Семь различных площадок. Четырнадцать недель съемок. Начало – 12 марта 2007 года. К этому времени современные здания в старинном ганзейском городе усилиями команды из 50 человек под руководством художника-постановщика Лотаря Холлера (Lothar Holler) оделись в специально воссозданные фасады, и превратили нынешний Штральзунд в Готенхафен (так на немецкий лад во время войны назывался польский город Гдыня) конца войны. У причала выстроен фрагмент борта корабля длиной 60 и высотой 12 метров. Свет, камера…
Кто-то поднимается по трапу, кто-то просто ждет своей очереди, прямо здесь, на пристани…
Пассажирский лайнер Wilhelm Gustloff был заложен в Гамбурге 5 мая 1937 г. на верфи Blohm & Voss Shipyards («Блом унд Фосс»). Он стал самым крупным судном круизного флота «Силы через радость» (Kraft durch Freude)– организации, созданной для обустройства отдыха активистов «Рабочего фронта» Германии. Размеры теплохода впечатляли (длина 208,5 м, ширина – 23,5 м, высота борта выше ватерлинии – 17,3 м, полная высота «от киля до клотика» – 58 м, осадка – 7 м. Максимальная скорость – 15,5 узла, главные движители – четыре восьмицилиндровых двухтактных дизеля суммарной мощностью 9500 л.с.). Судно было рассчитано на перевозку 1463 пассажиров при штатной численности экипажа в 417 человек. В марте 1938 года лайнер вышел в первое круизное плавание. После 17 довоенных месяцев, за которые Wilhelm Gustloff успел совершить 44 рейса (большинство – на Средиземном море вокруг Италии) и перевезти 65 тысяч человек, 26 августа 1939 г. теплоход был отозван из очередного вояжа и уже 1 сентября зачислен в списки вспомогательных судов кригсмарине. Началась военная карьера лайнера – его переоборудовали в госпитальное судно. В этом качестве «Густлофф» пробыл до 20 ноября 1940 г., совершив четыре рейса в Балтийском море и по маршруту Германия-Норвегия. Лечение на нем прошло около 7000 человек, 1961 раненный был доставлен на родину.
Однако использовать дорогостоящий лайнер в районах боевых действий было неразумно. Следующий, наиболее длительный этап в жизни судна наступил в конце 1940 г., когда руководство флота решило превратить его в плавучую казарму. Новыми постояльцами многочисленных кают стали офицеры и матросы 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводников (2 U-Вoote Lehr Division). На своей стоянке в Готенхафене он дважды (9.10.1943 и 18.12.1944) чуть было не стал жертвой воздушных ударов союзной авиации. И именно отсюда вечером 30 января 1945 года Wilhelm Gustloff вышел навстречу своей судьбе…
Автор сценария Райнер Берг (Rainer Berg) с помощью Хайнца Шёна (Heinz Schо..n), оставшегося в живых после гибели лайнера Wilhelm Gustloff, решил по-новому осветить кусок немецкой истории. Хотя «Гавань надежды – Последний поход «Вильгельма Густлоффа» (AT) достаточно сильно опирается на исторические факты и временные свидетельские показания, персонажи фильма выдуманы. Действие фильма начинается за три дня до гибели «Густлоффа». Все события повествуются от лица молодого капитана торгового флота Хельмута Кединга (Hellmut Kehding/ Kai Wiesinger), который должен привести судно с примерно 1500 солдатами и офицерами вермахта и почти 9000 беженцами в Киль. В Готенхафене он случайно встречает свою любимую Эрику Галечки (Erika Galetschky/Valerie Niehaus), которая служит во вспомогательном подразделении ВМC (Marinehelferin) и помогает беженцам при посадке на корабль. Среди беженцев Лилли Зимонайт (Lilli Simoneit/ Dana Vavrova), которая в страхе перед наступающей линией фронта скитается уже неделями со своим 16-летним сыном. Ее маленькая дочь не пережила лишений войны. Вместе с Лили теперь и беременная Марианна (Marianne/ Anja Knauer). Они, как и тысячи других беженцев, надеются на спасение…
После 12 съемочных дней в Штральзунде производство переезжает в Гамбург, где за 4 дня в гавани Swinemu..nde снимается прибытие оставшихся в живых после катастрофы. Потом 5 съемочных дней в Лейпциге, на территории старой пивоварни, где снимаются уличные сцены, а также сцены из военного госпиталя. Десять художников-костюмеров и восемь гримеров ежедневно тратят около трех часов, чтобы превратить 200-500 статистов в беженцев (женщины, дети и старики), раненых и фронтовиков, санитаров, судовых врачей, сестер милосердия, девушек-маринехельферин, полевых полицейских, матросов, офицеров и солдат вермахта. Затем съемки в студиях Кельна и Берлина, где в воссозданных интерьерах лайнера снимаются все сцены на корабле.
