RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(54)2007 » Гуадалканал. Уроки истории

Просмотров: 6 258
Об авторе
Автор статьи:

Гуадалканал. Уроки истории

Архивная статья из № 6 (54) за 2007 г.

Грохот тяжелой артиллерии и яркие всполохи в ночи… Внезапная смерть… Морское сражение за Гуадалканал было одним из самых тяжелых сражений Второй мировой войны, и 50 затонувших кораблей в проливе «Железное дно» стали его результатом. Одной из жертв стал USS Aaron Ward.

Гуадалканал – «Остров смерти». После атак на Перл-Харбор и Сингапур активные действия японцев в Тихом океане быстро переместились на юг, где они захватили маленькие и большие острова, на которых начали строить оборонительные укрепления, позволяющие противостоять атакам врагов. Когда в мае 1942 года японцы высадились на берег Гуадалканала (остров в архипелелаге Соломоновы острова), они тут же начали строить аэродром (сегодня это международный аэропорт). Это серьезно поставило под угрозу конвои, курсирующие между США и Новой Зеландией и Австралией. У cоюзников не осталось выбора, кроме как нанести ответный удар. Всего за шесть месяцев после Перл-Харбор японцы оккупировали территорию около 50 млн кв.км – это в 5 раз больше территорий, оккупированных нацистской Германией.

Битва за Гуадалканал началась 7 августа 1942 года внезапным нападением союзнических сил на пляжах на юге столицы Соломоновых островов – Хониари (Honiary), а также на острова Туладжи (Tulagi) и Флорида (Florida). Это сражение унесло много жизней по обе стороны фронта. Японское командование не ожидало прямой атаки союзников на этом участке – большинство сил было сконцентрировано на Папуа – Новой Гвинее, которая расценивалась как наиболее важная стратегическая цель. Гуадалканал расценивался японцами как еще один «непотопляемый» авианосец, союзники же рассматривали ситуацию совершенно по-иному, поэтому их нападение на Соломоновых островах было таким неожиданным для страны Восходящего солнца.

Одним из наиболее важных событий во время этой битвы стало контрнаступление, которое предприняли японцы в ночь с 8 на 9 сентября. Без потерь с их стороны они потопили 1 австралийский и 3 американских тяжелых крейсера. Это оставило вторгшийся флот союзников практически без защиты. Однако японцы не воспользовались возникшими преимуществами и не последовали в наступление. Историки считают это самым самоуверенным решением во время битвы за Пацифику. Союзники были в состоянии продолжать наступательные действия и 8 февраля 1943 года полностью захватили архипелаг.

Значение победы союзников в битве за Гуадалканал огромно. Это не только оттеснило японцев от конвойных маршрутов, но также развеяло миф о непобедимости японской армии. Это была поворотная точка в войне за Пацифику. Инициатива теперь перешла в руки союзников. Битва за Гуадалканал наравне с битвой при Мидуэй (Midway) считается одним из важнейших событий в военных действиях на Тихом океане.

USS Aaron Ward. После сокрушительных потерь в ночь с 8 на 9 августа 1942 года союзнический флот нуждался в немедленной защите. USS Aaron Ward («Аарон Вард») был среди кораблей, выбранных для этой задачи (Aaron Ward был командующим американского военно-морского флота 1897-1913 гг. USS Aaron Ward – крейсер класса Бристоль, спущен на воду 22 ноября 1941 года и вступил в строй в марте 1942 года; длина 113 м, ширина 11 м, водоизмещение 1839 т, команда 251 человек. Две машины 50 тыс. лошадиных сил позволяли развивать скорость в 35 узлов. Крейсер был вооружен четырьмя орудиями 127-мм калибра, 7 противовоздушными 20-мм пушками, 2 противоздушными 40-мм пушками и 5 торпедными аппаратами).

