 28 узлов. Размеры корабля составляли 462 фута в длину, 44 фута в ширину, 20 футов в высоту. Brummer имел броневой пояс толщиной 1,6 дюйма. Броневой пояс ходового мостика и лобовая броня орудия главного калибра были 3,8 дюйма в толщину, а палуба — 0,6 дюйма в толщину. Корабль был оснащен четырьмя орудиями калибром в 5,9 дюйма и двумя противовоздушными пушками, калибром в 3,4 дюйма. Судовая команда состояла из 309 офицеров и матросов.
Корабль находится в хорошем состоянии, несмотря на несколько разрушенных участков и полностью доступный. Лучшее место для осмотра, пожалуй, ходовой мостик. Практически к нему ведет спусковой конец. Минимальная глубина от поверхности воды до борта судна — 20 метров, по грунту — 36 метров. Орудие главного калибра 5,9 дюймов до сих пор в хорошем состоянии. Две мачты корабля повреждены и сейчас покоятся на дне, но на них по сей день сохранились антенны, лампы и дальномеры. Недавно с корабля сняли и поместили в музей 2 винта. Конец якорной цепи лежит на дне. Затопленный корабль лежит недалеко от скалистых островков, в середине залива, известный как Barrel of Butter (бочка масла).
СOELN. Корабль был построен в Гамбурге на верфи Blohm & Voss. Строительство началось 5 октября 1916 года и завершилось в 1918 году. Водоизмещение 5,531 тонны. Размеры корабля составляли 510 футов в длину, 47 футов в ширину и 21 фут в высоту. Две машины разгоняли Сoeln более чем до 29 узлов. Броневой пояс 2,4 дюйма. Броня рубки 3,8 дюйма. Вооружение: восемь пушек калибра 5,9 дюйма, две на носу корабля, одна на мостике, одна в районе грот-мачты, две в центре кормы, а также три противовоздушные пушки калибра 3,4 дюйма. На корабле было четыре торпедных аппарата, диаметром 23,6 дюйма, стоящих на палубе. Сoeln был значительно больше и лучше вооружен, чем Brummer. Судовая команда состояла из 559 офицеров и матросов. Корабль затоплен 21 июня 1919 года. Судно лежит на глубине 35 метров. Глубина от поверхности воды до борта — 20 метров. Корабль находится в хорошем состоянии. Два носовых орудия уже после затопления были демонтированы и помещены в музей. В кормовой части, в районе трубы до сих пор сохранилось орудие калибром 5,9 дюйма. Погружение лучше проводить в носовой части корабля, так как она лучше сохранилась. В кормовой части интерес представляют два орудия, находящиеся прямо после разлома.
DRESDEN. Dresden был спроектирован и построен на заводе Howaldswerke в Киле. Закладка произошла 25 апреля 1917 года. На воду спущен в 1918 году. Корабль имел водоизмещение 5,531 тонны. Две машины, скорость — более 28 узлов. Броневой пояс 2,4 дюйма. Палуба защищена броней 2,4 дюйма. Броня орудия главного калибра — 3,8 дюйма. Вооружение Dresden составляло 8 орудий 5,9 дюйма в отдельный башнях: 2 из них были на носу корабля, одна на задней стороне мостика в районе грот-мачты, две — по центру в корме. Также на судне были 3 противовоздушных орудия, калибром 3,4 дюйма. На палубе установлены 4 торпедных аппарата, диаметром 23,6 дюйма. Судовая команда состояла из 559 офицеров и матросов. Корабль затоплен 21 июня 1919 года. Dresden лежит на глубине 34 метра на левом борту. Глубина от поверхности воды до борта от 16 до 18 метров. Якорные цепи лежат на дне. Носовые орудия демонтированы и помещены в музей. За ходовым мостиком, ближе к корме, было три трубы. Сейчас на месте фальш-труб зияет провал с множественными завалами металлических конструкций. Дверные проходы сейчас расположены горизонтально. Якорь до сих пор лежит впереди форштевня.
