Увидеть глубины Ладоги и Финского залива, рассматривая морских обитателей и притормаживая у затонувших кораблей, — это не фантастика, а скорая реальность. В этом убежден петербургский ученый-изобретатель Владимир Тарадонов, который строит первый в мире подводный велосипед и обещает уже через год спустить его под воду.
Макет велосипеда в натуральную величину находится в научно-исследовательской лаборатории повышения эксплуатационных качеств судов и подводных объектов Санкт-Петербургского морского технического университета («Корабелки”). Внешне оранжевый аппарат похож на летающую тарелку — прозрачный шар с диском вокруг. Размером подводный велосипед — с приличный джип (а в ширину и того больше).
— Видите, два кресла для двух пассажиров, — показывает Владимир Тарадонов. — У каждого из пассажиров будет штурвал, как в самолете. Внизу педали — их надо будет крутить, чтобы аппарат двигался и маневрировал под водой. Воздух поступает в кабину из баллонов с кислородом, в кабине работает система регенерации углекислого газа, температура внутри регулируется с помощью кондиционера. Есть пульт звукоподводной связи, лазерный эхолот, спутниковый навигатор. В принципе, управление и «начинка” нашего подводного аппарата куда проще, чем начинка автомобиля.
По словам ученого «Корабелки”, научиться управлять подобным велосипедом сможет каждый — независимо от физической выносливости и образования. Надо будет только пройти курсы и получить «корочку” — что-то вроде автомобильных прав.
Скорость подводного велосипеда должна составить примерно два-три узла. Находиться под водой он сможет до четырех часов и будет способен опускаться на глубину до 30 метров. Подобных аппаратов в мире еще нет.
— Все предыдущие аппараты использовали винтовые двигатели и батареи, — рассказывает Тарадонов. — Они сильно утяжеляют аппарат, да и стоимость подобного набитого батареями механизма составляет около 150 тысяч долларов.
Подводный же велосипед работает по иному принципу: благодаря запатентованным петербуржцами новым роторным движителям и эффекту Коанда, который в просторечии именуют «эффектом чайника”. Все хозяйки знают, что зачастую вода, наливаемая из чайника, попадает не только в чашку, но и на стол, потому что часть струи загадочным образом «приклеивается” к чайнику и стекает по нему.
— Эффект Коанда заключается в том, что если из плоской щели выдувать на выпуклую поверхность по касательной струю воздуха или воды, то эта струя прилипает к поверхности на относительно большом расстоянии от щели. При этом на самой поверхности возникает разрежение или тяга, — объясняет эффект Владимир Тарадонов научным языком. — То есть я кручу педали, которые приводят в действие роторные движители. Посредством этих движителей вода всасывается в носовые щели и выталкивается через другие щели на корпус. Тут-то и возникает эффект Коанда, благодаря которому на носовой оконечности возникает пониженное давление. Соответственно, аппарат будет двигаться в сторону пониженного давления, то есть вперед, — поясняет ученый для «чайников”.
Свое детище Владимир Тарадонов и его команда назвали Blue Space, то есть «голубой космос”. Об изобретении петербургские ученые заявили еще 10 лет назад — именно тогда, в начале двухтысячных годов, они получили сразу пять патентов.
— К нам приезжали ученые из Южной Кореи, США, Китая, Европы, — перечисляет Владимир Тарадонов. — Китайцы так вообще весь аппарат линейками измерили, но все равно не могут понять принцип движения. Есть несколько ноу-хау, которые мы никому не говорим.
Главная проблема, из-за которой велосипед пока только остается макетом, не техническая, а финансовая. На создание первого опытного образца нужны средства.
— Иностранцы были готовы вкладывать деньги в «Блу Спейс”, но у них есть особые условия — например, всю лабораторию перевезти в Европу. А зачем мне ехать в Европу? Поэтому мы на свои деньги постепенно конструируем опытный образец: акриловое стекло нам делают в Дзержинске, электронику — за границей. Первый подводный велосипед обойдется нам в 70 тысяч долларов, — говорит Тарадонов.
Ученый обещает, что испытания велосипеда пройдут уже в 2011 году. Правда, не в Неве.
— В Неве слишком грязно, — категорично заявляет ученый. — Мы опробуем его либо на Ладоге, либо на Черном море. Желающих быть «первым подводным велосипедистом” очень много, мы будем проводить конкурс. Наша задача — протестировать все возможные системы и довести аппарат «до полной поломки”. Будем опускать его на глубину 60 метров, посадим самого толстого и тяжелого пассажира, проверим, как работает система безопасности.
По сообщению «Mk.ru»
Рубрики: Новости
Метки: Велосипед, Подводный...