В мае 1942 года после нескольких тренировочных походов USS Aaron Ward перешел на боевое дежурство в Тихом океане. В основном крейсер сопровождал конвои между США и Новой Зеландией/ Австралией. Он также принимал участие в сопровождении авианосца Long Island в составе группы специального назначения под командованием адмирала 1-го ранга Вильяма Пая (WilliamS. Pye). По слухам, это было частью усилий, направленных на предотвращение вторжения японцев на Аляску. В августе 1942 года крейсер был направлен к Гуадалканалу для защиты наступающих сил союзников.

Битва за Гуадалканал. Сразу после полуночи 13 ноября радары союзников засекли флот адмирала Хироаки Абе (Hiroaki Abe). Это стало началом морского сражения за Гуадалканал. Целью японского флота было разрушить взлетно-посадочную полосу на острове и закрепить плацдарм за собой. Ударный отряд составляли 2 линкора, 1 легкий крейсер и 14 эсминцев. Уже в начале сражения USS Aaron Ward удачно избежал торпедной атаки. Торпеды прошли под килем и настигли эсминец USS Burton, который быстро затонул спустя некоторое время. Около двух часов ночи USS Aaron Ward открыл огонь и после 25 залпов потопил японский эсминец IJN Akatsiki. Однако вскоре был атакован, его артилеристкий командный пункт был разрушен. Всего за несколько минут еще 8 попаданий привели к тому, что в 2:25 он потерял управление, а в 2:35 машинное отделение было полностью затоплено.

В 2:26, после 40 минут хаотичного обстрела друг друга, часто при сближении, обе стороны развернулись в противоположных направлениях. Американская сторона потеряла несколько кораблей, включая флагман USS Atlanta и 1439 моряков. С тактической точки зрения они победили – защитили взлетно-посадочную полосу и предотвратили высадку подкрепления японцев на остров. Точно так же, как в ночь с 8 на 9 августа, когда японское командование не воспользовалось сложившимися преимуществами, так и сейчас не было последующей атаки и разрушения взлетной полосы.

Адмирал Абе, вероятно, не смог оценить, каким преимуществами он обладает с одним линкором, одним легким крейсером и четырьмя эсминцами против всего одного легкого крейсера и одного эсминца со стороны США. Позже в Японии верховный главнокомандующий адмирал Ямамото (Yamamoto) был невероятно зол исходом операции и вынудил адмирала уйти в отставку.

Наутро после сражения USS Aaron Ward был отбуксирован в гавань на острове Туладжи. За ночь на нем погибли 15 моряков и 57 получили ранения. После незначительного ремонта, корабль прошел капитальный ремонт и перевооружение в Перл-Харборе. В строй он вернулся 6 февраля 1943 снова на Соломоновы острова.

Последняя стоянка. 7 апреля в 15:04 большая эскадрилья приблизилась к Гуадалканалу. В нее входили 67 бомбардировщиков Vals и 100 истребителей Zero.

Около 18 самолетов атаковали гавань Туладжи, целясь в нефтяной танкер USS Kanawha. USS Aaron Ward на полном ходу покинул гавань, открыв огонь по самолетам противника.

После первого же попадания бомбы в корпус корабля в машинном отделении образовалась течь. Вторая разорвалась прямо в машинном отделении, обесточив все 127-мм орудия и 40-мм пушки. Остальные взрывы стали причиной больших разрушений корпуса. Корабль потерял управление и начал меденно кружить. 20 моряков были убиты, 59 ранены и 7 потеряны. Во все отсеки быстро поступала вода, несмотря на попытки отбуксировать USS Aaron Ward в мелкую бухту, корабль затонул в 9:35, не дойдя шестисот метров до отмели.

Спустя полстолетия. Новейшая история USS Aaron Ward началась благодаря охотнику за сокровищами Роберту Балларду. В октябре 1991 года на борту Restless M он прибыл в пролив «Железного дна» в поисках затонувших в битве за Гуадалканал кораблей. Во время двух экспедиций (вторая состоялась в 1992-м) он нашел 14 затонувших кораблей из 50. Один из них был USS Aaron Ward. Писатель и историк из Новой Зеландии Эван Стивенсон (Ewan Stevenson) во время первой экспедиции был на борту RestlessM. Он записал приблизительные координаты рэка, а также то, что корабль лежит на сложной, но тем не менее достижимой глубине в 70 метров.