KARLSRUHE. Строительство корабля началось 31 января 1916 года на верфи Kaiserliches Werft в Вильгельмсхафене. Закончилось в 1917 году. Он принимал участие в военной кампании осенью 1917 года во время завоевания балтийских островов. Корабль был значительно легче, чем Сoeln и Dresden. Водоизмещение составляло 5,354 тонны. Корабль приводился в движение с помощью двух турбин, работающих на смешанном топливе. Проектная скорость — около 28 узлов. Броневой пояс — 2,4 дюйма. Броня орудия главного калибра — 3,8 дюйма. Вооружение 8 орудий: по два на носу, перед капитанском мостиком, на палубе ближе к грот-мачте и на бортах. Так же на Karlsruhe были установлены 2 противовоздушные пушки, с броней 3,5 дюйма и 2 торпедных аппарата, стоящих на палубе, диаметром 19,7 дюйма. На корабле могло находиться около 200 мин. Судовая команда состояла из 475 офицеров и матросов. Затоплен 21 июня 1919 года.
Корабль лежит на глубине 26 метров. Расстояние от борта до поверхности воды составляет 12 – 14 метров. В отличие от других кораблей этот сильно поврежден, особенно в средней части. Тем не менее из-за небольшой глубины и естественного освещения возможно детально осмотреть рэк за одно погружение.
KOENIG. Строительство корабля началось 1 марта 1913 года, закончилось 10 августа 1914 года. Водоизмещение 25 388 тонны. Размеры корабля составляли 575 футов в длину, 97 футов в ширину, 30 футов в высоту. Корабль приводился в движение с помощью 3 больших винтов. Максимальная скорость — 23 узла. Корабль был оснащен броневым поясом, толщиной 13,8 дюйма. Главный калибр — 10 орудий, диаметром 12 дюйма, установленных на центральной линии судна. Пушки имели дальнобойность 15 000 ярдов. Эти массивные орудия были покрыты броней толщиной 11,8 дюйма. Для усиления боевой мощи на судне были установлены 14 казематных бортовых орудий калибра 5,9 дюйма, 6 орудий калибра 3,45 дюйма и 4 противовоздушных орудия калибра 3,45 дюйма.
Кроме того были установлены 5 торпедных аппаратов диаметром 19,7 дюйма. Каждая казематная бортовая пушка была установлена на вращающейся турели и защищена орудийной башней, которая вращалась вместе с пушкой. Эти пушки могли стрелять семью 101-пудовыми снарядами в минуту на расстояние 8 миль.
Сейчас Koenig лежит на глубине 40 метров. Расстояние от борта до поверхности воды — 20 метров. Некоторые трофеи были перемещены в музей. Вокруг судна много незаметных обломков, разбросанных по дну: разорванный трубопровод, куски металла и т.д.
KRONPRINZ WILHELM. Строительство корабля началось 21 Февраля 1914 года. Закончилось 8 ноября 1914 года.
Kronprinz Wilhelm, Koenig и Markgraf были настолько большими, что пришлось расширять канал Киля для того, что бы они могли выйти с верфи в море. Размеры судна составляли 575 футов в длину, 97 футов в ширину и 30 футов в высоту. Водоизмещение — от 25 388 до 25 800 тонн, в зависимости от загруженности судна. Корабль был покрыт броневым поясом толщиной 13,8 дюйма. Палуба была защищена броней 3,8 дюйма. Корабль оснащен покрытыми 14-дюймовой броней 10 пушками, которые установлены в районе грот-мачты, 5 орудиями главного калибра с двумя стволами, 14 казематными бортовыми орудиями с броней 5,9 дюйма и противовоздушными пушками с броней 3,45 дюйма, а также 5 торпедными аппаратами.
Турбины мощностью 46 000 л.с. позволяли развивать скорость до 21,3 узла. В своем классе это был самый быстроходный корабль. Для обслуживания судна требовалось 1136 человек судового экипажа. Сейчас судно лежит на глубине около 34 метров. Это не такой глубокий дайв, как на Koenig, однако, очень интересный.
