В городе, где царит культ Петра Шмидта, нашлись столь же отчаянные люди – они подняли с морского дна тяжеленную реликвию, связанную с его именем
Куда уходят пароходы
На центральной площади Бердянска Запорожской области по случаю Дня города выставили громадный, только что выловленный из пучины Азовского моря гребной винт грузового парохода-ветерана «Карл Маркс», он же «Диана». Поставленный 110 лет назад винт диаметром почти пять метров едва тронула коррозия. Гидроархеологи говорят, что в воде так могло сохраниться лишь высококачественное специальное железо. А внутри, в месте насадки на вал, в момент поднятия винта с морского дна он оказался вообще как новенький – чистый белый металл под слоем смазки.
Экспедицию, которая нашла и подняла винт, организовал и возглавил депутат Бердянского горсовета Григорий Патей, дайвер с большим стажем, человек решительный и хваткий. Патей собрал команду проверенных товарищей – бизнесменов: вместе они уже не раз ходили в морские походы на маломерных катерах и были готовы потратиться на серьезную экспедицию.
Перед тем как отправиться к месту затопления «Дианы» – «Карла Маркса», Патей делал запросы в Министерство обороны, архив Санкт-Петербургского адмиралтейства. В коллекции бердянского журналиста, знатока морской истории Александра Киосева обнаружились старые фотографии и нужная морская карта. Вспомнили об ихтиологе Вячеславе Мирошникове. Еще в конце 70-х, будучи в командировке вблизи Геническа, он узнал от местных рыбаков, что среди трех полузатопленных кораблей на отмели находится тот самый «Карл Маркс», и уже тогда подал идею поднять раритетный винт и водрузить его в Бердянске.
В 1956 году трудяга «Карл Маркс» и еще два судна – «Роза Люксембург» и «Сталин», отслужив свой срок, были приведены в западную часть Азовского моря вблизи Арабатской стрелки и отданы на растерзание военной авиации как мишень учебных бомбометаний. В результате от надводной части кораблей почти ничего не осталось: их «съели» бомбы, морская вода и ветер.
Поражения и победа
Многие любители старины пытались достать «диановский» винт, однако эта задача оказалась не по зубам: требовалось перепилить толстый вал, на котором крепился винт.
– Мы нашли в Феодосии лицензированных водолазов, которые занимаются подводной сваркой и порезкой старинных кораблей, – рассказывает Григорий Патей. – Работа застопорилась на бронзовой втулке. Решили резать ножовочным полотном, но и тут не повезло: через две-три минуты полотно забивалось. Тогда поехали в Севастополь, нашли на рынке у одного дедушки специальное алмазное полотно с широким шагом…
Над этим валом Григорий Патей, авторитетный бердянский дайвер Николай Волчок и его феодосийский коллега Сергей Каширский собственноручно корпели две недели. Наконец, восьмитонная махина соскочила с вала и застряла лопастью в песке.
Потом было еще много приключений и беспокойств. Экспедиция Патея отправлялась к «Диане» шесть раз, подгадывая рейсы под спокойные дни – и каждый раз, вопреки прогнозу синоптиков, поднимался шторм! Однако доставить раритетный винт в Бердянск ко Дню города было делом чести. И когда Николай Волчок наконец обвязал винт стропами, и его стал натужно поднимать специальный плавучий кран, наблюдатели затаили дыхание, пока винт не показался над водой.
Винт взгромоздили на плавкран, о доставке которого позаботился начальник Бердянского торгового порта Владимир Пикинер, и торжественно повели в Бердянск. Под длинные корабельные гудки находку выгрузили на причал. Так замкнулся круг истории – винт корабля, о котором больше сотни лет назад заботился его капитан Шмидт, обрел покой в городе Петрового детства.
Петр Петрович I
Петр Шмидт для Бердянска – личность культовая. Будущий лейтенант Шмидт прожил в Бердянске всего четыре года – после назначения его отца, тоже Петра Петровича, начальником города и порта Бердянска, Петр Петрович-младший учился здесь в гимназии перед поступлением в Петербургский морской кадетский корпус.
Отец будущего героя капитан первого ранга Петр Шмидт трудился здешним градоначальником десять лет, с 1876-го по 1886-й. Направляясь через единственный городской парк – имени Шмидта – по улице имени Шмидта, мимо здания Педагогического университета – бывшей гимназии, где штудировал науки Петр Петрович-младший, ступаешь по остаткам мостовой, которую выложили 120 лет назад с подачи Шмидта. Состояние «коммуналки» уездного Бердянска, доставшейся новому градоначальнику, можно представить по «Объявлению начальника города и порта Бердянска»: «Бердянская городская управа в 1872 году (за четыре года до приезда Шмидта. – Ред.) роздала всем… лицам города Бердянска правила о благоустройстве города… Правилами этими вменено в обязанность жителям города Бердянска: не выбрасывать на улицу и тротуары разного сора и не выпускать на улицу со дворов помои…
Между тем многие домовладельцы не исполняют вышеозначенных правил, через что претерпевают неудобства все городские жители…». Далее градоначальник убедительно предлагает «господам домовладельцам теперь же озаботиться об исполнении вышеобъясненных правил».