4 сентября 1994 он организовал поиск первый раз. Вместе с Яном Гарднером (Ian Gardner) и Браяном Байли (Brian Bailey), основываясь на показаниях сонара, было определено наиболее вероятное место нахождения рэка, но к сожалению, исследователи не смогли подтвердить свои предположения, совершив погружение в этой точке. Погружение в итоге совершили Ян Гарднер и Браян Байли только 25 сентября, они были первыми людьми, которые увидели этот корабль спустя 50 лет. Сегодня все ныряющие на этот рэк получают персональный диплом и номер… Мне присвоили №447.

Туладжи. Дайв-процесс на Туладжи организован с любовью к рэкам. Когда Нейл оказался на Соломоновых островах несколько лет назад, он не ожидал, что эта забытая Богом крохотная полоска суши где-то в Тихом океане станет его домом. В 2002 году Нэйл основал дайв-центр, который организует погружения на USS Aaron Ward. Несмотря на удивительно красивые рифы вокруг (в особенности абсолютно потрясающий Twin Tunneles), большинство погружений происходит на рэки.

Здесь все предельно хорошо организовано для длинных декомпрессионных погружений. Доступны спарки, стейджи разного объема, кислород и гелий (необходимо заказать заранее за 3-6 месяцев). Но более всего помогла декомпрессионная станция, которую мы специально изготовили. К рэку ведут два ходовика: один по правому борту сразу за штурвалом, другой – на кормовой пушке №3, который мы и использовали для того, чтобы опуститься на рэк, так же как и для подъема на поверхность. На глубине 21 м на первой декомпрессионной остановке (переключение на декомпрессионый газ EAN 50%), Нэйл прокладывает ходовик, ведущий к декомпрессионной станции. Мы использовали этот ходовик, чтобы подняться к станции, которая начиналась с 18 метров. Выше на глубинах 12, 9, 6 и 3 метра располагались перекладины. Мы всегда были обеспечены дополнительными баллонами с воздухом и кислородом. Если появлялось течение, декомпрессионная станция откреплялась от лодки и отпускалась дрейфовать на двух буях. Эта очень интересная конструкция позволяла безопасно проходить декомпрессию.

Корабль-призрак. После серии погружений в мелкой воде, чтобы согреться, наконец-то долгожданое грандиозное погружение на знаменитый дайв-сайт Соломоновых островов – рэк USS Aaron Ward. Он затонул недалеко от края неглубокого залива. Частые дожди (Соломоновы острова известны уровнем осадков, который превышает количество осадков на Амазонке) приносят много осадочных пород, и видимость здесь обычно несколько хуже (обычно 20 м), чем на других рэках, лежащих на удалении от берега, где порой достигает 50 м. Но если долгое время нет дождей, то видимость может улучшиться так, что возможно в одно и тоже время увидеть нос и корму этого 110-метрового корабля.

Темные тяжелые тучи висят над головой. Последняя проверка приборов, и мы опускаемся вдоль ходовика к штурвалу. Первые метры проходим в зеленой дряни, которая убивает видимость и гасит тот свет, который пробивается с поверхности к останкам корабля в этот облачный день. 20, 30… наконец около 40 м мы начинаем различать силуэт того, что осталось от рубки со штурвалом. Средняя часть разрушена наиболее жестоко, перед нами лежит груда покореженного и разорванного металла. Первое впечатление – слишком разрушено. Все окружено темной синей водой и выглядит жутко или, как сказал мой австралийский дайв-бадди, – как корабль-призрак.