MARKGRAF. Корабль был построен по образу и подобию Koenig и Kronprinz Wilhelm. Строительство началось 4 июня 1913 года, а завершилось 1 октября 1914 года. Водоизмещение составляло 25 388 тонн. Размеры корабля составляли 575 футов в длину, 97 футов в ширину и 30 футов в высоту. Судно приводилось в движение тремя большими винтами, которые позволяли развивать скорость более 21 узла. На судне было установлено 10 орудий в пяти сдвоенных оружейных башнях, покрытых броней 12 дюймов, 14 казематных бортовых орудия с броней 3,45 дюйма и 4 противовоздушные пушки, покрытые броней 3,45 дюйма. Экипаж судна составлял 1136 человек.
Markgraf лежит на глубине 45 метров. Расстояние от поверхности воды до борта — 24 метра.
Как добраться:
Добраться до Скапа можно двумя путями. Путь первый и, на мой взгляд, не самый удачный. Перелет до Лондона любой компанией, далее покупаете билет на поезд до Абердина (придется ехать минимум с одной пересадкой), в Абердине покупаете билет на морской паром, который ходит два раза в сутки и через пару часов пришвартовываетесь в городке Стромнесс — цели вашего путешествия. Используя такой маршрут, вы немного сэкономите средства, посмотрите страну из окна поезда, но потеряете во времени и измучаетесь со своим багажом, который таскать с собой при таком раскладе не очень удобно.
Я выбрал второй вариант. Спокойно покупаете билет на самолет компании British Airways прямо до конечного пункта, точнее почти до него (придется добираться на такси еще полчаса, так как аэропорт немного в стороне). Огромный плюс состоит в том, что можно зарегистрировать свой багаж прямо до конечной точки, и вы путешествуете как белый человек, с рюкзачком за спиной. Кроме того, вы можете отправить багаж грузовым рейсом этой же компании, что очень актуально для фотографов и технических дайверов, когда багаж превышает все мыслимые размеры. Компания British Airways снисходительно смотрит на вашу огромную дайверскую сумку. Единственное требование к сумке, чтобы ее вес не превышал 32 кг. Я этим беззастенчиво пользовался, и когда меня просили «облегчить» мою сумочку, я честно доставал оттуда пару «чего-нибудь» и вез это как ручную кладь. Мой «рюкзачок» весом в 26 кг никто не разу не просил взвесить, поэтому, имея общий вес в 72 кг, я ни разу не заплатил за перевес и ни разу не нарушил правила. Однако, выбрав такой вариант, вы должны быть готовы к постоянным взлетам-посадкам, правда, в течение всего одного дня. Вот ваш маршрут: Москва — Лондон — Эдинбург — Уик — Киркуолл. Стоимость перелета точно назвать нельзя, так как она сильно зависит от срока заказа билета и количества свободных мест, сумма стартует от 650 долларов США и может увеличиться более чем вдвое.
Погода на островах встретила меня чисто британским моросящим дождиком, сменяющимся солнцем. Я решил остановиться на судне, чтобы не суетиться с утра и получше узнать условия проживания на борту. Все боты представляют собой небольшие переделанные рыболовные сейнеры, с кают-компанией, четырьмя двухместными каютами, помещением для переодевания и хранения снаряжения и ходовой рубкой, укомплектованной всем необходимым. Все различия только в размерах судна. Так один из самых больших ботов Halton стал мне домом на ближайшие шесть дней. На борту есть душ, туалет, вода, плита, чайник, отопление, 220V и т.д. Из оборудования для дайвинга предоставляются 12- и 15-литровые стальные баллоны, (спарки необходимо заказывать предварительно), грузы, нитрокс, тримикс, любые ребризеры (особенно популярны Buddy Inspiration и Draeger). Можно также взять оборудование напрокат.