Для съемок гибели Wilhelm Gustloff съемочная группа в конце апреля приезжает на Мальту, где на Mediterranean Film Studio – специальной студии водных спецэффектов – снимаются все «мокрые» сцены фильма.
Мальта. 20 апреля около 23.00. В большом бассейне MFS работают одновременно три съемочный группы. Воды в бассейне нет, установлены пока еще относительно «сухие» площадки, на одной из которых полным ходом снимается бегущая в панике по наклонным палубам и узким коридорам людская масса. Поступающая вода вот-вот сшибет уцелевшие переборки и сметет все на своем пути. Жутко! Выход только один – прорываться вперед. Отталкивая пару орущих детей, через головы раненых, пытающихся ползти на встречу волне, прорывается какой-то бугай…
«Стоп» – дети с присущей им непосредственностью начинают играть и смеяться, показывая друг на друга пальцами. «Бугай» просит прощения у «раненых» и договаривается, как лучше впредь перебираться через их головы. Следующий дубль, и все повторяется. Раз 25! Через несколько часов усталость берет верх. Извергающаяся из брандспойтов семнадцатиградусная морская вода довела до состояния, близкого к отчаянью. В паузах никто не смеется, а во время дубля на лицах нет ничего, кроме желания выбраться отсюда! Похоже, именно то, что нужно режиссеру. «Снято!»
Вся огромная съемочная группа работает быстро, слаженно, стремясь уложиться в тот короткий срок – 5 дней, который отведен для съемок на Мальтийской студии спецэффектов. Поэтому пока на первой площадке паникующая массовка, на второй идут съемки волны, врывающейся в холл, в котором разместились койки с ранеными. Здесь людей поменьше, а вот задача потяжелее. Огромная волна выносит дверь и с ураганной силой проходит по помещению, круша все на своем пути. Работают каскадеры, поэтому съемки проходят без человеческих потерь, а вот мебель не выдерживает – койки регулярно приходится менять на новые. Время идет, оператор недоволен, но в конце концов все складывается к лучшему и раненый немецкий офицер, переломав своим телом добрую треть мебели салона, потирая ушибы и улыбаясь, принимает поздравления от оператора и группы в связи с успешным окончанием рабочего дня, точнее ночи!
А тем временем третью площадку готовят к следующей ночи, завтра здесь будут снимать погружающуюся носовую часть лайнера. Бутафоры накладывают последние штрихи на конструкции судна, завтра оно утонет. На сегодня все, брезжит рассвет, все расходятся спать.
Спасательные средства лайнера Wilhelm Gustloff включали в себя 12 шлюпок на 50-60 человек каждая, 18 катеров на 30 человек и 380 надувных плотиков на 10 человек. Педантичные немцы, несмотря на спешку при погрузке в порту, даже успели провести несколько тренировок по организации посадки в спасательные средства и правильному использованию пробковых жилетов. Однако расписанные по шлюпкам в качестве гребцов и рулевых матросы лайнера в большинстве погибли при взрыве первой торпеды, попавшей в носовые каюты экипажа лайнера. Руководство посадкой взяли на себя офицеры и унтер-офицеры 2-й дивизии.
В спас-средства, которые удалось отцепить, вооруженные подводники позволяли садиться только женщинам и детям.