На 53 м мы нашли ряд иллюмиаторов, а по правому борту дверь вела внутрь. Заглядываю внутрь и вижу стаю глас-фишей, играющих в свете наших фонарей. Часы тикают, а у нас по плану есть более «серьезные» места для посещения. Справа внизу можно увидеть одну из 20-мм противовоздушных пушек. Она торчит вертикально вверх, как будто из нее стреляли всего несколько минут назад. Впечатляет. Дальше – 127-мм орудие №2, нацеленное в небо…

Смертоносные 127 мм. Мы приблизились к ней. Нижняя часть надстройки находится на 58 м. Над нашими головами мы можем видеть красиво инкрустированные кораллами пушки, которые словно готовы к новому залпу. Немного вдалеке в сильном течении зависла стая джекфишей. Сложно сфокусироваться на чем-то одном, когда вокруг так много всего происходит. Начинаем движение к носу корабля и встречаем лицом к лицу 127-мм орудие. Его ствол украшен огромными перистыми ярко-розовыми кораллами.

Течение усиливается. Мы позволяем ему пронести нас над палубой и падаем ниже, прикрываясь правым бортом. Это самая глубокая точка погружения. Мы на 62 метрах. Когда глядишь на нос корабля, становится очевидно, что он деформировался в момент столкновения с дном. К сожалению, время погружения вышло. На 23-й минуте возвращаемся к ходовику и начинаем декомпрессию. Декостанция проявила себя хорошо даже в течении. Зависнув, проверяю свои фотографии – некоторые требуют пересъемки, и у меня достаточно возможностей, чтобы сделать это – впереди еще 2 погружения, запланированные на кормовой и носовой частях.

Таинственная каска и 70 м. Следующий дайв мы запланировали на корму. Ходовик закреплен на орудие №3. В этот день мы наконец испытали, что такое хорошая погода и достаточно приличная видимость. Погружаюсь, на глубине около 40 м наблюдаю ствол одной из кормовых пушек. Дальше вниз, и с левой стороный видно орудие №4. Как и на носу, орудие выглядит так, как будто последний залп прогремел всего несколько минут назад. В этот раз мы запланировали более продолжительное время на дне, поэтому медленно оплываем каждую орудийную башню, восхищаясь сохранностью конструкций.

Прошло 10 минут погружения. Плаваем над левым бортом немного в стороне от затонувшего судна. Несколько кадров широким углом, и мы движемся в сторону кормы и винтов. Это самая глубокая часть погружения. Мы на 70 м. Огромные машины разгоняли судно до 35 узлов. Как и носовая часть, корма деформировалась от удара об грунт. Перо руля и левый винт торчат над песчаным дном, второй винт почти полностью зарылся в песок. Сосредоточившись на съемке, я пропустил момент, когда Нэйл нацепил себе на голову старую каску. Он внезапно появился из-за винта, как призрак из прошлого.

Покидая корму вместе с таинственной каской, движемся обратно на палубу, снова мимо двух орудий, и дальше к центральной части судна. Здесь – две хорошо сохранившиеся системы наведения и практически неповрежденные прожектора. С другой стороны лежит 40-мм пушка. Всего несколько недель назад она все еще смотрела в небо, «защищая» корабль от японских самолетов, но время берет свое, и теперь, после 64 лет на дежурстве, она лежит на палубе. 30 минут погружения истекло, мы на ходовике, время всплывать.

Пролив «Железное дно». Погружение на USS Aaron Ward – это потрясающий опыт. До сих пор мне не доводилось видеть под водой более драматического зрелища. Это не легкое погружение. Глубина доступна только для технических дайверов. Нередки сильные течения, с которыми сталкиваешься неожиданно. И, безусловно, долгие часы перелета на край света – Соломоновы острова. Но все это стоит того, чтобы понырять на затонувшие корабли. И USS Aaron Ward – это только один из множества лежащих здесь…

Текст и фото: Darek Sepiolo
Перевод: Maciek Arkuszewski, Юлия Голосий

Рубрики: 6(54)2007, Архив

Метки: , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111