Конечно, возможно остановиться и в гостинице, и в гостевом доме. Надо быть готовым к тому, что никаких шикарных апартаментов не предвидится. Ваш номер будет чистым, но небольшим. Самая ближняя и, наверное, самая большая гостиница называется «Стромнесс» и выходит своим фасадом на набережную порта, где и базируются все дайверские боты. Номер с завтраком в ней, в зависимости от сезона и загруженности, стоит от 35 до 50 фунтов стерлингов. Городок совсем небольшой, поэтому смело можно бронировать гостиницу в самом отдаленном уголке города, пешком до набережной — минут пятнадцать из любого его конца.
Городок очень чистенький и дружелюбный. Население — около двух тысяч человек, поэтому все друг друга знают и здороваются, в некоторых пабах можно поесть и выпить без оплаты, а оплатить, к примеру, на следующий день. На набережной расположено большое количество пабов и ресторанов, множество сувенирных магазинчиков. На этой сравнительно небольшой территории, я имею в виду остров, находится три или четыре музея истории. Однако вернемся к дайвингу.
Снаряжение, которое используется в ходе погружений, — стандартное. Часто владельцы судов просят привезти с собой ленту грузового пояса; если вы используете тип соединения вашего регулятора DIN, это тоже не проблема.
Необходимо отметить, что обязательным элементом оборудования является декомпрессионный буй (желательно иметь и лифт-бэг), так как не всегда представляется возможным найти спусковой конец для подъема на поверхность. Кроме того, погружения проводятся в условиях постоянных течений, иногда такой силы, что я, например, один раз не смог удержаться двумя руками на «ходовике», поэтому буй выпускал уже в толще воды. Бухта Скапа-Флоу имеет достаточно большую акваторию и всего три узких прохода в открытый океан. Естественно, что морские приливно-отливные течения в этих местах достигают нешуточной силы, а ведь именно здесь затоплены так называемые «блок шипс», корабли, исключающие несанкционированные проникновения в бухту, где базируется военно-морской флот Великобритании. Для меня было открытием, как спокойно используют декобуй британские и шотландские дайверы, для них это дело привычное. Наверное, нам следует уделять больше внимания этой части обучения, так актуальной во многих морях и океанах мира (вы выпускали буй на начальной стадии своего обучения? А когда продолжили совершенствование?), а кроме того мы должны готовить «дайверов открытой воды» (Open Water Diver) в прямом смысле, а не «дайверов идеальных условий», как это происходит зачастую.
Безусловно, все погружения проводятся в сухих костюмах, так как температура воды варьирует от плюс десяти до плюс восьми градусов. Термоклин не ощущается, по крайней мере осенью. Летом поверхностный слой воды прогревается до двадцати градусов. Видимость под водой зависит от времени года и составляет от семи до двадцати метров. «Цветение» воды происходит два раза в год, в марте и сентябре.
Естественно, погружения проводятся только на затопленные объекты. В первую очередь это, конечно, известная «семерка» германского флота открытого моря времен Первой мировой. Кроме того, возможны погружения на «блок шипс», покоящиеся на мелководье проливов. Часть судов лежит вверх килем, однако осмотреть орудия главного калибра все равно возможно. Другая часть судов лежит на борту, и лишь немногие стоят на ровном киле. Проникновение внутрь всех судов не вызывает сложностей, но требует специального оборудования, которым я в этот раз не располагал, поэтому и не залезал далеко. Исключение составляет «блок шип» «Тобарка», который лежит на глубине 10 – 15 метров на ровном киле. Доступ во все части корабля, включая машинное отделение, не вызывает затруднений.
Для любителей wreck diving в акватории Скапа-Флоу есть все, что душе угодно — и крейсеры, и минные заградители, и подводные лодки, и торпедные катера, в общем, все классы кораблей для осмотра и обследования.
Нет надобности описывать каждое мое погружение. Все были такими разными и такими фантастичными… Безусловно, Скапа-Флоу будет безумно интересна любителям истории и затопленных объектов, там стоит побывать.
P.S. Автор выражает благодарность компании «Стандарт Резерв» за помощь в организации поездки.
Текст: Денис Давыдов
Фото: Winfred Persinger, Денис Давыдов
Метки: Тайны морей...