Побуждая бердянцев немедленно приступить к благоустройству, Петр Петрович за собственные деньги закладывает первый городской парк, который сейчас носит имя Шмидта.
Увесистые музейные радости
Когда спецэкспедиция доставила в город гребной винт «Дианы», наверное, в Бердянске не оказалось человека более счастливого, чем бессменный директор краеведческого музея (у него четыре филиала, в том числе дом-музей семьи Шмидтов) Людмила Ноздрина. Ведь история с извлечением винта из морских глубин завязалась еще 30 лет назад: с Ноздриной беседовал заезжий офицер – представитель структуры Черноморского флота, которая «поднимала все, что утонуло».
– Мы безмерно рады, нам теперь завидуют все музеи, связанные со Шмидтом – Одесса, Очаков, Севастополь! – лицо Людмилы Федоровны сияет неподдельной гордостью.
Хотя экспонат вряд ли будет находиться в музее: участники экспедиции настаивают на том, чтобы после реставрации украсить уникальным артефактом набережную.
В закромах музея Шмидтов недавно оказалась одна массивная вещь: чугунная мемориальная доска, которая в советские времена висела на здании литейного цеха Первомайского завода сельхозмашин – до революции он был заводом Джона Гриевза. В этом цеху однажды на каникулах трудился Шмидт-младший. Возможно, именно тогда он впервые проявил симпатию к простому народу, которая, в конце концов, и погубила харизматичного лейтенанта. Мемориальная доска уже и сама по себе стала реликвией: завод приказал долго жить.
– Людмила Федоровна, – интересуюсь у главного бердянского музейщика, – а вот сейчас личность лейтенанта Шмидта «пересматривают». Говорят, не таким уж он был хорошим, наоборот, – слишком амбициозным, нервным. А советской пропаганде история его жизни пришлась очень кстати: он единственный из офицеров российского флота поддержал революцию 1905 года.
– Не хочу даже комментировать! – отвечает директор. – Мы не пересматриваем!
– Вроде бы он, по свидетельству очевидцев, был вспыльчивым человеком…
– …и драку устроил на балу? Да прямо там! Все это интернетовские домыслы и сплетни.
– А еще в Википедии пишут, что Шмидт женился на проститутке.
– Да, женился. Но почему пишут только о нем? В то время было движение среди офицеров – жениться на падших женщинах, чтобы их спасти. Шмидт так и сделал, и у него была не жизнь, а страдание. В итоге он 16 лет спустя официально развелся с ней.
Петр Петрович II и Евгений Петрович
Анекдотические «дети лейтенанта Шмидта» известны больше своего родителя. На самом деле у Петра Петровича был только один потомок – сын Евгений Шмидт-Очаковский, жизнь которого не имела ничего общего с отглянцованным образом отца. В 1917-м Евгений эмигрировал, в 1926-м в Праге выпустил книгу пристрастных воспоминаний, которая стала доступной у нас только после переиздания 80 лет спустя в Одессе.
Судьба сына лейтенанта Шмидта тоже связана с «Дианой»: путешествие на ней оказалось их последним совместным плаванием. Петр Шмидт прекратил командовать судном при чрезвычайных обстоятельствах. Вот как пишет об этом его сын: «Около острова Мэн (в Ирландском море между Великобританией и Ирландией. – Ред.) по недосмотру старшего помощника «Диана» наскочила на камни, получила большую пробоину. Отец взял всю вину на себя, выгородив настоящего виновника, и в результате оказался в своего рода «резерве» служащих».
Сын унаследовал бескомпромиссность и прямоту лейтенанта Шмидта, и попал меж двух огней – белоэмигрантов, которых возненавидел после позорного расстрела отца, и Советов. В тех мемуарах он делает невольный комплимент в адрес царского правительства, засудившего «красного адмирала»: «Только советская «власть» доказала, что нет границ подлости человеческой, как нет ничего на свете, чего нельзя было бы превзойти во многие тысячи раз».
Свои последние годы Евгений провел в парижском приюте для бедных, и в 1951 году умер. Где похоронен – неизвестно. Слава отца не принесла Евгению счастья.
Текст: Ольга Боглевская
Рубрики: Новости
Метки: «Диана», «Карл Маркс», История и подводная археология...