Укомплектованные подобным образом шлюпки спускались в штормующую январскую Балтику на волю волн. Кому-то из их пассажиров повезло – они почти сразу были подобраны миноносцем «Лёве» и подоспевшим «Т-36», остальные же – а их было подавляющее большинство, разносились волнами по морю. Шансов выжить – минимум. Многие выскакивали из душных помещений лайнера без теплой одежды, да и одежда вряд ли помогла бы при температуре воздуха -18°С и температуре воды около +2°С.
Второй съемочный день. Бассейн студии до краев наполнен водой. Сегодня декорации уже другие. С одной стороны борт судна, пришедшего на помощь. С другой – часть палубы сильно накренившегося тонущего «Густлоффа». Именно на этих площадках будут проходить основные съемки в этот и два следующих дня. На Мальтийской студии есть все, чтобы создать шторм, но немецкая команда, похоже, привезла с собой заклинателя погоды. Для надежности. Иначе чем еще объяснить тот факт, что солнечная и теплая Мальта на неделю укрылась низкими серыми тучами и обдувала всех участников шквалистым холодным балтийским ветром, проникающим во все закоулки. Это несколько усложнило жизнь съемочной группе– ну не может гулять ветер внутри помещений судна!!! Сегодня основная съемка – спасение попавших в шлюпки пассажиров и тех, кому повезло меньше – на плотиках, спасательных кругах да и просто на чемоданах.
На квадрате 30 на 30 метров в воде барахтается 150-200 человек плюс к ним заботливые бутафоры высыпали груду судового мусора и 50-70 привезенных с собой из Германии кукол. Многие из них настолько реалистичны, что бросает в дрожь.
Первая сцена снимается более трех часов, дубль за дублем. Вода, в которой все это время сидит массовка, – +17°С. Не спасает от холода ни трешки гидрокостюмы, пододетые под основную одежду, ни горячий кофе, который время от времени приносят заботливые работники скорой помощи. После второго часа люди начинают сдавать. У некоторых начинаются судороги. Неприятность ситуации в том, что отличить куклу от человека в мелькающих прожекторах и «штормующем» море очень трудно. Конечно, людей не бросают на произвол «стихии», в воде постоянно находятся до пяти спасателей, предоставленных департаментом подводных съемок MFS. «В вашу задачу входит наблюдать, чтоб никто не утонул, – инструктирует помощник режиссера – однако не стоит показываться в кадре, пока идет съемка!». Команда «Снято!», дайверы бросаются в гущу тел, в это раз повезло – кукла. На третьем часу приходится вытаскивать первых пострадавших с симптомами сильного переохлаждения, некоторые из них выходить отказываются несмотря на то, что ноги сведены судорогой. Таких с помощью врачей и дайверов вынимают из воды насильно.
Вода быстро прибывала, но количество людей, желавших вырваться на верхнюю палубу, не уменьшалось. Обледеневшая палуба, находившаяся под сильным наклоном, не могла уместить на себе всех желающих. Массы людей, в основном женщины и дети, в ожидании своей очереди столпились на нижней прогулочной палубе правого борта. Внезапно в ее носовой части появилась вода. Трапы сразу же были заблокированы толпами беженцев, которые мешали друг другу вырваться наружу. Многие пытались выбить толстые стекла, рассчитанные на буйство атлантических штормов, но им это не удавалось. Вода продолжала быстро прибывать и постепенно заполнила все помещение.
День третий. Основное действие съемочной площадки переместилось на торчащий из воды сильно накренившийся борт судна. Главный герой пытается спасти тех несчастных, которые оказались запертыми в ловушке застекленного променада. Судно стремительно погружается, внутри осталось воздушная подушка лишь в несколько сантиметров. Люди льнут к стеклам. Один из офицеров, орудуя киркой, пытается разбить окно снаружи, стоя на борту судна. Первым же ударом волны его смывает со скользкого борта.
Все, кто участвовал в съемках этого эпизода, на собственной шкуре смогли ощутить весь ужас ситуации, когда воздуха осталось на пять вдохов, а спасение вот оно, рядом, за толстыми стеклами иллюминаторов. Для отбора людей на эту сцену, массовку проредили простыми вопросами: «Боитесь ли вы закрытых пространств?» и «Есть ли у вас дайверская сертификация?». Набрали с полсотни взрослых и нескольких детей. И по одному начали заводить в практически затопленный шкафут. Когда все пространство забили людьми, оба выхода заперли с одной стороны съемочная группа, с другой – дайверы, включенные на всякий случай в аппараты. Еще до начала съемок пришлось вывести нескольких человек, особо нервных. Но вот началось! Картина будет неполной, если не описать те огромные волны, которые с ревом сбивают с ног, и те брызги, которые порывами ветра разносятся на десятки метров. Над сотнями людей величественно и ритмично звучит музыка съемочной площадки в стиле «индастриал». Ритм задают машины по созданию волн, несколько авиационных двигателей с ревом разносят водяную пыль, пневматические водяные пушки норовят сбить с ног всех по обе стороны камеры. Все это перекрывает истошный вопль людей, тонущих в судне. В какой то момент кажется, что весь этот ад настоящий. Но вот сцена закончена. Счастливая массовка выбирается из своего стального гроба и, подхохатывая, обсуждает произошедшее, а заодно и главного оператора, который выглядит весьма комично в цветном, как у клоуна, гидрокостюме ScubaPro и в каске на голове. Кстати, по словам спасателей, в воде от водяных пушек неопреновый шлем совсем не спасает! В эту ночь студия в очередной раз оправдала свое название «…водных спецэффектов». Сухими оставались только камеры, упакованные в специальные влагозащитные кофры.
Первый взрыв произошел в носовой части судна. Именно там находились кубрики экипажа, в т.ч. и каюта Хайнца Шёна. Спустя несколько секунд все двери в водонепроницаемых переборках были заблокированы командой с мостика. Находившиеся в носовой части «Густлоффа» люди – большинство свободных от вахты членов экипажа, были обречены на скорую смерть. Вторая торпеда взорвалась под плавательным бассейном на нижней палубе. Перед выходом из Готенхафена бассейн был осушен, в нем разместили девушек из вспомогательных подразделений ВМС. После взрыва торпеды большинство девушек погибло сразу же. Помещение начало быстро заполняться водой. Лишь немногие из выживших (по некоторым данным, всего трое) смогли в условиях паники и почти полной темноты отыскать запасной выход и выбраться из ловушки. Третья торпеда попала точно в центр «Густлоффа», непосредственно в машинное отделение. Из дизелистов, находившихся на вахте, не выжил никто. В этот момент не только остановились двигатели, но и выключилось внутреннее освещение, перестали работать все приборы. Через несколько минут включилось аварийное освещение, но судовая рация вышла из строя и не могла подать сигнал SOS. Лишь миноносец «Лёве» безостановочно сигналил в эфир: «Густлофф» тонет после трех торпедных попаданий! Район Штольпебанк. 55°07’ северной широты, 17°41’ восточной долготы. Просим помощи…».
Мне предложили роль одной из «маринехельферин», которая погибла в первые минуты… Конечно, для старта карьеры это маловато, но все-таки роль. В это же время немецкий каскадер работал на другой площадке, прыгая с высоты в воду для команды, работающей над спецэффектами. Я согласилась. Итак, я каскадер. Подбираю себе мокряк из тех запасов, что остались в дайв-центре Abyss после того, как была одета практически вся съемочная группа и группа статистов. Просидевшие по 12 часов в воде дайверы-спасатели предлагают взять еще утеплитель. Соглашаюсь. Смена начинается в семь вечера (все съемки – ночью). Сначала к костюмерам, где подбирается по размеру костюм. Но по размеру – это значит сверху на гидрокостюм. Получаю все – от фильдеперсовых чулок и сатинового розового пояса 40-х годов до добротно сшитой суконной униформы. Потом грим – очаровательные кудри, как на бабушкиных старых фотографиях. Получилась дородная фройляйн из вспомогательных подразделений ВМС. Теперь самая главная часть – вжиться в роль. Естественно, никто не собирался в действительности тонуть, просто нужно на время задержать дыхание и не шевелиться на глубине шести метров. Задача ясна. Пока устанавливается свет в бассейне и выверяются все технические вопросы, в голове вертится только один вопрос – куда спрятать все эти 12 кг грузов, без которых утонуть во всех этих вещах просто не получается.
В воде страхующий дайвер помогает занять позицию перед окном, за которым установлена основная камера. Вторая камера, крупный план – в воде, Женя Томашов застыл в заранее оговоренной точке, обнявшись с огромной ARRI, затянутой в полиэтиленовый бокс. Сквозь толщу воды слышна команда: «Приготовиться!». Отдаю регулятор и замираю. Камера, мотор! Теперь главное не моргнуть и не шевелиться… С первого дубля снять не получилось – предательский пузырек воздуха просочился через приоткрытые губы. Второй дубль, третий… пятый. Все, снято. Кажется, все довольны.
Что происходило в заключительный день на площадках, мне разглядеть не удалось. Все так же ритмично гремели волнами машины, все так же ревели солеными брызгами авиапропеллеры… Меня же целиком захлестнула работа на площадке, где снимали заготовки для спецэффектов. В этот раз не нужно задерживать дыхание… Все проще. На фоне электрически-зеленого хромокея (хромокей – экран голубого или зеленого цвета, на фоне которого снимают актеров для последующего создания спецэффектов) вместе с группой таких же как и я статистов, загримированных и одетых по моде середины сороковых ХХ века, с чемоданами и спасжилетами мы сначала плывем, потом барахтаемся, потом замираем неподвижно… Десяток дублей, потом участники сменяются, горячий чай или кофе на берегу, сухие полотенца, и снова смена действующих лиц. Самая жуткая для меня сцена была, когда пришлось плыть с «детками» – очень натурально выполненными куклами от младенцев до детей пяти-шестилетнего возраста. На площадке был специальный «кукловод», который вместе с костюмерами готовил всех кукол, а затем запускал их по волнам. Серое низкое небо, холодные волны, рядом плавает несколько замерзших «деток», головками в воде и с торчащими из больших для них спасжилетов ножками… а у тебя в руках – с застывшим взглядом мальчик пяти лет… Пробирает.
Наверное, самыми долгими были именно эти съемки на фоне зеленого экрана. В перерывах можно было успеть согреться в специальном помещении для мокрой команды, отдохнуть и познакомиться с остальными участниками. Как оказалось, очень многие работают на студии в массовке не первый раз. Кроме мальтийцев здесь были и англичане, и немцы, и русские. Причем никого не смущало такое количество русских (практически вся команда страхующих дайверов, а также группа статистов, в том числе и дети) на съемках фильма о гибели лайнера Wilhelm Gustloff. Кто-то был не знаком с историей, кто-то по-философски относился к этим событиям. Разговорилась с немкой, которая пробарахталась со мной бок о бок всю смену. Она, конечно, удивилась, что я из России, но тут же откомментировала, что ее отец был вынужден уйти на фронт, потому что иначе погибла бы вся семья…
Неделя пролетела незаметно, немецкая съемочная группа уже пакует оборудование и реквизит. Съемки на Мальтийской студии спецэффектов закончены. Фильм на экраны выйдет в начале 2008 года, а пока над островом снова вышло теплое солнце, бассейн осушен, утонувшие во время съемок чемоданы собраны отдельной кучей, декорации практически разобраны. Студия готова к новому проекту.
P.S. Редакция журнала ОКТОПУС выражает огромную признательность Анастасии Будыхо за теплый прием и руководителю департамента подводных съемок MFS Евгению Томашову за возможность принять участие в работе студии. Мы с интересом будем ждать как выхода фильма, так и выхода документальной ленты о съемочном процессе, снятой Евгением во время съемок «Гавани Надежда».
Текст: Юлия Голосий
Фото: Юлия Голосий, P.G., ConnY Klein
Архивная статья из № 5 (53) за 2007 г.
Метки: Синема...